Нового международного политического 4 страница
СССР был в большей степени сухопутной державой и мог, как говорил начальник штаба армии США, «не замочив в воде подошв», контролировать ситуацию в Европе, Азии и на Среднем Востоке.
Пространственно-географические особенности преломляются в концепциях пропорционального развития тех или иных видов вооруженных сил и, к примеру, для России, видимо, нет необходимости стремиться к равенству с военно-морскими силами США.
В тоже время, модели международных отношений, построенные только по геополитическим параметрам, особенно в пункте «естественных» стратегических соперников России, популярные на «державно-патриотическом» фланге политической мысли, не адекватно отражают реалии мировой политической ситуации.
Помимо пространства, на которое делает упор геополитика, суммарный процесс развития современных государств определяется множеством других факторов – этнических, социальных, экономических, цивилизационных.
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее государство во внутренней и внешней политике. В монархических государствах глава государства – наследственный монарх, в республиканской форме правления – избранный президент.
В России республиканская форма правления, и главой государства является Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальный срок пребывания в должности президента – 8 лет.
Функции Президента России довольно обширны. Они зафиксированы в статье 4 Конституции РФЫ. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; утверждает военную доктрину России; назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает вопросы гражданства, помилования и другие. Президент обладает неприкосновенностью. Он прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности.
Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. И в то же время он действует на основе Конституции и федеральных законов. Если нормативные акты Президента не соответствуют Конституции, суд РФ может их отменить. Другими гарантиями против узурпации власти главой государства является альтернативный характер выборов, всенародные прямые выборы, возможность отрешения его от должности и другие.
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА – должностное лицо, определяющее основные направления деятельности высшей исполнительной власти государства – правительства и организующее его работу. Полномочия главы правительства определяются конституцией, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.
По Конституции Российской Федерации глава Правительства - Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Не позднее недельного срока после назначения председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.
В своей деятельности Председатель Правительства обязан руководствоваться Конституцией России, федеральными законами и Указами Президента, обеспечивая законность в работе высшей исполнительной власти, своевременное решение вопросов, входящих в его компетенцию.
Председатель Правительства определяет основные направления деятельности правительства в соответствии с полномочиями этого коллективного органа, определенными статьей 114 Конституции РФ: разработка и представление в Государственную Думу федерального бюджета и обеспечение его исполнения; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью. Он представляет Правительство РФ в России и за ее пределами, подписывает Акты Правительства РФ; предоставляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождение от должности своих заместителей и федеральных министров; систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ и другие.
Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В отдельных случаях он вправе отдавать распоряжения по отдельным вопросам управления. Председатель Правительства представляет это орган в международных отношениях.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ современности - (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации.
Отличительная черта современной цивилизации - нарастание глобальных угроз и проблем. Речь идет об угрозе термоядерной войны, росте вооружений, неразумной трате природных ресурсов, болезнях, голоде, нищете и т.п.
Немаловажное значение в концепции глобальных проблем придают вопросу об их объективной "иерархии", т.е. о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Иерархия глобальных проблем не сводится к их формальной научной классификации, она диктует определенную последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом решении.
Специалисты выстраивают глобальные проблемы в следующем порядке:
Сохранение мира и обеспечение необратимости процессов ограничения вооружений и разоружение;
Охрана окружающей среды;
Демографическая проблема человечества;
Проблемы обеспечения сырьем и энергией;
Использование ресурсов Мирового Океана;
Освоение космического пространства;
Устранение голода и болезней;
Преодоление отсталости.
Самые серьезные опасности для человечества не сопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой войны, которая в потенции угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. А.Эйнштейн, великий ученый, сказал по этому поводу: "Человек сначала должен обеспечить собственное выживание; только потом он может задать себе вопрос, какой вид существования он предпочитает".
Поэтому безъядерный, ненасильственный мир - не только высшая социальная ценность, но и необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем. Конечно, ситуация в мире в 90-е годы изменилась, и в обществе растет понимание того, что в настоящее время мировые державы вряд ли прибегнут к помощи оружия, тем более ядерного, для решения тех или иных вопросов.
