Древняя Греция. Древний Рим. Римское право.

Учебные цели:

– Понять специфику античного полиса.

– Уметь различать античный и восточный типы государства.

– Знать основные этапы развития античного государства и важнейшие реформы.

– Иметь представление об основных источниках права и этапах развития права в Греции и Риме.

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап- время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:

• гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;

• архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

• классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и

Спарта.

Афинская республика.Образование Афинского полиса связано с именем легендарного Тезея, который объединил четыре племе­ни в полис с центром в Афинах. Свободное население делилось на несколько групп: эвпатриды, геоморы, демиурги. Ахейцы, вы­ходцы из других общин, под натиском дорийцев переселившиеся в Аттику, были лично свободны, но ограничены в политических правах. Их называли метеками. Рабов вначале было немного, позже появилось долговое рабство.

Реформы Солона.Развитие товарно-денежных отношений вело к усилению социального расслоения свободного населения. Борьба между эвпатридами и демосом часто приводила к смутам. Для смягчения противоречий и сплочения свободного населения в единый господствующий класс необходимы были серьезные социальные и политические преобразования. В 594 г. до н.э. ар­хонтом был избран Солон, с именем которого связаны глубокие преобразования. Целью своих реформ он ставил примирение. Первым актом его госу­дарственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на буду­щее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...

Политические реформы предусматривали уничтожение привиле­гий эвпатридов при занятии руководящих управленческих долж­ностей. Для этого был введен имущественный ценз. Все населе­ние делилось на четыре разряда в зависимости от размера иму­щества. Каждый разряд имел определенные политические права. Общественные должности могли занимать только граждане пер­вых трех разрядов, то есть наиболее состоятельные люди. Граж­дане четвертого разряда (бедняки) могли участвовать в народном собрании и могли быть избраны в суд присяжных. Солон учредил Совет 400 (руле). Члены этого Совета готовили решения для на­родного собрания (эклессии), значение которого в жизни общест­ва возросло. С этого времени влияние ареопага и коллегии ар­хонтов начинает падать. Солон ввел суд присяжных — гелиэю. Это был высший судебный орган Афинской республики. Гелиэя была первой инстанцией по делам о государственных преступле­ниях, о злоупотреблениях должностных лиц, она была апелляци­онной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами, ей принадлежали контрольные функции, она могла отменять зако­нопроекты, принятые народным собранием. Поскольку в нее из­бирались представители всего населения, то она была самым де­мократическим органом управления в государстве.

Реформы Солона оформили государственный строй Афин как строй демократической рабовладельческой республики. Вся власть оказалась в руках самых богатых представителей первого и второго разрядов. Реформы Солона стали важным этапом в об­разовании государства, и его результаты преобразований сравни­мы с политической революцией.

Реформы Клисфена.В 509 г. до н.э. к власти в Афинах пришел Клисфен, который уничтожил старые четыре филы и разделил всю Аттику на три области: береговую. Афины с пригородами и внутреннюю. Каждая область делилась на 10 частей (триттии). Цель этой реформы — разъединить роды, перемешать все насе­ление, окончательно уничтожить влияние родовой знати. Клисфен создал дем (деревенский округ) как первоначальную административную единицу. Во главе стоял выборный демарх. В VI в. до н.э. в Аттике было 100 демов. Вместо Совета 400 был создан Совет 500, по 50 человек от каждой из 10 новых фил. В его ком­петенции были вопросы государственного управления, диплома­тические отношения с другими государствами, управление фи­нансами, надзор за арсеналами и флотом, контроль и регулирова­ние торговли, контроль над деятельностью должностных лиц, предварительное обсуждение вопросов, которые ставились на на­родном собрании. В Совете 500 действовало 10 комиссий, кото­рые по очереди выполняли обязанности Совета. Ежедневно по жребию избирался новый председатель Совета, который во время работы народного собрания становился его председателем.

Клисфен создал Коллегию 10 стратегов (по одному от каждой филы). Они составили военное командование. Стратеги избира­лись открытым голосованием из числа самых богатых и влия­тельных граждан. Только стратеги могли избираться неограни­ченное число раз. Это вело к профессионализму в армии. Для предотвращения возврата тирании был введен остракизм (суд черепков). Тот, кто мог угрожать демократии, изгонялся из Афин на 10 лет. В ходе реформ Клисфена много метеков получили афинское гражданство.

В V—IV вв. до н.э. наступает расцвет демократии в Афинах. Афины динамично развивались, имели сильное войско. Но на­чавшиеся войны с Персией мешали этому развитию. В период персидских войн в Афинах появились два политических движе­ния: демократическое и олигархическое.

Спарта.Полис Спарты возник в ЕХ в. до н.э. в результате расселе­ния дорийцев в Лаконии. Объединение завоевателей с местными ахейскими племенами в долине Лаконии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIE—VII вв. до н.э. расши­рить владения за счет соседней области Мессении. Завоевание при­вело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю и рабов. Социальное и политическое устройство в Спарте было закреплено договором (ретрой), приписываемым легендарно­му законодателю Ликургу. Ликургов строй («община равных») сложился в VI—V вв. до н.э. и просуществовал достаточно долго.

В Спарте сложилось классовое общество, хотя длительное время продолжали существовать пережитки первобытнообщинного строя. Господствующий класс составляли спартиаты, только они были полноправными гражданами и имели земельные наделы f (клеры). Периэки — жители горных неплодородных районов

Спарты — были лично свободными, но не имели политических прав, хотя они могли иметь собственность и совершать сделки. Илоты — представители побежденных племен, государственные рабы, — не имели собственной земли, а работали на участке, пре­доставленном спартиату государством. Илоты имели хозяйство и орудия труда, половину урожая они отдавали спартиату. Против илотов велась постоянная борьба, их численность регулировалась путем уничтожения наиболее сильных, здоровых и выносливых.

