Территориальное общественное самоуправление

Еще одной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется общественное самоуправление, устанавливается представительным органом поселения по предложению граждан, проживающих на данной территории. Общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд жилого многоквартирного дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов, жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющихся поселением, а также иных частях территорий поселения.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органам местного самоуправления соответствующего поселения. В отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта.

Они объединяют население не на основе членства, а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворение их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов.

Собрания граждан по вопросам организации и осуществлении территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территорий достигших 16-летнего возраста.

Закон 2003 г. формулирует исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих общественное самоуправление. К ним относятся: установление структуры органов территориального общественного самоуправления; принятие устава территориального общественного самоуправления; избрание органов территориального общественного самоуправления; определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; утверждение доходов и расходов территориального общественного самоуправления; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами.

Вопросы и задания:

1. Каков порядок проведения муниципальных выборов и референдума? Когда проходили последние муниципальные выборы в Вашем муниципальном образовании?

2. В каком случае вопросы местного значения решаются сходом (собранием) граждан?

3. Почему территориальное общественное самоуправление является одним из наиболее демократичных форм управления муниципальными делами?

4. Существуют ли формы территориального общественного самоуправления в Вашем муниципальном образовании? Какие?

Дополнительная литература к курсу

Багалай М.В. Конституционное право РФ: учебник. – 4-е изд. – М.: НОРМА, 2005.

Братановский С.Н. Муниципальное право: краткий курс лекций: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов. _ М.: НОРМА, М.: ИНФРА-М, 2003.

Конституция Российской Федерации. Комментарий./ Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Юрид. литер., 1998.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2009.

Шугрина Е.С. Муниципальное право России. – М.: Дело, 1999.

Четвериков В.С. Муниципальное право. – 2-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2006.

[1] Коллегиальный – осуществляемый не единолично, а совместно, сообща, группой лиц.

[2] Ценз – ограничения, условия допуска к пользованию какими-либо политическими правами (особенно - избирательными). Возрастной избирательный ценз – установление определенного возраста, только по достижении которого гражданин имеет право участвовать в выборах.

[3] Популизм – от лат. - народ – деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, привлекательных, но невыполнимых лозунгов и т.д.; нередко используется политическими партиями, блоками, лидерами для обеспечения поддержки общественного мнения в борьбе за завоевание и удержание власти.

[4] Фракция парламентская – группа депутатов парламента (возможно – члены различных партий и беспартийные), объединяющиеся для организованного проведения тех или иных законопроектов, предложений.

[5] В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Президента Российской Федерации, избранного после вступления в силу названного Закона. До принятия данного Закона срок полномочий Президента Российской Федерации составлял 4 года.

[6] Согласно Ст. 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или отмене налогов и освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и другие законопроекты, предусматривающие расходы федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

[7] Толковый словарь русского языка определяет «полномочие» как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел. Юридическая наука использует термин «полномочие» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица.

[8] Высшая юридическая сила означает, что в случае противоречия между нормой Конституции и нормой любого другого акта действует норма Конституции.

[9] Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативно-правовые акты на территории РФ устанавливаются в соответствии и во исполнение Конституции РФ.

[10] Муниципальный – относящийся к местному самоуправлению (от муниципалитет – городское или сельское самоуправление).

[11] См.: Конституция Российской Федерации: Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

[12] Депутат – член представительного органа местного самоуправления (поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения).

[13] Герб города Пензы на основании решения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 03.06.2002 внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 972 (Свидетельство Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 21.06.2002 № А23-2-122/9).

[14] Флаг города Пензы на основании решения геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 28.12.2004 внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 1611 (Свидетельство Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 28.12.2004 протокол № 21д).

[15] Законом субъекта РФ может допускаться отсутствие минимального процента от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местной самоуправления состоявшимися.

Наши рекомендации