Вопросы обороны и "холодной войны", ужасов атомной войны уже меньше волнуют мир, на смену им пришла озабоченность разрушением среды обитания, другими формами кризиса цивилизации.
Центральной проблемой является гармонизация отношений общества и природы, поэтому экологическая безопасность рассматривается как одна из приоритетных задач.
Глобальная проблема кроется и в «завоевательском» отношении к природе. Отходы промышленного производства и применение химии в сельском хозяйстве чрезвычайно загрязнили окружающую среду. За последние 30-40 лет исчезли многие виды растений и животных, кислотные дожди уничтожили до половины лесов в ряде стран Западной Европы и Северной Америки. В России также наблюдаются все эти явления.
Весьма пессимистичны прогнозы ученых относительно возможности необратимых изменений в климате Земли в результате деятельности человека. Защита водных бассейнов и мирового океана является общепланетарной задачей.
Угроза кризиса цивилизации, вызванная глобальными проблемами - не только в системе международных отношений во всех ее параметрах, но и в региональных военных конфликтах, в хронической обездоленности двух третей человечества. Глобальная угроза - в воспроизводстве самого человека. Как урбанизация, технизация и другие аспекты современной цивилизации отразятся на самом человеке, его биологии и генетике, психофизиологических качествах - это вопросы фундаментальной важности, приобретшие глобальный характер.
Сложность и масштабность проблемы выживания человечества определяют острую необходимость в международном сотрудничестве. Актуализируется вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) о том, что на пороге XXI века «человечество переживает решающий момент в своей истории». В Концепции устойчивого развития мира, принятой международным сообществом, нашли отражение три следующих положения: 1) признание того факта, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; 2) охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития, она не может рассматриваться в отрыве от последнего; 3) необходимо в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений.
Характерной тенденцией развития современной цивилизации является упрочение мировых связей и взаимозависимостей. Есть ли связь между усилением взаимозависимости и обострением глобальных проблем? Самая непосредственная. Для того, чтобы глобальные проблемы проявили себя как таковые, необходимо вступление всего человечества в новое состояние - систему всеобщей взаимозависимости. В свою очередь, в основе дальнейшего усиления и углубления всемирной взаимозависимости и взаимосвязи лежат процессы интернационализации. Поэтому не случайным стало проявление в ряду законов общественного развития закона глобализации и интернационализации.
ГОСУДАРСТВО– важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:
1. «Силовая» (Д.Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти.
2. Договорная (Т.Гоббс, Д.Локк и др.) - государство является следствием заключения
между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния».
3. Марксистско-руссоистская («экономическая»). К возникновению государства приво дят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятеяльности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими.
4. «Патриархальная» (Р.Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате есттественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье.
5. Органическая (Э.Бэрк). Государство представляется «организмом» (в противопо ложность либеральному «механицизму»), основанном на традиционных общественных установлениях.
6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является от ражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник божий».
Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм).
Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, видя в последней лишь способ решения «общих дел»
всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства как отражения «небесного порядка вещей». Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени, с фактической эмансипации политической и правовой систем общества.
Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы). Соответствующие словесные выражения в европейских языках и возникают (по К.Скиннеру) примерно с ХYII в.: status, staat, state, estado, etat и др., а фрагментарно и не слишком четко (в том числе и в качестве синонима «гражданского общества») употреблялись на век-полтора раньше. Государство всегда выражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от индивидуализированной сферы гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Собственно говоря, государство выделяется из общественного целого на той ступени своего развития, когда его элементы получают автономное развитие(право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной функции от человека (собственности - от производителя) имеют наивысшее значение. Здесь общественная природа человека, пока чуждая ему, отчуждена и представлена в образованиях государства, права, идеологии и пр. Рождается объективная иллюзия не отражения, а господства политического государства над обществом. Самостоятельное значение получает не само государство, а государственный аппарат, бюрократия, обладающая в нем абсолютной политической и экономической властью. Вектор общественного прогресса отныне находится в противоречивом развитии государственной и гражданской сфер, расходящихся влоть до открытого конфликта (в периоды революций). В идеологии подобное положение
находит свое выражение построениях этатизма (от Т.Гоббса), а практика разрешения - в практике правового и тоталитарного государства.
