Обряды (institutiones, Unndterweisung), установленные после венчания великого князя 2 страница

В белые священники (sacerdotes seculares, Briester in gemain) 245 посвящают по большей части тех, кто долго служил при церквах в сане дьякона. В дьяконы же посвящают только состоящих в супружестве, поэтому-то и празднование свадьбы, и поставление в сан дьякона обычно устраиваются вместе. Если же про невесту какого-нибудь дьякона идет дурная слава, то его не посвящают в сан, если он не возьмет себе жену безупречного поведения. По смерти жены священник отрешается от исполнения служения (НГ и может жить по желанию в миру, жениться вторично и заниматься любым ремеслом), если же он живет целомудренно, то может наряду с прочими церковнослужителями принимать участие в обеднях и других богослужениях, будучи своего рода служителем при алтаре (choro tanquam minister)(НГ и заходить в алтарь (in den Chor zu gehen)). Правда, раньше было в обычае, что вдовцы, живущие целомудренно, могли без всяких нареканий отправлять богослужение. Но теперь укоренился обычай, что никто из вдовцов не допускается к совершению священнослужения, если он не поступит в какой-нибудь монастырь и не будет там жить по уставу 246.

Всякий вдовый священник, вступающий во второй брак, что ни для кого не заказано, исключается из клира; точно так же ни один священник не может ни отправлять священнослужения, ни крестить, ни исполнять какой иной требы иначе, как в присутствии дьякона (НГ Священник никогда не производит богослужения без иконы. Так же в своих молитвах поступают и миряне.).

Священники занимают в церквах первое место. Всякий из них, погрешивший каким-либо образом против религии или священнической должности, подлежит духовному суду. Если же его обвиняют в краже или пьянстве или если он впадает в какой-нибудь иной порок такого рода, то подвергается каре суда мирского, как они выражаются. Мы видели, как в Москве пьяных священников всенародно подвергали бичеванию; при этом они жаловались только на то, что их бьют рабы, а не боярин 247.

Несколько лет назад один наместник государев велел повесить священника, уличенного в краже. Митрополит пришел по этому поводу в негодование и доложил дело государю. Призвали наместника, в он ответил государю, что по древнему отечественному обычаю он повесил вора, а не священника. И после этого наместника отпустили безнаказанным.

Если священник жалуется перед мирским судьей, что его побил какой-нибудь мирянин, — ибо всякого рода оскорбления и обиды подлежат мирскому суду, — то судья наказует священника в случае, если узнает, что он задел мирянина или первый нанес ему какую-либо обиду. [91]

Священники содержатся обычно на взносы прихожан, им назначаются маленькие домики с полями [и лугами], от которых они, как и их соседи, снискивают себе пропитание или собственноручно, или при помощи слуг. Приношения им весьма скудны. Иногда церковные деньги отдаются в рост, по десяти со ста, и этот рост предоставляется священнику, чтобы не быть вынужденными кормить его на свой счет 248. Некоторые существуют также на пожертвования государей. Во всяком случае, за исключением епископств и некоторых монастырей, немного найдется приходов, обеспеченных поместьями (-, Raent) и владениями 249. Никакой приход или священствование не поручается никому, кроме как священнику. В каждом храме есть только один алтарь 250, и, по их мнению, каждый день можно отправлять только одно богослужение. Храмы без священника крайне редки; священник обязан совершать богослужение только три раза в неделю.

Одеяние у них почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место 251, надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех у них есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами (possoch) 252.

Как мы сказали, во главе монастырей стоят аббаты и приоры 253, из которых первые величаются у них архимандритами (archimandrit), а вторые — игумнами (igumen). Они имеют весьма суровые законы и уставы, которые, впрочем, постепенно смягчаются и подвергаются забвению. Они не смеют позволить себе никаких увеселений. У кого будет найдена цитра (cithara) или другой музыкальный инструмент, того подвергают весьма тяжкому наказанию. Мяса они не едят никогда. Все повинуются не только распоряжениям государя, но и любому боярину, посылаемому от государя (НГ Когда, путешествуя по Волге, я высадился на берег у монастыря св. Илии). Я был свидетелем, как мой пристав 254 требовал что-то от одного игумна, тот не дал немедленно, и пристав пригрозил ему побоями. Услышав такое, игумен тотчас же принес требуемое. Очень многие удаляются из монастырей в пустынь (heremum, waelder) и строят там хижины, в которых селятся или по одному, или с товарищами. Пропитание себе они добывают от земли или деревьев, т. е. корни и древесные плоды. А называются они столпниками (stolpniki) 255. Stolp означает то же, что “колонна”; они поддерживают столбами свои узкие, вытянутые в высоту домики.

