В теории права различают кодификации
Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).
Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).
Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.
Консолидация-форма систематизации, при которой нормативно-правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой акт. Она проводится с целью устранения ненужных повторов или противоречий, сокращения количества нормативных актов, для удобства нахождения последних и пользования ими.
Консолидация — способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов. Консолидация всегда имеет официальный характер.
44. Юридические презумпции, юридические фикции и аксиомы в системе юридической деятельности.
Презумпция – заведомое предположение о наличии либо отсутствии юридически значимых обст-тв.
(опровержимые – невиновности, вины, отцовства, неопровержимые – знание закона, справедливости)
Классификация презумпций1) в зависимости от их закрепления в правовой норме выделяют презумпции фактические и юридические (первые в нормах вообще не закрепляются, а вторые либо закрепляются, либо выводятся из них путем толкования). 5) деление презумпций на общеправовые или презумпции-принципы (например, знания закона, истинности НПА, истинности вступившего в силу приговора или решения суда), межотраслевые (добропорядочности граждан) и отраслевые.
Значение презумпций в праве сложно переоценить. Презумпции используются тогда, когда иными способами установить какой-либо факт не представляется возможным. Подобная правовая неопределенность может привести к торможению механизма правового регулирования, вплоть, например, до остановки гражданского оборота. Также важны для распределения бремени доказывания.
Фикции. Фикции – юридически оформленные конструкции, модели, в реальной действительности не существующие, но искусственно созданные зак-твом для регулирования оо.
В отличие от презумпций здесь нет особых противоречий, и вывести определение не составит особого труда. Чаще всего под фикцией в праве понимают такой прием мышления, допускаемый или прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства несуществующим.
Значение фикций.Если мы откажемся от фикций, то придется навсегда забыть о таких правовых категориях, как юридическое лицо, представительство, снятие судимости, бездокументарные ценные бумаги и т.д. Фикции используются во всех без исключения отраслях права. Достаточно сказать, что более половины норм гражданского процесса построено на фикциях.
Признаки: - реальные жизн обст-тва, - должны иметь юр значение, - должны обладать общеизвестностью, - их очевидность дБ признана уполномоч субъектом (освобожд стороны от доказыв-я)
Правовая аксиома - это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности. Например, "закон обратной силы не имеет", "субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность", "никто не может быть судьей в собственном деле", "из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий".
45. Правовое воспитание как деятельность по формированию и развитию правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание – это процесс формирования у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры.
Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
Основными направлениями правового воспитанияявляются:
· формирование правосознания и правовой культуры в семье;
· обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
· профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля;
· самовоспитание;
· распространение правовых знаний средствами массовой информации;
· выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
· осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
· создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.
Правовые знания включают в себя:
· знание норм Конституции РФ;
· знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов);
· понимание сущности правовых учений, доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов;
· наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов;
· иную информацию.
Основными способами правового воспитанияявляются:
убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.
____Правовое воспитаниеесть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию человека всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Правовое воспитание выполняет две основные_функции: 1) передача воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений; 2) формирование правовых идей, убеждений, чувств в правосознании граждан.
Исходя из этого, следует различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым - процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего комплекса правовых средств.
Главными особенностями правовоспитательного процесса являются:
а)база-правовые нормы
в)обеспечивается мерой гос.принужд.
д)осуществляется с помощью правовых средств и методов;
е)осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.
Система правового воспитания - это совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты (органы, организации и т.д.), объекты (индивиды или социальные группы), совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.
Субъектами правового воспитания населения являются государственные органы и учреждения, общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения.
В юридической литературе по вопросу об определении объекта воспитания существуют различные точки зрения. Одни объектом воспитательного воздействия считают человеческую личность и человеческий коллектив, вторые - сознание и поведение личности, социальной группы, третьи - конкретную реальную личность.
К формам правового воспитанияотносятся:
правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Методы правового воспитания- это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание и психику коллектива, группы или одного человека. В каждом конкретном случае субъект воспитания должен найти наиболее целесообразные методы, пути, средства решения задач правового воспитания. Методами правового воспитания являются: убеждение, принуждение, поощрение.