Функции государства различаются как внутренние и внешние; внутренние: защита государственного строя, предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими г. и пр.
Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с т. з. устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др.
В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей.
Современное государство, опирающееся на единую судебную и правовую системы, узурпирует в своих руках монополию над средствами убеждения и принуждения, причем осуществляющиеся при этом методы и средства различаются в зависимости от типа или формы государства.
ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ – (от англ. The Welfare State-государство благосостояния) - или «государство всеобщего благоденствия» (социальное государство) - понятие, которым обозначают совокупность социальных институтов в западных странах, призванных обеспечить всех членов общества социальными правами путем перераспределения доходов.
Государство благосостояния – своего рода теоретическая и практическая модель социального порядка, в котором осуществляется широкий комплекс программ социальной помощи непривилегированным слоям населения. Модель государства благосостояния реализуют в социальной политике не только социал-демократические руководители, но и консерваторы. Примером могут служить концепции «великого общества», провозглашенная американским президентом Л.Джонсоном; «сформировавшегося общества», предложенная канцлером ФРГ Л.Эрхардом - лидером христианско-демократической партии.
В «Пингвин-словаре» государство благосостояния определяется как «государство, которое берет на себя ответственность за социальное обеспечение и благосостояние своих граждан». В «Кратком оксфордском словаре» - как «страна, которая стремится обеспечить благосостояние всем гражданам посредством социальных служб, управляемых правительством».
Тридцатилетие после окончания Второй мировой войны - время расцвета государства благосостояния в западном обществе. Начиная с 50-х годов наблюдается взрыв затрат на разного рода социальные программы: народное образование, социальное обеспечение, здравоохранение, жилищное и коммунально-бытовое строительство и др. Доля расходов в валовом внутреннем продукте возросла в несколько раз и составила почти половину всех государственных бюджетных ассигнований. К числу основных задач относятся пенсионное обеспечение, страхование по болезни, при несчастных случая на производстве, пособия на детей и семью, социальное воспомоществование, жилье и т.д. Государство благосостояния рассматривалось в качестве органической части развития индустриального общества, как социальный амортизатор различных издержек в ходе его функционирования.
На этапе создания индустриального общества государство благосостояния показало свои пределы, за которыми наступает потеря социальных позиций, все рельефнее проявляется парадокс: чем больше тратят на социальное обеспечение, тем хуже живут малоимущие слои населения.
Критики государства благосостояния (в основном представители неоконсервативных кругов) выступили с лозунгом борьбы с «потребительской психологией» по поводу социальных расходов государственного бюджета.
Противоречие, стоящее пред западным обществом, состоит в том, что если индустриально развитые страны и не могут сосуществовать с государством благосостояния, то они не могут и существовать без него. В западной политологической мысли утверждается понимание государства благосостояния как интегративного механизма, с помощью которого можно нейтрализовать разрушительные элементы модернизации. Его сущность заключается в правительственной ответственности за материальную обеспеченность и равенство. Теоретический и практический опыт государства благосостояния будет обязательно востребован в России в ближней исторической перспективе.
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ (БЛАГОСОСТОЯНИЯ) – термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х – 70-х гг. ХХ в., начиная с «нового курса» Рузвельта (по имени советника которго – Дж.Кейнса – часто именуется «кейнсианским»). Являясь формой разрешения кризиса («Великой депрессии») государство всеобщего благоденствия ориентировалось на социальное партнерствои главной задачей имело эффективное исполнение функций социальной защиты («социальное государство»). Поэтому государству вменялось в обязанность стабилизация финансов; стимулирование «большой науки»; контроль за прогрессивным налогообложением, социальным страхованием, образованием, медицинским обслуживанием, сферой услуг.
