Нового международного политического 14 страница
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ -добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общественно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движении наличествует широкий, массовый и подвижный состав участников, широкая социальная база, организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и нестабильность его участников. В движении нет фиксированного членства. Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г., «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения».
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание, которым подчинен выборный коллегиальный орган, являющийся постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в государственных органах,то оно приобретает права юридического лица.
Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политической жизни, вносит предложения в органы государственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаимоотношений с политическими партиями.
Классификация общественно-политических движений может быть произведена по различным критериям (по целям и сферам деятельности, по социальной основе, отношению к государственному строю, политическому режиму, по способам и действиям людей и др.).
Особенно важно то, что становление общественно-политического движения отражает факт возникновения гражданского общества, являющегося базисом всех демократических преобразований человека, общества и государства.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - основной регулятор общественной жизни, придающий легитимность связям и институтам внутри гражданского общества, а также его отношениям с политическим государством. Общественный договор предполагает соглашение двух или более сторон, определяющее обмен правами и обязанностями, порядок их изменения и прекращения. Концепция общественного договора возникла в Новое время, с развитием юридического мировоззрения, в качестве идеи, объясняющей происхождение и сущность общества и государства. По мысли Т.Гоббса, Д.Локка, Спинозы, Ж.-Ж.Руссо и др., общественный договор - механизм выхода общества из естественно-природного состояния к государственному, предполагающий, что индивиды добровольно учреждают государство и взамен абсолютной свободы получают подкрепленные силой и авторитетом последнего гарантии безопасности себя и своей собственности. Условия общественного договора не могут быть нарушены ни одной из сторон - ни властью, ни населением без риска ввергнуть общество или в тиранию, или в анархию.
При этом общественный договор интерпретируется, скорее, не как реальный исторический акт, а в качестве логического конструкта, допущения, призванного подчеркнуть условия легитимности власти и преимущества государственно-оформленного бытия в цивилизации. В результате акцент смещался от идеи историчности общественного договора к убеждению в договорности вообще отношений в обществе и государстве, на страже чего вырастает корпус "установленного права"; сам общественный договор приобретал статус перманентно возобновляющегося процесса легитимизации государственной власти, которая тем самым своей основой имеет не силу, а подчиненный обществу правовой фундамент. Общественный договор - открытый и бесконечный процесс поиска и нахождения относительно новых форм согласия между гражданами, определяя в каждый данный исторический момент нормы и границы, призванные блокировать разрушительные потенции социальной борьбы и направлять ее в конструктивное русло. Поэтому д. о. функционирует реально через переговорный процесс различных социально-политических сил и своим результатом имеет нахождение гражданского согласия, что и получает адекватное воплощение в факте существования представительных органов власти, которые выражают весь спектр
интересов гражданского общества. Договорную (контрактную), а значит - правовую, основу имеют все гражданские и политические феномены (если речь не идет о всевозможных формах деспотического устройства): собственность, власть, право, партии и пр. Общественный договор - главный регулятор стихии индивидуализма гражданского общества.
ОЛИГАРХИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ теория - (от греч. oliarchia - власть немногих) - обоснование характерной тенденции в развитии партии: переход от организации демократического типа к жесткому бюрократическому аппарату для управления социальными организациями.
Родоначальники данной теории - русский ученый М.Острогорский (1854-1919) и немецкий Р.Михельс (1876-1936).
Книга русского юриста Острогорского "Демократия и организация политических партий" была впервые издана на французском языке в 1898г, затем на английском языке в 1902 году ( на русском языке под названием "Демократия и политические партии" вышла в Москве в 1927г.-1 том и в 1930 - 2 том). Эта книга положила начало социологии политических партий, важной области политической науки. Острогорский в анализе деятельности партии выделяет властные структуры, которые делают массовые партии бюрократическими организациями, следовательно, недемократическими.
В условиях расширения избирательных прав населения и включением в политическую жизнь новых слоев возникает необходимость создания специальных центров по проведению предвыборных кампаний с целью победы той или иной партии. Такой центр был назван кокусом. Кокус - первоначальная организационная ячейка партии, которая обеспечивает связь центра-политического руководства-с массами. Образование кокуса, по Острогорскому, является решающим моментом в процессе бюрократизации и централизации власти в партии.
Анализ политических партий был предложен Р. Михельсом в книгах, считающихся на западе классическими: "Социология политических партий в условиях современной демократии" и "Политические партии: об олигархических тенденциях демократии". Объектом его исследования стала немецкая социал-демократия, но общие выводы касались института партии в целом.