Хотя митрополиты, епископы и архиепископы никогда не едят мяса, но если они приглашают гостей-мирян или священников в ту пору, когда (тем) можно вкушать мясо, то они пользуются той льготой, что подают им за своим обедом мясо, а архимандритам и игумнам это запрещено (НГ Двоих вышеупомянутых митрополитов я дважды наблюдал в торжественном облачении во время службы в Москве на успение богоматери. Их митры (Heubl) не так высоки (gupfet), как обычные колпаки, а внизу шириной в два мизинца оторочены горностаем, над которым укреплено несколько маленьких иконок; по цвету они были, насколько я помню, красные.).

Их архиепископы, епископы и архимандриты носят черные круглые клобуки (mitrae, huetl oder infel), один только епископ новгородский носит, согласно нашим обычаям, клобук белый [и двурогий] (НГ Торжественного облачения епископов и архиепископов я не видел.) 256.

Повседневное одеяние епископов такое же, как и у остальных монахов, за исключением того, что они носят иногда одеяния из шелка, и в особенности черную мантию (pallium, Mantl), которая со стороны [92]груди имеет по обоим бокам три белые каймы, извивающиеся наподобие текущего ручья, в знак того, что из сердца и уст их текут ручьи учения веры и благих примеров. Они ходят с палкой наподобие креста, на которую опираются и которая на их языке именуется “посох”. Епископ новгородский носит белую мантию. Епископы заняты только отправлением богослужений и благочестивым охранением и распространением религии, управление имуществом и другими общественными делами они поручают служителям (officiales, Ambtleut).

В их святцах есть несколько римских пап, которые почитаются в числе святых 257; других же, которые жили после знаменитого раскола 258, они проклинают за то, что те отступили от правил апостолов, святых отец и семи соборов, и называют их еретиками и раскольниками, ненавидя их более, чем даже магометан. Именно они говорят, что на седьмом вселенском соборе было решено, чтобы то, что было постановлено и определено на предшествующих, считалось и впредь неколебимым и непреложным, и никому впоследствии нельзя ни назначать другого собора, ни являться на него под угрозой анафемы [это они соблюдают весьма строго]. Был один русский митрополит, который по настоянию папы Евгения явился на собор 259, где и были воссоединены церкви. По возвращении на родину он был схвачен, лишен всего имущества и ввергнут в темницу, откуда в конце концов бежал.

Что между нами и ними есть разница в вере, можно узнать из копии следующей грамоты, которую митрополит русский Иоанн послал к (папе или), как они говорят, к римскому архиепископу 260.

