Региональные организации: условия правомерности, виды.
Появление первых международных неправительственных организаций (МНПО) относят к концу XIX века. Их возникновение связано с ростом политической, общественной активности, созданием различных общественных организаций (политических партий, профсоюзов).
Определение МНПО дано в резолюции ЭКОСОС ООН 288 (X) от 27.02. 1950 года: любая международная организация, созданная не на основе межгосударственного договора является международной неправительственной организацией.
Впоследствии ЭКОСОС были уточнены критерии определения МНПО:
1) организация не должна заниматься коммерческой деятельностью;
2) должна признаваться более чем 1 государством, либо иметь консультативный статус при какой-либо межправительственной организации;
3) источники финансирования должны поступать хотя бы из 2 государств.
Региональные международные организации (например, Совет Европы) выработали свои критерии для определения МНПО, которые в целом совпадают с универсальными.
Главным признаком МНПО является то, что они создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и (или) юридических лиц. В отличие от международных межправительственных организаций неправительственные организации не являются субъектами международного публичного права, но являются субъектами международного частного права. Правовой статус МНПО определяется государствами на основе своего внутреннего законодательства (по месту нахождения штаб-квартиры).
Между международными межправительственными и неправительственными организациями существует связь, которая регулируется нормами международного публичного права. Международные неправительственные организации могут предоставлять МНПО консультативный статус. Согласно Уставу ООН органом, уполномоченным на проведение консультативных мероприятий с МНПО, является ЭКОСОС. ЭКОСОС может предоставлять МНПО различный консультативный статус (I категории – общий консультативный статус, II категории – специальный консультативный статус), чем и определяется роль данной МНПО в международных отношениях. В реестр или список (Ростер) включают те организации, которые могут внести полезный вклад в определенные мероприятия, проводимые ЭКОСОС, его вспомогательными органами или иными органами ООН.
Кроме ООН, консультативный статус МНПО могут предоставлять и 6 специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МОТ и др.).
Региональные международные организации а) объединяют государства, характеризующиеся близостью территориального расположения, порождающую общие интересы; б) региональные политические международные организации поставлены в определенную связь с ООН (гл.VIII Устава ООН «Региональные соглашения»); в) статус региональной международной организации политического характера может быть предоставлен ООН (СНГ, ОБСЕ).
Соответственно выделяют 2 типа региональных международных организаций: 1) региональные международные организации в силу главы VIII Устава ООН, 2) иные региональные международные организации (традиционного типа), среди которых можно выделить наднациональную международную организацию – Европейский Союз.
Виды региональных международных организаций:
- политические региональные международные организации, целью которых является защита суверенитета и территориальной неприкосновенности государств, в нее входящих (ОАГ, НАТО, ОБСЕ и др.);
- экономические (ОПЕК, ЕС на начальных этапах своего развития),
- финансовые (ЕБРР),
- организации с универсальными функциями (Совет Европы).
Глава VIII Устава ООН (ст.52-54) регулирует не только вопросы сотрудничества региональных международных организаций с ООН; впервые появился термин «региональные». В ней речь идет о соглашениях или органах для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий.
Особенности региональных международных организаций в силу главы VIII Устава ООН:
1. Деятельность такого рода организаций должна быть совместима с целями и принципами Устава ООН (п.1 ст.52).
2. Такие организации должны относиться к разряду политических, их цель – поддержание мира и безопасности в регионе.
3. Региональный характер организаций: их деятельность должна затрагивать интересы только государств конкретного региона.
4. В рамках этих организаций предусмотрен механизм для мирного разрешения местных споров, т.е. споров между государствами-членами. Разрешение таких споров осуществляется с помощью средств, которые указаны в Уставе ООН, и средств, предусмотренных в рамках организации (ОБСЕ – Суд по примирению и арбитражу).
5. Наличие системы коллективной безопасности, включая право применения объединенных вооруженных сил. Принудительные действия с использованием вооруженных сил в рамках региональных международных организаций могут иметь место только для отражения уже совершенного вооруженного нападения на одного из членов Организации в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст.51 Устава с последующей передачей полномочий (информированием) Совета Безопасности.
6. Совет Безопасности вправе использовать такие организации для принудительных действий под его руководством (ст.53 Устава ООН). В настоящее время распространенным является привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира на принципах рационального распределения выполняемых функций и взаимодополняемости.