Центральным при анализе этого института становится понятие организации, как единственно возможной формы эффективной деятельности любой социальной силы, преследующей определенную цель. Под влиянием внешних условий политической борьбы и необходимости оптимизации структуры и функций, партия перестраивает свою внутреннюю организацию для повышения ее действенности. Следствием этого и становится тенденция перехода от демократического ее устройства к иерархическому, выделению особого профессионального слоя - олигархии, которая концентрирует власть и управление в своих руках.
Свободное объединение единомышленников переходит к организации с разветвленным бюрократическим аппаратом, чьей основной задачей становится вербовка массового членства и завоевание голосов избирателей.
Эти тенденции Михельс воспринимает пессимистически, так как борьба за великие принципы у партии становится в этом случае невозможной. Формулу "демократия ведет к олигархии" Михельс распространяет на все партии, независимо от их типа, как буржуазные, так и социалистические. Олигархия неотъемлемая форма управления социальными организмами. На смену одному "политическому классу" неизбежно идет другой.
Выводы Острогорского и Михельса продолжают сохранять свою актуальность. Не без основания они использовались в критике партийных структур административно-командной системы с ее тенденцией к бюрократизации и олигархизации. Несмотря на то, что "железный закон олигархии" упрощает сложный механизм прямой и обратной связи между базой и руководством, как и другие проблемы, теория олигархизации политических партий концептуально подпитывает позднейшие многочисленные эмпирические исследования в этой области.
ОЛИГАРХИЯ (греч. oligarchia, от oligos – немногий и arche – власть) – власть немногих; немногочисленной, узкой группы лиц. Политическая олигархия означает политический режим, где вся полнота власти принадлежит определенной обособленной элите (военным, латифундистам и пр.). Вместе с тем употребляются понятия «финансовая олигархия», «промышленная олигархия», указывающие на общественную сферу и социальный слой, осуществляющий здесь безраздельное господство.
Политическую олигархию следует отличать от аристократии и политической элиты. Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение (см.: КОПРОРАТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ОТЧУЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ).
ОЛИГОПОЛИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от греч. oligos - немногий и poleo - продаю) - форма власти, осуществляющаяся в интересах незначительной, частной группы людей в государстве по отношению к народу.
Олигополия отлична от монополизма властных структур, и от демократической власти. Олигополия основана на узурпировании власти, присвоении себе чрезмерных прав под тем или иным предлогом. Это обстоятельство нарушает условия воспроизводства, продолжения культурного существования общества, резко ослабляет государство, приводит к обнищанию основной массы населения. Олигополию в целом можно считать отрицательной, незаконной формой власти. Как правило, олигополия формируется в периоды «дворцовых» переворотов, незаконных, экстремистских захватов власти или при политических режимах, которые способствуют деформации, архаизации (возврату к устаревшим, изжившим себя формам) политических систем. Известны всевозможные насильственные диктатуры («банановые» республики, хунты и т. д.), фашистские и тоталитарные режимы.
В бывшем СССР можно выделить значительный момент олигополизации власти со стороны КПСС, номенклатуры и других институтов в обществе. В результате моментов олигополии законно и незаконно (в теневой форме) высшие слои социалистического общества в отличие от основной массы населения пользовались фактически сословными, уникальными правами, в противовес официально существовавшим утверждениям. В России постсоциалистической также можно зафиксировать олигополию «новых русских» и традиционной бюрократии. Разнообразные попытки избежать олигополии волюнтаристскими, насильственными методами не приводят к успеху, а лишь усиливают ее. Разрешение данных противоречий возможно только при создании какой-либо естественной модели отношений. Для России пока такой моделью выступает развертывание рыночных отношений.
ОППОЗИЦИЯполитическая (от лат. oppositia – противопоставление) – способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.
Различают парламентскую оппозицию, коей является организация, как правило, по партийному критерию, фракция, которая всеми доступными ей средствами ведет антиправительственную деятельность, добиваясь его отставки и своего прихода к власти. В рамках единства государственной власти может сложиться ситуация, при которой две ее структуры - законодательная и исполнительная - находятся в оппозиционном состоянии, что было в России в 1993 г. Способ такой оппозиционности всегда трудный, резкий, ибо если виды государственной власти находятся в состоянии «войны», абсолютизации своих властных функций, то это показатель того, что страна неуправляема и разрешать данный конфликт следует быстро, радикально. Внутрипартийная оппозиция существует тогда, когда в партии нет единства по коренным, принципиальным вопросам ее деятельности. Дело заканчивается расколом, уходом оппозиционеров из данной партии; могут быть также последствия иного рода, когда, например, партия переходит в иное организационное и содержательное состояние.
