Античность(древняя греция и древний рим)

Политеизм

Политеизм (от греч. Πολύς - многочисленный и θεός - бог) - многобожие, вера во многих богов / богинь. Присущий всем первоначальным религиям. Противоположное понятие - монотеизм.Вера во многих богов не исключает веры в всемогущий и всезнающий верховное божество, которое может считаться царем богов или предком богов и людей. В политеистических верованиях боги воспринимаются как отдельные лица с большим или меньшим статусом (верховные и второстепенные), с индивидуальными возможностями, потребностями, желаниями, собственным прошлым. Эти боги / богини не всегда всемогущие или всеведущ. Часто они изображаются подобными людей (антропоморфными), но, в отличие от людей, имеющих дополнительные качества, власть, знание подобное.Философское восприятие богов отличается в зависимости от того, как они изображены в мифологии. В философских традициях боги считаются бессмертными, совершенными и всемогущими.В политеистических верованиях, за каждым божеством закрепляется определенная роль, функция, власть над определенной сферой жизни или над частью вселенной. Например, в древнегреческой мифологии Аполлон считался богом музыки, Деметра - богиней урожая, Афродита - богиней любви. Бог также может занимать определенную роль в божественной иерархии (например, Зевс - верховный бог), или быть связанным с определенным географическим явлением или объектом (горы, реки и т.д.), космологическим феноменом, быть покровителем отдельной семьи или даже отвечать за некую абстрактную идею. Боги могут находиться между собой в различных социальных отношениях: быть друзьями или врагами, супружеской парой или любовниками, они могли иметь человеческие эмоции, такие как ревность, капризы, неконтролируемую ярость, изменять или быть наказанными. Они могут быть рожденными, или могут умирать, чтобы возродиться вновь.Большинство ?народных? религий (которые в ходе истории выкристаллизовались в пределах одного или нескольких близких народов) является политеистическими.

Происхождение

Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшим форме религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отожнюеться с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, где осуществлялось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагон, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.

Виды политеизма

анимизм — культ одушевления предметов, источником которых служит вмешательство духов и демонов;

фетишизм — культ материальных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами;

тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой;

зоолатрия — культ поклонения животным;

сабеизм — культ обожествления звёзд, планет и других небесных тел, тесно связанный с магией и астрологией.

Культ хтонических божеств (хтонических существ) — почитание божеств земли и природы.

культ предков — культ характерен для архаичных форм политеизма, где предки магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

2.В настоящее время большинство исторических политеистических религий как правило называется общим термином «мифология», что подразумевает их отличие от поклонения или какой то религиозной практики в современном понимании.

Античность(древняя греция и древний рим)

Древнегреческая религия (Ελληνική θρησκεία) — политеистическая религия, господствовавшая в Древней Греции, начиная с микенского периода.

Греческая религия не имела единой организации и учения, а состояла из культов различных божеств. Они, по мнению греков, не были всемогущими, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Часто эти представления варьировались от региона к региону: например, Артемида могла почитаться как покровительница девственниц или рожениц. Иногда божества снабжались эпитетами: Зевс Ксений (покровитель путешественников), Зевс Ктесий (покровитель собственности) и т. д. Богам соответствовали священные животные (пережиток тотемизма). Боги подчинялись судьбе и могли даже бороться друг с другом. Были случаи посмертного обожествления (Геракл). Мифология была чрезвычайно развита.

Греки верили в существование загробного мира. Некоторые философы (Пифагор, Платон) признавали переселение душ, но эта идея не получила широкого распространения.

Местам поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных, включая жестокие гекатомбы. Из бескровных жертв популярны были либация (возлияние напитков, например, на симпосии) и фармаки (люди или животные, которых изгоняли из поселения во время бедствий). Большие алтари и статуи находились в кумирнях, при некоторых из них были оракулы. Существовали и священные камни (пережиток фетишизма).

Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Помимо них, религиозную окраску имели частные праздники (например, по достижении определённого возраста) и мистерии, самыми важными из которых были Элевсинские таинства.

Демиурги (прародители)[править | править исходный текст]

Мгла — первоначало, олицетворение Мглы и Пустоты (иногда ассоциируется с древним божеством Скотосом — воплощением Мрака)

Хаос — бог-создатель всего живого, воплощение Первобытного Разрушения и первый царь Всего Сущего

Боги первого поколения[править | править исходный текст]

Дети Хаоса и Мглы:

Хронос — воплощение Времени

Гея — воплощение Земли

Эрот — бог-воплощение Любви и Источник Жизни

Тартар — воплощение Зла и Ада, мрачный и жестокий дух ужасной Бездны в недрах Земли

Эреб — воплощение Вечного Мрака

Нюкта— воплощение Ночи

Мифические герои[править | править исходный текст]

Тесей — сын Посейдона

Геракл — сын Зевса

Персей — сын Зевса

Эней — сын Афродиты

Ахилл — сын нереиды Фетиды

Гектор — сын Приама и Гекубы

Ясон — сын царя Иолка Эсона и Полимеды

Древнеримская религия

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев, пенатов, ларов, лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

На рубеже н. э. Октавиан Август предпринял меры по установлению официального культа империи.

В конце I в. в еврейских диаспорах городов Римской империи возникло христианство, приверженцами которого стали затем и представители других народов империи. Сначала оно вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин издал Миланский эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Христианство затем постепенно превратилось в государственную религию. Во второй половине IV в. начался разгром языческих храмов, были запрещены Олимпийские игры.

Наши рекомендации