Полученные налоги перераспределялись для решения социальных проблем. По мысли К.Боулдинга, государство всеобщего благоденствия основано на национализации и планировании сфер экономики, системе социальных мероприятий (социальное обслуживание, страхование, государственное регулирование зарплаты, труда, денежного обращения и пр.), «антитрестовском (антимонопольном) законодательстве», повышении роли широких народных масс в политической жизни.
Несомненно, на становлении парадигмы государства всеобщего благоденствия сказалось влияние марксизма (поэтому в большей степени она развивалась в рамках социал-демократической идеологии). Последовательная критика теории и практики государства всеобщего благоденствия дана в творчестве либеральных исследователей (Ф.А.Хайека и др.) с их тезисом о государственном иентервенционизме как пути соскальзывания к тоталитарному строю. Сильное государство и этатистская психология народа облегчают этот путь; причем первое лишает человека необходимых активности, ответственности и самостоятельности. А расширительно толкуемые функции государства приводят к хроническому их неисполнению; растет контрольно-бюрократический аппарат, коррупция, всевозможные преференции, теневой бизнес; высокие налоги на прибыль не способствуют экономическому росту и повышению производительности общественного труда. На смену лозунгу государства всеобщего благоденствия в результате так называемой «неоконсервативной революции» 70-х – 80-х гг. («тэтчеризм» и «рейганомика») приходит либерально-демократическое требование «умеренного государства» (М.Крозье).
ГОСУДАРСТВО НАЦИОНАЛЬНОЕ - один из важнейших принципов организации современной государственности, возникший в результате распада традиционных социальных связей и резкого повышения мобильности населения в процессе развития товарно-капиталистических отношений. Национальное государство как политико-правовая реальность возникает из необходимости уточнения традиционного статуса подданных государства, к которым теперь, в отличие от иностранцев, применяются более строгие критерии политической лояльности, а также определенные законом гражданские права и обязанности. Одной из важнейших функций национального государства стало регулирование миграции населения. Принцип государства-нации определяется прежде всего системой международных отношений и не является одной лишь реализацией стремления национальных движений к созданию собственной государственности. В этом состоит смысл международного признания новых государств или, напротив, непризнания сепаратизма и мятежных территорий; этим же объясняется и жёсткая политика богатых стран в отношении нищих мигрантов.
Реальным субъектом национального государства может выступать два рода наций: этнического и гражданского происхождения. Первый вид нации создаётся этничностью, дающей такие объективные критерии национальной принадлежности, как общее происхождение, общий язык, общая религия, общая историческая память, общая культурная идентичность. Соответственно, национальное государство с единой этнической основой стремится отождествить свои политические границы с этнокультурными. Такого рода национальные государства характерны, к примеру, для Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Чехия, Польша и др.). Нация гражданского происхождения в качестве отправной точки имеет неэтническую (и в этом смысле космополитическую) идеологию (мифологию). В роли таковой могут выступать: идея народного суверенитета, «права человека», коммунистическое мировоззрение и т.д. В любом случае нация гражданского происхождения делает акцент на неприродных аспектах национальной общности, хотя она тоже предполагает наличие таких естественных объединяющих моментов, как общий (государственный) язык, общие культурно-исторические традиции и т.п. Классическими государствами, образованными на основе наций гражданского происхождения, были Франция и США. В 20 веке возник такой вид наций гражданского происхождения как «социалистические нации», многие из которых были составлены из нескольких этнических общностей (СССР, Чехословакия, Югославия и др.). Хотя население многих национальных государств гражданского происхождения полиэтнично, это само по себе не означает его меньшую сплочённость по сравнению с населением национальных государств моноэтнического происхождения. Однако, как показывает исторический опыт (в особенности, распад «социалистических наций»), политика больших этнических групп создаёт потенциальную или актуальную угрозу для существования гражданских наций.
