Выли ли альтернативы в развитии российской государственности в XIV— XVI вв.?
Проблема альтернативности исторического процесса и политического выбора была поставлена исследователями под влиянием идей перестройки и обновления. Отход от идеологических догм и социально-классовых схем позволил преодолеть односторонность в освещении судеб российской государственности XIV—XVI вв.
Историческими альтернативами называют такие варианты развития в прошлом, которые были возможными, но по каким-то причинам оказавшиеся нереализованными. Альтернативная ситуация поэтому всегда предполагает выбор дальнейших путей и средств общественного развития. В развитии российской государственности в XIV— XVI вв. было несколько альтернатив.
Становление Московского централизованного государства проходило в ожесточенном соперничестве с Тверским княжеством, которое претендовало на роль объединителя русских земель. В отличие от московских князей, пренебрегавших в борьбе за власть многими нравственными ценностями, шедших на сговор с ордынскими ханами, тверские князья были носителями традиционных рыцарских качеств и делали ставку не на сотрудничество с татаро-монгольскими завоевателями, а на борьбу с ними. Если бы объединение русских земель произошло вокруг Твери, а не Москвы, то это означало бы резкую смену во всей внешней политике Российского государства, усиление её антиордынского курса. Иван Калита с помощью ордынцев разгромил Тверь и тем самым определил прагматический характер объединительной идеологии на основе идеи «смиренной Мудрости».
В отличие от Твери, являвшейся кратковременным соперником Москвы, значительно более серьезные позиции в долгосрочном плане занимало Великое княжество Литовское и Русское. Южная и Западная Русь попала под власть Литвы во второй трети XIII в. В историографии Литовская Русь изображалась как противник Северо-Восточной Руси в ее борьбе за объединение всех русских земель без учета того, что Литовская Русь вела эту борьбу с аналогичной целью. Русское влияние в государстве, где основную часть земель составляли русские княжества, было определяющим. Литовской письменности в XIV в. еще не существовало, господствующим языком был русский.
Длительное время в Литве отсутствовал национально-религиозный гнет, отношения между землями строились по конфедеративному типу, феодальные отношения развивались по типу европейского вассалитета. Наметились тенденции формирования своеобразного варианта русской государственности, приближенного к традициям западноевропейской государственности. Практически отсутствовавшее влияние татаро-монгольского деспотизма благоприятно сказывалось на характере политического развития. Восточнославянское население в XIV в. проявляло заинтересованность в сохранении и укреплении Литовского княжества и вовсе не ожидало освободителей с Востока. Расширение владений Литовского княжества усиливало его русскоязычный характер и в перспективе могло привести к собиранию русских земель и ассимиляции литовской знати подобно варяжским конунгам, в Литовской Руси.
Однако объединению балтийских земель и восточнославянских княжеств помешала неудачная политика ряда литовских князей. Особенно негативное сказалась политика князя Ягайло: промедление с официальным крещением по православному обряду, а затем принятие в 1587 г. католичества; внешнеполитическая ориентация на борьбу с рыцарскими орденами и союзнические отношения с Польшей, Полонизация и окатоличивание захватило часть русской знати, в то время как 6ольшинство населения сохраняло верность православию и традициям Началась национально-религиозная вражда, перераставшая в политическую борьбу, В этом процессе в XV в стремительно росли настроения в пользу единого Русского государства, но уже на основе Московии, под началом московских князей.
В XVI в. в Московском государстве стали формироваться элементы солоно-представительной монархии.В период царствования Ивана Грозного его неофициальное правительство — «Избранная Рада» во главе с Адашевым и Сильвестром — провело цикл реформ, которые создали условия для изменения самой сущности самодержавной монархии. Были сформированы органы государственного управления — Приказы, принят новый Судебник, ограничено местничество, реорганизовано местное самоуправление. Все эти реформы, с одной стороны, завершали процесс государственной централизации, с другой — создавали предпосылки формирования элементов гражданского общества европейского типа.
Однако такая направленность преобразований не устраивала Ивана Грозного. Он стремился к более радикальному переустройству государственного аппарата, ликвидации всех последствий феодальной раздробленности и укреплению самодержавия в течение сжатого срока времени. Реализация этих задач была возможна только путем насилия и принуждения. Переход к террористической политике опричнины был спровоцирован изменами Курбского и ряда бояр, разладом отношений с Избранной Радой, смертью жены Анастасии. Новая политика по методам и средствам осуществления была диаметрально противоположна реформаторскому курсу Избранной Рады и явилась примером реализации контрреформаторской альтернативы.
В современной историографии опровергнут тезис об антибоярской направленности опричнины. Ее главной целью было укрепление личной власти Ивана IV. Форсированная централизация превышала возможности страны, устанавливая подданство граждан в форме холопства, закрепляя крепостное право. Итогом опричнины, формально отмененной в 1572 г., был глубочайший общественный кризис — «смута», который привел к разорению и экономическому упадку страны, поставил под вопрос сам суверенитет государства.
Литература
1. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
2. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
4. Думин С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и
Русское // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М., 1991.
5. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
6. Зимин А. А. Витязь на распутье. С., 1991.
7. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1969.
8. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.
9. Зимин А. А. Россия на рубеже XV — XVI вв. М., 1982.
10. Кобрин В. Б. Смутное время —утраченные возможности // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. М, 1991.
11. Скрынников Р. Г. Иван Грозный и его время. М., 1991.
12. Юрганов А. Л. У истоков деспотизма // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М., 1991.