“Любезна мне слава твоя (decor tuum), блаженнейший господине и отче, достойнейший апостольского седалища и звания, что издалека взираешь на наше ничтожество и бедность и осеняешь нас крылами любви и с любовью приветствуешь нас, как своих, и вопрошаешь особенно о нашей вере, истинной и православной, о которой услышав, ты даже удивился, как донес нам епископ твоего блаженства. И так как ты — столь великий и благочестивый святитель, то я, бедный, приветствую тебя, чтя главу твою и целуя руки твои и рамена. Радуйся, и да осенит тебя всевышняя рука господня, и да дарует всемогущий господь тебе, духовным твоим и нам благоустроение. Не знаю, откуда пошли ереси (и уклонения) от истинного пути спасения и искупления, и не могу достаточно надивиться, кто из диаволов настолько зол и завистлив, настолько враждебен истине и такой противник взаимного благорасположения, что нашу братскую любовь отделил от всего христианского сообщества, утверждая, что мы-де нехристиане. Мы же поистине и с самого начала знаем вас за христиан по благословению божию, хотя вы и не во всем соблюдаете христианскую веру и во многом (с ней) разнитесь. Это я покажу от семи великих соборов, на которых установлена и вполне утверждена православная христианская вера и на которых, словно на семи столпах, воздвигла себе жилище премудрость божья. Кроме того, на этих семи соборах все папы были достойными седалища св. Петра, потому что мыслили заодно с нами. На первом соборе был папа Сильвестр, на втором Дамас, на третьем Целестин, на четвертом блаженнейший папа Лев, на пятом Вигилий, на шестом Оафаний, досточтимый муж, сведущий в священном писании, на седьмом св. папа Адриан, который первый прислал епископа Петра и архимандрита монастыря святого Саввы, отчего впоследствии пошли между нами раздоры, которые особенно распространились в древнем Риме (antiqua Rana, alte Rana — так!— А. Н.). И подлинно, есть много дурного, что совершается вами вопреки божественным заповедям и уставам 261; об этом мы и напишем немного милости [93]твоей. Во-первых, о посте в субботу, соблюдаемом вопреки закону; во-вторых, о великом посте, у которого вы отсекаете неделю, едите мясо и ради мясоедства привлекаете к себе людей; далее, вы отвергаете священников, которые согласно закону берут себе жен; далее, тех, кто помазан при крещении пресвитерами 262, вы помазуете снова, говоря, что этого не подобает делать простым священникам, а одним только епископам; далее, о злосчастных опресноках 263, что явно указует на служение и богопочитание иудейское; и верх всех зол — вы стали изменять и извращать то, что утверждено святыми соборами, говоря о святом духе, что он исходит не только от отца, но и от сына, и многое другое очень важное, с чем твое блаженство должно было бы обратиться к патриарху константинопольскому, своему духовному брату, и приложить все старания к тому, чтобы наконец уничтожились эти заблуждения и чтобы мы стали единодушны в согласии духовном, как говорит святой Павел, поучая нас: “Молю вас, братия, во имя господа Иисуса Христа, да одинаково мыслите и говорите, и да не будет в вас распря, будете же в том же разуме утверждены и в том же помысле”. Об этих шести отступлениях мы написали вам, сколько могли, а потом и о другом напишем милости твоей. Ибо если дело обстоит так, как мы слышали, ты и сам с нами признаешь, что вами преступаются правила святых апостолов и установления семи вселенских соборов, на которых были все ваши первые патриархи и согласно говорили, что ваше слово суетно 263а. А что вы явно согрешаете, я изобличу сейчас открыто. Во-первых, о посте в субботу; вы знаете, что учили об этом святые апостолы, учение которых есть у вас, и в особенности блаженный папа Климент, первый после святого апостола Петра, пишет на основании постановлений апостольских, как стоит в правиле LXIV, говоря о субботе: “Если найдется церковник, который станет поститься в день воскресный или субботний, кроме великой субботы, тот да извергнется; если же это будет мирянин, то да будет лишен причастия и отлучен от церкви”. Второе — о посте, который вы извращаете. Есть ересь якобитов и армян, которые в святой великий пост едят молоко и яйца. Но какой истинный христианин дерзнет так делать и помышлять? Чти правила шестого вселенского собора 264, на котором ваш папа Оафаний запрещает это. Конечно, когда мы узнали, что в Армении и некоторых других местах едят в великий пост яйца и сыр, то тотчас приказали нашим, чтобы они воздерживались от такой пищи и от всякой жертвы демонской; если кто не воздержится от этого, да будет отлучен от церкви; если же священник — да будет отрешен от служения. Кроме того, есть третье величайшее заблуждение и прегрешение о супружестве священников, именно: вы отказываетесь принимать тело господне от тех, кто имеет жен, хотя святой собор, бывший в Гангре, пишет в четвертом правиле: “Кто уничижает священника, имеющего жену согласно с законом, и говорит, что из рук его не подобает принимать святые тайны, да будет проклят”. Равным образом собор постановил: “Всякий дьякон или священник, разводящийся со своей женой, да будет лишен сана”. Четвертое прегрешение — это помазание, т. е. конфирмация 265. Не говорилось ли везде на соборах: “Исповедую едино крещение во оставление грехов”? Итак, если крещение едино, то будет едино и помазание, и сила епископа — такая же, как и у священника. Пятое заблуждение об опресноках, и это заблуждение, как я покажу, есть начало и корень всей ереси. И хотя для этого надо было бы привлечь множество мест из писания, однако я сделаю это в другое время, а сейчас скажу только вот что: так как опресноки творятся иудеями в воспоминание их освобождения [94]и бегства из Египта, мы же сделались христианами сразу, никогда не работая на египтян, то нам повелено отринуть подобные иудейские постановления о субботе, опресноках и обрезании. И если кто последует чему-нибудь одному из этого, то, как говорит святой Павел, обязан исполнить и весь закон. Поэтому тот же апостол и говорит: “Братия, я приял от господа то, что и передал вам; ибо господь в ту ночь, в которую был предан, приял хлеб, благословил, освятил, преломил и дал святым ученикам, говоря: „Примите и ядите и проч."” Разбери то, что я говорю. Апостол не сказал: “Господь, прияв опресноки”, а “(прияв) хлеб”. А что в то время и опресноков не было, и пасха не совершалась, и господь не вкушал тогда пасхи иудейской, дабы дать опресноки апостолам, становится ясным из того, что иудейская пасха творится и вкушается стоя, чего не было на вечери Христовой, как гласит писание: “Когда возлежал он с двенадцатью” или: “И ученик возлег на грудь его на вечери”. Да и в его собственных словах: “Желанием возжелал есть сию пасху с вами” — он разумеет не иудейскую пасху, которую всегда ранее вкушал с ними. И когда он говорит: “Сие творите в мое воспоминание”, он не налагает на них обязанности свершать это так, как если бы это была пасха иудейская. И при словах: “Вот хлеб, который я даю вам”, — он дает им не опресноки, а хлеб; также и в обращении к Иуде: “Кому я дам хлеб, омокнув его в солило, тот предаст меня”. Если же вы скажете в оправдание, что справляете на опресноках, дабы не было в божественном ничего земного или смешения, то почему забыли вы о божестве и следуете обряду иудейскому, блуждая в ереси самого Юлиана, Магомета и Аполлинария Лаодикийского, и Павла Сирина Самосатского, и Евтихия, и Диастерия 266, и других извращеннейших еретиков, бывших на шестом соборе и исполненных духа диавольского? Наконец, шестое заблуждение о духе святом. Именно, как вы говорите: “Верую в бога отца, и сына, и святого духа, который исходит от отца и сына”? Поистине удивительно и страшно сказать, что вы дерзаете извращать веру, ибо изначала по всему миру во всех христианских церквах согласно поется: “Верую в духа святого и господа животворящего и от отца исходящего, который с отцом и сыном спокланяем и спрославляем”. Итак, почему вы не говорите, как и все другие христиане, но делаете прибавления и приводите новое учение? Меж тем апостол говорит: “Если кто будет благовествовать вам кроме того, что мы сказали, да будет проклят”. О если бы вы избежали этого проклятия! Трудно и страшно изменять и прелагать писание божие, сложенное святыми. Вам и неведомо, сколь велико это заблуждение. Ведь вы полагаете две власти, две воли и два начала в святом духе, низлагая и умаляя его честь и уподобляясь ереси Македония 267, чего да не будет. Молю, припадая к священным стопам твоим, отстань от подобных заблуждений, которые существуют среди вас, и всего более воздерживайся опресноков. Хотел я также написать что-нибудь об удавленных и нечистых животных и о монахах, едящих мясо, но об этом напишу, если богу будет угодно, впоследствии. Прости же меня по великой любви, что написал тебе об этом. А должно ли и далее делать то, что делается, вопроси писание и обретешь. Прошу тебя, господине, напиши к господину нашему патриарху константинопольскому и к святым митрополитам, которые имеют в себе слово жизни и, как светила, сияют в мире. Ибо, может статься, бог чрез них взыщет, исправит и восстановит от подобных заблуждений. Потом же, если тебе угодно будет, отпишешь и мне, наименьшему среди всех прочих. Приветствую тебя я, митрополит русский, и всех подвластных тебе клириков и [95]мирян. Приветствуют тебя также со мной святые епископы, монахи и цари, великие мужи. Благодать святого духа да будет с тобой и со всеми твоими. Аминь.”