Политическая оппозиция может быть реальной и нереальной, умеренной и радикальной, конструктивной и деструктивной, утопической и реалистической, демократической и антидемократической ит. д. В любом случае оппозиция есть свидетельство того, что в обществе и государстве есть иные, нежели официальные, точки зрения, позиции, программы деятельности, с которыми следует считаться и, если они конструктивны, принимать на вооружение и к исполнению. Ведь оппозиция позволяет правящей партии, государственно-властным структурам видеть их недостатки, чувствовать «дыхание» своих конкурентов.
Политическая оппозиция есть необходимый и желательный элемент политического бытия общества. В многообразии людских отношений политических пространства и времени всегда были и будут слои, группы людей, организованные и неорганизованные, официальные и неофициальные, которые недовольны действиями существующей политической власти ее институтов. Они критикуют власть, обнародуют свои программы действия, стараются показать, по их мнению, оптимальный в данных условиях способ и механизм деятельности конкретного органа власти и т.п. Власть в свою очередь, вынуждена прислушиваться к мнению оппозиции, если оно, с ее точки зрения, полезно и эффективно, не нарушает стратегического политического ядра, разработанного властями. Оппозиция способствует плюрализации мыслей и действий, если она конструктивна. Деструктивная оппозиция, наоборот, занимается критиканством, популизмом, мешает действиям властей.
В демократическом правовом обществе и государстве политическая оппозиция конструктивна, поскольку ее деятельность основывается на праве и культуре, реальных интересах социальных общностей людей.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - неотъемлемая часть государственного аппарата любой страны, обеспечивающая профессиональную защиту существующего государственного строя, территориальной неприкосновенности и целостности страны, противодействие диверсиям иностранных разведывательных и иных спецслужб, а также деятельности отечественных или зарубежных экстремистских и террористических организаций.
Охрана государственной безопасности осуществляется прежде всего такими специальными органами, как внешняя разведка, внутренняя разведка и контрразведка. Внутренняя разведка борется с врагами государственного строя внутри страны - с коррупцией и организованной преступностью, с экстремистскими политическими или религиозными организациями, пропагандирующими запрещённые идеи или проводящими тактику террора. В задачи внутренней разведки входит также проверка политической благонадёжности рядовых граждан. Внешняя разведка направлена непосредственно против внешних врагов государства (враждебных стран, партий, лиц). Она осуществляет сбор развединформации на чужой территории, организует диверсии против враждебных сил, распространяет дезинформацию, участвует в организации государственных переворотов и т.п. Контрразведка ведёт борьбу с разведками иностранных государств, обеспечивая соответствующей информации органы государственной власти внутри страны. В современном (информационном) обществе возрастает роль так называемой легальной разведки, собирающей информацию из открытых источников.
Каждое государство стремится расширить свои понятия внешней и внутренней безопасности, что ведёт к росту активности органов госбезопасности во всём мире. Одновременно органы госбезопасности разных стран вынуждены всё в большей мере координировать и объединять свои усилия в борьбе с такими серьёзными угрозами глобальной безопасности, как организованная преступность, терроризм, экологические катастрофы и т.д.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – вид общественной организации, созданной на основе совместной деятельности людей с целью реализации политико-властной цели, политических интересов. Для политической организации характерно устойчивое членство, структурированность, дисциплинированность и ответственность, использование многообразных средств для достижения общей цели. Она состоит из лидера, его заместителей – близких сторонников, активных и пассивных членов.
Виды политических организаций различаются по множеству оснований. По отношению к государству выделяют государственные политические организации (парламент, правительство, органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации и др.) и негосударственные (политические партии, общественно-политические организации и др.). По социальному составу политические организации могут быть классовыми, национальными, общества в целом. По отражению и выражению в них качества политичности выделяют собственно политические организации (политические партии, например), общественно-политические, в которых мера политического содержания соседствует с неполитическим (профсоюзы) и неполитические организации (общества различного любительского свойства).
По степени организованности они делятся на устойчиво организованные, среднеорганизованные и недостаточно организованные. Политические организации могут быть внутристрановедческими, внутригосударственными, международными. В зависимости от идеологии в основе их программ, уставов они бывают демократическими, коммунистическими, социал-демократическими, либеральными, консервативными и т.д.
В переходных состояниях общественного и государственного развития происходит становление всех перечисленных качеств политических организаций.