В результате процессов модернизации и глобализации указанное выше различие наций-государств становится все более и более относительным. С одной стороны, ни одно из современных этнонациональных государств не является вполне моноэтническим, а существующие или появляющиеся в нём этнические меньшинства не спешат ассимилироваться в господствующей (титульной) этничности (нации). С другой стороны, ни одно национальное государство гражданского происхождения никогда не было вполне «плавильным котлом» для этнических характеристик населявших его граждан. Последние, выражая полную лояльность к национальному государству и развивая сообразную ему культурную идентичность, вместе с тем могут сохранять важные признаки своего этнического происхождения (язык, традиции), - как, к примеру, «русские армяне» в РФ или «американские китайцы» в США. С учётом нарастающей конвергенции различных типов национальных государств, можно выделить ряд общих для них признаков:
- национальный язык как средство официальной коммуникации;
- система официально принятых национально-государственных символов (герб, флаг и др.);
- государственная монополия на легитимное применение насилия и на налогообложение;
- рационально-бюрократическая администрация и общее для всех законодательство;
- устойчивая валюта с национальной символикой;
- доступ к рынку труда и социальные гарантии для «граждан» и соответствующие ограничения для «не-граждан»;
- по возможности единая система образования;
- разработка и пропаганда национально-патриотических идей и символов.
- приоритет национальных интересов во внешней политике.
ГОСУДАРСТВО ПОЛИЦЕЙСКОЕ - термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство - реализация одной из парадигм "сильного государства". В истории политической мысли идею г.п. в форме "замкнутого торгового государства" высказывал И.Г.Фихте. Зачастую этот политический режим формируется в переходные или катаклизмные периоды в истории стран (во время или после войн, в качестве негативной реакции на реформирование общества и т. п.), связанные с системными качественными изменениями социального организма. Выступая разновидностью авторитарного режима, п. г. призвано выполнять, по мысли его сторонников, защитно-охранительные функции, оберегая традиционную для данной страны общественную структуру. При такой организации государства запретительным, силовым, централизованным методам управления отдается явное предпочтение, а активность "сил порядка" подчеркнуто демонстрируется правящими элитами. Ядро государственной системы образуют силовые органы и структуры, а само государство приобретает расширенные функции (в т. ч. хозяйственную, воспитательную и т. п.) В г. п. заложена тенденция к подробной регламентации и регуляции всех общественных отношений. В его основе лежит идея достижения "благополучия всех", для чего власти и нужны неограниченные
полномочия. Непременным спутником такого государственного управления оказывается поэтому расширение государственного формализма и бюрократизма. Социальная цель подобного режима - достижение и поддержание определенного единообразия поведения людей с помощью т. н. Полицейских мер - строгого контроля за местопребыванием, передвижением населения, введения института прописки, массовым нарушением тайны переписки, ведением досье на неугодных лиц и пр. Подобная модель государства была реализована, например, в ХIХ в. в Пруссии и зиждется на неистребимой иллюзии массового сознания, что только государство может быть гарантом и носителем социального порядка и прогресса.
ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ - тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают здесь равными субъектами права. При этом форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии (например, в Великобритании). Идея правового государства разрабатывалась в Европе и США с начала Нового времени; классиками ее явились Д.Локк, Т.Джефферсон, И.Кант и др. представители либерально-демократической традиции. Причинной основой развивающегося правового государства является становящееся гражданское общество; их развитие – длительный рефлексивный (обоюдообусловленный) процесс. Правовое государство выступает при этом представителем и гарантом многообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Правовое государство означает создание между властью и гражданином целой системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношение на договорной, контрактной основе (см: «Политика и право», «Общественный договор»). Ролевая функция правового государства как минимального государства, сводится в гражданском обществе к установлению определенных, известных всем правил игры. Если сторонники либеральной традиции полагают, что право, ограничивающее власть, кладется отношениями, вызревающими внутри гражданского общества, то «юридический позитивизм» (Г.Еллинек, Р.Иеринг, Г.Кельзен) источником права провозглашает само государство, которое тем самым само себя ограничивает; получается, что всякое государство правовое. Ренессанс идеи правового государства в ХХ в. связан с именами М.Фридмана и Ф.А.Хайека, а также с т. н. «неоконсервативной революцией» рубежа 70-80 гг. («рейганомика» и «тэтчеризм»).