46. Применение юридических норм: понятие, стадии, акты.
Признаки правоприменительной деятельности:
1. эта деятельность носит властный характер и позволяет принуждать участников правоотношений к реализации требований юр. норм;
2. осуществляется специально уполномоченными субъектами;
3. осуществляется в процессуальной форме детально регламентированной законодательством;
4. завершается вынесением правоприменительного акта;
Правоприменительная деятельность - это особый вид юр. деятельности осуществляемый специально уполномоченными субъектами в процессуальной форме, предполагающий принуждение участников общественных отношений к реализации требований юр. норм по результатам которой выносится правоприменительный акт.
Стадии применения юр. норм
1.устанавливаем фактическую основу правоотношений ( определяем состав участников правоотношений, объект правоотношения, время, место его возникновения, характер поведения участников правоотношения, средства, способы совершения деяний и др.фактические обстоятельства, имеющие значения для дела);
2.установление юридической основы дела(даем юр. оценку, классификацию всем фактическим обстоятельствам, определяем отраслевую принадлежность правоотношений, отыскиваем НПА регулирующий данное правоотношение, отыскиваем юр. норму, подлежащую применению)
3.принятие решения и вынесение правоприменительного акта (решение по делу представляет собой волю правоприменителя относительно прав и обязанностей участников правоотношения, решение должно быть законным и обоснованным)
4.Контроль за исполнением правоприменительного акта
Решение д.б. законным и обоснвоанным.
Правоприменительный акты- официальные письменные документы, которые содержат решения правоприменительного органа по конкретному делу и обязательный для исполнения участниками правоотношений (определения, постановления, приговоры, приказы и др)
Они имеют реквизиты :
1.указания на вид правоприменительного акта
2. указание на дату и место вынесения правоприменительного акта
3.Указание на правоприменительный орган и должностное лицо, вынесшее этот акт
4. подпись уполномоченного субъекта
5.Дополнительные отметки
Структура: вводная (описывается характер спора, указывается все участники дела и иные сведения) описательная (указание на все установленные фактич обстоят дела) мотивировочная (юр оценка всех обстоятельств дела и мотивацию приме или непримен юр норм) резолютивная ( решения правоприменителя по делу) части.
С НПА: сходства – обеспечивают регулирование общественных отношений
взаимодействия – правоприменительные акты издаются с целью реализации норм НПА;
различия- НПА содержат юр. нормы, а правоприменительный решения обеспечивает реализацию; НПА адресован неопределенному кругу лиц, а правоприменительный акт определенным субъектам; НПА реализоваться может многократно, а правоприменительный акт однократно;
Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры.
Особенности:
1.Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
2.Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
3.Направлены на реализацию требований юридических норм.
4.Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
По своей природе и характеру правоприменительные акты разнообразны и классифицируются по различным основаниям.
1. По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на: исполнительные и правоохранительные. Исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением. Правоохранительные акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений, например акты следственных, судебных, прокурорских органов.
2. По субъектам-правоприменителям выделяют акты главы государства, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.
3. По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и др.
4. По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.
47. Юридические факты: понятие, классификация.
Юридические факты-конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическая природа самых разных обстоятельств, именуемых юридическими фактами, состоит в том, что они влекут правовые последствия.
Признаки юридических фактов:
1.Этот факт должен быть связан с порождением правовых последствий
2.Этот юр. факт должен быть закреплен или предусмотрен юридической нормой(в гипотезе)
По волевому признаку юридические факты разделяют на события и действия.
События - это факты, происхождение которых чаще всего не связано с волей участников правоотношений, например извержение вулкана, наводнение, другие стихийные бедствия.
Различают абсолютные и относительные события. Абсолютными считаются такие события, которые возникают и развиваются независимо от воли субъектов. К ним относятся чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства.
Относительные события возникают по воле субъектов, но затем они протекают вне связи с волевой деятельностью, например поджог, смерть лица в результате драки.