Это становление происходит в России с огромными трудностями и противоречиями. Главное состоит в том, что размытость, неопределенность социальной структуры общества, ее элементов не позволяет политически организовать слои, группы общества по своей единой социальной базе, интересам, в основе которых – отношение к «своей» форме собственности. Таким образом, экономический и социальный критерий не позволяет сегодня создать в России политические организации принципиального, реального, а не надуманного, «воздушного» характера и обмена. Отсюда нынешние политические организации в России (в том числе и политические партии) не являются стабильными структурами, а, следовательно, они малодейственные и неэффективные.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТОЛОГИИ- исторически определенные периоды становления и развития знаний о политике, политической власти, государстве, политическом человеке и других вопросах политической жизни общества.
Возникновение политической мысли восходит к политическим учениям древности, к религиозно-мифологическим истокам, к учениям великих мыслителей – Конфуция, Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа и других.
Слово о политике в античности понималось как усвоение человеком определенных качеств, развитие ораторских способностей, практика законодательной деятельности, непосредственная, прямая демократия и др. «Естественность» политики для многих античных мыслителей очевидна, но вопрос о том, кто должен управлять государством, каковы формы, механизмы этого управления, и другие вопросы политического бытия решались ими по-разному. Политика была интегрирована в общественную жизнь, и поэтому политическая философия как универсальная область знания сопровождала человека всю жизнь, ведя поиск оптимального политического строя.
В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Ф. Аквинского о божественном происхождении государства и власти, моральном характере правления и другие вопросы оказали заметное влияние на политологию.
В эпоху Возрождения, когда политическая мысль освобождалась от средневекового религиозного мировоззрения, усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и других мыслителей политическая отрасль знания получила новые методы познания политики, государства, общества, в первую очередь — метод конкретности анализа реальных политических событий и их обобщения. Так, Н. Макиавелли обосновал политику как опытную науку, стал «отцом» политической технологии властвования, и др.
Политические воззрения нового времени представлены учениями Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей, которые выразили идеи естественного права и общественного договора, выдвинули, обосновали принцип разделения властей (Локк и Монтескье), связь общественного неравенства с частной собственностью и государством (Руссо) и т. д.
Марксистско-ленинская концепция политики исходила из признания экономического базиса первоосновой политической надстройки, классовости политики, которую определяла как область отношений между большими массами людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти, обосновала ведущее место и роль пролетариата в политической и общественной жизни, его диктатуру и т. д.
На современное состояние политологии большое влияние оказывают труды ранее не издававшихся отечественных мыслителей — Н. Бердяева, А. Богданова, С. Булгакова, И. Ильина, П. Новгородцева, С. Франка и других, а также зарубежных ученых — Т. Адорно, 3. Бжезинского, М. Вебера, Е. Вятра, М. Дюверже, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса и многих других.
В российскую политическую мысль, которая начала активно самоопределяться с 60-х гг. XX в. усилиями Ф. Бурлацкого, А. Галкина, М. Марченко, В. Мшвениерадзе, Г. Шахназарова, А. Федосеева и других, сегодня заметный новаторский вклад вносят Г. Белов, И. Клямкин, В. Макаренко, А. Панарин, Д. Ольшанский, Е. Шестопал, Л. Шевцова и другие ученые. В работах российских ученых политология конституирована, развиваются междисциплинарные области знания (политическая философия, политическая социология, политическая психология и др.). Вместе с тем следует отметить, что политология как наука еще находится на начальной стадии своего становления.
ОСТРАКИЗМ (от греч. ostrakismos- практикуемое государственной властью изгнание из страны (в крайнем случае - физическое уничтожение) выдающихся людей, подрывающих своей популярностью, талантом, богатством, влиянием и т.п. могущество существующего государственного строя. Остракизмом в более широком смысле называют микрополитическую практику изгнания популярных людей из разного рода коллективов, т.е. при выяснении властных вопросов внутри отдельных партий, общественных организаций, производственных коллективов и пр. Впервые остракизм был введён в Древних Афинах, где изгнание выдающихся общественных деятелей осуществлялось по решению народного собрания. При этом каждый участник собрания писал на глиняном черепке (ostraсоn - греч.) имя того, кто, по его мнению, опасен для народа. Теоретическое обоснование остракизма дал великий древнегреческий философ Аристотель. Исторически остракизм встречался во всех формах государственного правления, вплоть до современных авторитарных режимов (например, изгнание А.И. Солженицына из Советского Союза). Демократические правовые государства осуждают практику остракизма, как противоречащую правам человека.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - стремление политиков к совпадению их идеологии и политической практики в развертывании политического процесса, соблюдение представителями власти законности. Понятие ответственности в политологии разработано слабо. Для России проблема политической ответственности имеет особую актуальность.