Спарта оформилась как аристократическая рабовладельческая f республика. Народное собрание (апелла) созывалось нерегулярно и решающей роли в политической жизни страны не играло. В на­родном собрании могли участвовать только спартиаты, достиг­шие 30-летнего возраста и сохранившие свои клеры. Апелла при­нимала законы, решала вопросы престолонаследия, вопросы вой­ны и мира, внешнеполитических отношений с другими государ­ствами. Все решения апеллы контролировались герусией. В со­став герусии входили два царя (архагеты), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами и осуще­ствляли судебную власть. Герусия заседала ежедневно, руково­дила всеми делами: военными, финансовыми, судебными. Она была судебной инстанцией против царей. С усилением позиций знати в VIII в. до н.э. возникает коллегия эфоров. Первоначально эфоры были помощниками архагетов по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. их роль возросла, они поставили архаге­тов под свой контроль и встали над герусией. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии.

Несмотря на то, что Ликургов строй предусматривал равенство всех, оно все-таки было нарушено, поскольку массовое разорение рядовых спартиатов и потеря ими клеров привела к резкой соци­альной дифференциации, а в результате — к кризису политиче­ской системы. В середине II в. до н.э. Спарта, как и другие грече­ские полисы, оказалась под властью Рима.

Развитие права.Полисная форма государственного устройства в Древней Греции не могла не отразиться на развитии права. Каж­дый полис имел свою систему права, поскольку в Древней Гре­ции так и не сложилось единое государство. Афинское право бы­ло наиболее развитым.

Источником права в Афинском полисе первоначально был обычай, религиозные установления и нравственные предписания. С разви­тием государства появляются новые источники права — законы.

Наиболее известными являются законы Драконта,появившиеся в 621 г. до н.э. Законы Драконта действовали до реформ Солона. Законода­тельство Солона было более обстоятельным: оно затрагивало проблемы организации государственной власти и управления, ре­гулировало гражданско-правовые отношения с учетом новых ус­ловий. Существовал еще один источник права — псефизмы — постановления народного собрания, касавшиеся отдельных лиц, но содержавшие, как и законы, общие правовые нормы.

Имущественные отношения.Афинское право не знало четкого различия между вещами. Имущество делилось на видимое (земля, рабы, скот) и невидимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав различались владение (фактическое обладание имуществом с правом его использования) и собственность (владение с пра­вом распоряжения). Частная собственность не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной. Коллективная собственность господствующего класса имела ог­раниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между граждана­ми, а затем шли на военный флот, храмы и другие нужды.

Обязательственные отношениявозникали из договора или из деликта. Важные договоры заключались в письменной форме. Неисполнение обязательств могло закончиться долговым рабст­вом. После реформ Солона средствами обеспечения обязательств стали задаток, залог и поручительство. Афинское право знало следующие виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, под­ряда, займа, хранения вещей, поручения, товарищества, комисси­онный. Обязательства из деликтов возникали в случае причине­ния имуществу любого вреда (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и др.). Вред, причиненный соз­нательно, возмещался в двойном размере.

Брачно-семейное право.Брак был обязателен, но безбрачие не наказывалось, хотя морально осуждалось. Брак заключался на основе договора между женихом и главой семьи невесты. Жених обязательно платил за невесту, невеста же не всегда имела прида­ное. После замужества женщина оставалась и под властью отца, и под властью мужа. Развод для мужчины был свободен, а для жен­щины — возможен, но затруднен. Власть отца над детьми до Со­лона была неограниченной, отец мог продать сына в рабство. По­сле реформ власть отца ослабла, но оставалась значительной: он мог лишить сына наследства, а дочь выдать замуж без ее согласия.

Наследованиеосуществлялось по закону и по завещанию. На­следниками по закону в первую очередь являлись сыновья. Доче­ри получали наследство только при отсутствии сыновей. Вне­брачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследство передавалось боковым родст­венникам. Наследование по завещанию стало осуществляться с 594 г. до н.э. Завещатель должен был находиться в здравом уме, не подвергаться физическому или психическому насилию и не должен был иметь законных детей мужского пола. Не могли за­вещать несовершеннолетние, женщины и приемный сын.

Преступления и наказания.Афинское право различало не­сколько видов преступлений: против государства, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышлен­ные и неосторожные преступления. Было известно понятие само­обороны, проводилось различие между подстрекателем и испол­нителем преступления. Наиболее тяжкими считались государст­венная измена, обман народа, внесение противозаконных пред­ложений в народное собрание, оскорбление богов, кража храмо­вого имущества. К серьезным преступлениям относились убийст­ва, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обраще­ние детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против интересов государ­ства.

Наказание зависело от тяжести содеянного. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Преступления против личных интересов влекло возмещение вреда и штраф в двойном размере от ущерба. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Телесные наказания применя­лись только к рабам. Применялась атимия (бесчестье): осужден­ный лишался политических прав и не мог участвовать в народ­ных собраниях, занимать государственные должности. Цель на­казания — причинение страданий преступнику.

Судебный процессимел свои отличительные черты. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего это делал глава семьи, за ме­тека — его покровитель, за раба — его господин. После получе­ния жалобы проводилось предварительное расследование. Обви­няемый (ответчик) имел право представить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны пред­ставляли все необходимые доказательства. По окончании предва­рительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. Допускалась апел­ляция к гелиэе, решения которой были окончательными и обжа­лованию не подлежали.

Наши рекомендации