Обряды (institutiones, Unndterweisung), установленные после венчания великого князя 14 страница
От устья реки Иртыша до крепости Grustina 554 два месяца пути, отсюда до Китайского (Kitai) озера по реке Оби, которая, как я сказал, берет свое начало из этого озера, более трех месяцев пути. От этого озера в весьма большом числе приходят черные люди (homines nigri, Schwartze leuet), не владеющие общепонятной речью (sermo communis), и приносят с собой разнообразные товары, которые покупают народы грустинцы (Grustintzi) и серпоновцы (Serponowtzi). Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью. Рассказывают, что с людьми из Лукоморья происходят удивительные, невероятные и весьма похожие на басню (вещи): именно, говорят, будто каждый год и точно 27 ноября, в день, посвященный у русских святому Георгию, они умирают, а на следующую весну, [чаще всего к] 24 апреля 555, [160] оживают наподобие лягушек снова 556. Народы грустинцы и серпоновцы ведут с ними необыкновенную и невиданную нигде более торговлю. Когда наступает время, установленное для их умирания или засыпания, они складывают товары на определенном месте; грустинцы и серпоновцы уносят их, оставив меж тем свои товары по справедливому обмену. Если те (НГ лукоморцы (Lucomortzi)), снова возвратясь к жизни, увидят, что их товары унесены по слишком несправедливой цене, то [требуют их назад. От этого] между ними возникают частые раздоры и войны. Спускаясь по левой стороне от реки Оби (ab Oby fluvio parte sinistra descendendo; nach dem Obi abwerts nach der linckhen seitten geend), живет народ Calami 557, который переселился туда из Obiowa и Pogosa 558. В низовьях Оби до Золотой Старухи (Aurea anus, die gulde Vetl) 559, где Обь впадает в океан, находятся реки: Сосьва, Berezwa 560 и Надым (Danadim) 561, которые все берут начало с горы Камень Большого Пояса и примыкающих к ней скал. Все народы, обитающие от этих рек до Золотой Старухи, считаются данниками государя московского.
Золотая Баба (Slata baba), т. е. Золотая Старуха (НГ или праматерь (Anfrau)), — это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора (Obdora), на том (ulterior, jenig) берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей, правители (domini) которых, как говорят, все подчинены государю московскому 562. Рассказывают, а выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи — это статуя в виде старухи, держащей на коленях (in gremio) сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра.
Река Cossin 563 вытекает из Лукоморских гор 564; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza — так, со строчной буквы! — А. Н.), а ныне его сыновья. До этих мест от истоков большой реки Cossin два месяца пути. От истоков той же реки начинается другая река, Cassima 565, и, протекши через Лукоморье, она впадает в большую реку Tachnin 566, за которой, говорят, живут люди чудовищного вида: у одних из них, наподобие зверей, все тело обросло шерстью, у других собачьи головы, третьи совершенно лишены шеи и вместо головы у них грудь(НГ головы, а глаза на груди) или (у других) длинные руки, но без ног. В реке Tachnin водится также некая рыба с головой, глазами, носом, ртом, руками, ногами и другими частями (тела) совершенно человеческого вида, но без всякого голоса; юна, как и прочие рыбы, представляет собой вкусную пищу 567.
Все, что я сообщил доселе, дословно переведено мной из доставленного мне русского дорожника. Хотя в нем, кажется, и есть кое-что фантастическое и едва вероятное, как например сведения о людях немых, умирающих и оживающих, о Золотой Старухе, о людях чудовищного вида и о рыбе с человеческим образом, и хотя я сам также старательно расспрашивал об этом и не мог узнать ничего наверняка от какого-нибудь такого человека, который бы видел все это собственными глазами [впрочем, всеобщая молва утверждает, что это действительно так], все же мне не хотелось ничего опускать, предоставляя другим больше свободы в толковании сих вещей. [Поэтому я воспроизвел и те же названия местностей, какие существуют у русских.]
Nos по-русски значит “нос”; этим именем они в просторечии называют мысы, выдающиеся в море наподобие носа 568. [161]
Горы(НГ Земли) вокруг Печоры называются Semnoj Poyas, т. е. “Пояс мира или земли”, ибо слово роуаss по-русски значит “пояс”. От озера Китай получил имя (НГ страна и царь) великий хан китайский (magnus Chan de Chathaia, Chan des Khithai), которого московиты называют царем китайским (czar khythaiski). “Хан” на татарском языке значит “царь” (НГ а не “собака”, как утверждают иные, а именно итальянцы, как если бы он звался can или canis.).
Лукоморье — приморская лесистая местность; тамошние обитатели живут, не имея никаких домов (НГ в хижинах (Huetl).). Хотя составитель дорожника говорил, что весьма многие народы Лукоморья подвластны государю московскому, однако раз поблизости находится царство Тюмень, государь которого татарин и на их родном языке называется Tumenski czar, т. е. “тюменским царем” (rex in Tumen), и он(НГ татарский царь в Тюмени (Khuenig in Tumen)) не так давно причинил большой ущерб московиту 569, то весьма вероятно, что эти племена, будучи ему соседями, скорее ему и подчиняются.
У реки Печоры, о которой упомянуто в дорожнике, есть город и крепость Papin или Papinowgorod 570; жители его, говорящие на отличном от русского языке, называются Papini. За этой рекой простираются до самых берегов (ее) высочайшие горы, вершины которых вследствие постоянно дующего ветра совершенно лишены всякого леса и едва ли даже не травы. Хотя в разных местах у них разные имена, но вообще они называются Поясом Мира (Cingulum mundi, Landts oder Ertrichs Guertl) 571. На этих горах гнездятся кречеты (gerofalcones, Geerfalckhen) 572 [о которых скажем ниже, рассказывая о государевой охоте]. Там растут деревья кедры, среди которых водятся самые черные соболя. [Во владениях государя московского можно увидеть только] эти горы [которые], вероятно, представлялись древним Рифейскими или Гиперборейскими. Так как они покрыты вечными снегами и льдом и перейти через них нелегко, то поэтому область Энгранеланд и совсем неизвестна. Московский князь Василий, сын Иоанна, в свое время посылал для исследования мест за этими горами и для покорения (тамошних) народов через Пермию и Печору двух начальников из своих (приближенных): Симеона (НГ князя (Khnes)) Федоровича Курбского, [названного так по своей отчине и] происходящего из рода (князей) Ярославских, и князя (knes) Петра Ушатого (Uschatoi) 573. Из них Курбский в мою бытность в Московии был еще жив и на мок расспросы об этом предмете отвечал, что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору и все-таки не смог одолеть ее вершины, называемой на его родном языке Stolp 574, т. е. “столп” (columna, Seyl). Эти горы тянутся к океану до устьев рек Двины и Печоры. Но довольно о дорожнике.