В структуре политической ответственности можно выделить несколько уровней. Ответственность предполагает совпадение обещаний политиков, в первую очередь элиты, с их реальной деятельностью. В мировой политической практике возникло понятие популизма. К нему примыкают такие определения, как политическая риторика, демагогия, шельмование, обман и другие. Все они в той или иной мере отражают безответственность политиков, которые обещают одно, а делают другое. Также следует выделить проблему соответствия между реальными проблемами в обществе и их осознанием политиками, которые берутся за процессы реформирования. Заблуждение субъектов власти может быть самым искренним, но, пытаясь разрешить политические и иные кризисы, элита автоматически возлагает на себя ответственность. Данная форма политической ответственности призвана гарантировать обществу достаточную защищенность от субъективизма руководства. Ведь неадекватные действия элиты могут привести общество к серьезнейшим потрясениям.
Важным моментом политической ответственности выступает содержание и формы деятельности политической оппозиции. Ее усилия всегда направлены на деструкцию существующей общественно-политической ситуации. Неадекватность действий разрушительного характера может нанести громадный вред обществу, увести его с конструктивного пути. Спекулятивная, формальная оппозиция безответственна не меньше, чем спекулятивная элита. Особенно вредна безответственная оппозиция в кризисных ситуациях.
Далее следует отметить значимость ответственности народа, электората. Это ответственность за свою Отчизну, за сохранение общества. Политическое пространство складывается в результате взаимодействия политических институтов и населения. Столкновение интересов и их реализация в ходе политического взаимодействия и борьбы различных сил структурируют политику. Реакция населения на неадекватные действия политиков приводит к корректировке ситуации. Тоталитарный режим в СССР практически уничтожил, раздавил легальное противостояние населения власти. Население в России покорилось власти. Подобная ситуация привела к возможности бесконтрольного действия политиков. Эта бесконтрольность, фактическая дезоппозиционность политического процесса повлекла большое число политических просчетов власти в ходе реформирования. Кроме просчетов власть, бесконтрольно со стороны населения реализует свои индивидуальные и корпоративные интересы, совершая массу уголовных и иных преступлений. До тех пор, пока россияне не воспримут активистскую политическую культуру и не начнут бороться за соблюдение законности субъектами власти, порядка в стране не будет.
ОТЧУЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ.Отчуждение вообще – объективно-исторически обусловленный процесс отторжения от человека его сущностных сил и продуктов его деятельности и превращения их в чуждые, враждебные, а зачастую и в порабощающие его самого силы. Впервые процесс духовного отчуждения (как объективацию) рассмотрел в своей концепции "абсолютного духа" Гегель. Ж.-Ж. Руссо увидел в отчуждении политическую составляющую. В его теории политическое отчуждение выражается в отторжении от индивида его "естественного права" на осуществление власти и управления собственным бытием и заключается в факте существования государства, правительства, представительского депутатства. Сущностной причиной такого положения объявляется Руссо возникновение общественного института частной собственности и связанного с ним нарастания человеческого неравенства (в том числе и политического).
Путь преодоления политического отчуждения по Руссо - установление государственных форм непосредственной (плебисцитарной) демократии, способной вернуть изначально принадлежащие индивиду властные функции. К. Маркс в этой связи полагал государство посредником между человеком и его свободой, считая главной причиной политического отчуждения существование антагонистических общественных отношений, проявлением которых в условиях господства буржуазного способа производства выступает отчуждение товарное (материально-экономическое).
Видами товарного отчуждения Маркс объявлял: отчуждение от человека орудия и продукта его труда, собственности, социальной (в том числе и политической) сущности человека, человека от человека; отчуждение преодолевается в результате процесса осуществления совокупности мероприятий пролетарской революции.
В условиях современной цивилизации люди для общения друг с другом вообще прибегают к услугам посредников ("отчужденных сущностных сил") - языка, денег, права и пр. В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею "системы участия" (во владении и распределении прибыли), а политического отчуждения - участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление).
Воплощением политического отчуждения в государстве, по М.Веберу, выступает его чрезмерная бюрократизация. Однако полностью преодоление политического отчуждения, как отчуждения властных функций и институтов от человека, недостижимо в обозримом историческом будущем.
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ- (от англ. public relations-отношения с публикой) - область действий различных правительственных и иных организаций для достижения взаимопонимания между ними и общественностью.
Паблик рилейшнз (далее ПР) – ни что иное, как установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на определенных принципах.
История употребления ПР начинается с Томаса Джефферсона, американского президента, который в 1807 году в своей рукописи «Седьмое обращение к Конгрессу» вместо зачеркнутого слова «состояние мысли» вписал «отношения с общественностью – Public Relations». Выражение ПР стало употребляться с 1919 года, в первую очередь, в США.