Комментарии

183-183. Г. цитирует перевод древнерусского текста Чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжени§ владимирское, московское, новогородское. Торжество венчания Дмитрия великокняжеской “шапкой” (но не “шапкой Мономаха”) состоялось 4 февраля 1498 г. в кремлевском Успенском соборе, на соборной площади Кремля и в Архангельском и Благовещенском соборах (ПСРЛ. — Т. 4. — Ч. 1. — Вып. 2. — С. 530—531; Т. 6. — С. 241—242, 279; Т. 28. — С. 330—331). Русские списки Чина венчания сохранились в составе Уваровской, Софийской II — Львовской, Иоасафовской, Никоновской и Воскресенской летописей, а также в рукописных сборниках ГИМ. Чуд. 264, Синод. 675, Муз. 3726; ГПБ. Соф. 1454. Погод. 280 (Лурье Я. С. Идеологическая борьба. — С. 384—385; Зимин. 1982. — С. 297. Ср.: Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами // ЧОИДР. — 1883. — Кн. I. — Отд. I. — С. I—XXXV; С авва В. И. Московские цари и византийские василевсы. — Харьков, 1901. — С. 110—157).

Списки Чина поставления Дмитрия сохранили четыре различных редакции текста. Древнейшей редакцией считаем Пространную (Муз. 3276 и Погод. 280), созданную до 4 февраля 1498 г. Следующий этап истории Чина венчания отразился в Формулярной редакции (Синод. 675 и Соф. 1454), которую предположительно датируем временем после 1511 г., но не позднее 1518 г. На основании Формулярной редакции около 1518 г. была создана Летописная редакция Чина, где идеи этого памятника были дополнены легендой о дарах византийского императора Константина Мономаха русскому князю Вдадимиру Мономаху (“Мономахова шапка” — возможно, эта реалия “появилась под влиянием предварительной редакции “Сказания о князьях владимирских”). Примерно в то же время, вероятно в 10-х гг. XVI в., сложилась и особая Чудовская редакция Чина (Чуд. 264).

Сверка списков Чина поставления с переводом Г. показала, что Г. переводил с древнерусского оригинала, близкого Синод. 675 и Соф. 1454, т. е. перед ним лежал текст Формулярной редакции (текст Соф. 1454 опубл.: ЛЗАК 1864. — Спб., 1865. — Вып. 3. — Прил. — С. 7—12; текст Синод. 675 опубл.: Барсов Е. В. Древнерусские памятники. — С. 32—38; Публикация Чина по всем спискам: Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. — М., 1987. — Ч. Ш. Приложение IV). Список Чина поставления, имевшийся в распоряжении Г., особенно близок Синод. 675: Г. не повторяет чтений Соф. 1454 (“в ту пору внуку говорить...” — пропуск дополнения Соф. 1454 “и приснодевицю Марию ~ Христу богу”; пропуск “...лаем отцю и сыну”), но следует Синод. 675 (“самодержцу”). Возможно, список Синод. 675 (где Чин вписан в пергаменный Служебник как будто в 20-х гг. XVI в.) или копия с него послужили источником текста Г. либо Г. переводил с протографа Формулярной редакции. А. П., И. А. Тихонюк.

Г.несколько переработал свой оригинал: он переставил местами предложения “кроме того ~ бармы” и “затем к назначенному ~ духовный собор”, сократил пояснение “на чем и святителей ставят”, пропустил дьяконскую молитву и пояснение “пакы пакы миром ~ преклоншу главу”, выбросил фразы “и потом бояре ~ и князь велики о полезных”, “божиим изволением ~ и всеа Руси”, “на память ~ Пилусиотцкаго”. Фрагменты чинопоследований Г. обобщенно называет “молебном” (вместо “достойно есть”, “пресвятое”, тропарей), вместо “октеньи” пишет “литания”, вместо “отпуста” — “молитва”, а также дает ряд пояснений: “то есть княжеские украшения”, “которого они ~ чудотворцем”, “покрытые ~ ширинкой”, “это он произносит потише”, “место, на котором читалось евангелие”, “дьякон”, “Симон”, “то есть священнослужение”, “под деньгой разумеется род монеты”, “а от рождества Христова в 1497” (неверно посчитано, должно быть: 1498), вместо “серебряных денег”, “золотых и серебряных денег” русского источника Г. пишет: “золотые деньги”. А. П., А. X.

184. Успенский собор Московского кремля.

185. Налой — аналой, подставка для богослужебных книг в церкви.

186. Шапка и бармы — символы великокняжеской, с 1547 г. — царской власти. Шапка, хранящаяся в Оружейной палате, — остроконечный головной убор с соболиной опушкой и драгоценными камнями, среднеазиатской работы XIV в. Бармы — оплечье с изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Они упоминаются во всех завещаниях московских князей, начиная с Калиты, который “шапку золотую” передал Семену Гордому, “коць” — плащ — Ивану, “скорлатное портище сажено с бармами” — Андрею (ДДГ. — № 2. — С. 8, а также с. 16, 18, 36 и др.; Воронин Н. Н. Археологические заметки // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. — М., 1956. — Вып. 62. — С. 17—32). Бармы вернулись старшему среди московских князей после 1456 г., и Василий II благословил Ивана III крестами, шапкой, “бармой” и сердоличной коробкой, которой придавалось большое значение в “Сказании о князьях владимирских” (ПСРЛ. — Т. 4. — Ч. I. — Вып. 2. — С. 497). Умолчал о них лишь Иван III, поскольку регалии с 1498 г. принадлежали Дмитрию-внуку (Там же. — С. 531), а власть получил Василий III. В завещании последнего значится: “Ивана благословляю царством руским, шапкою мономаховскою, я всем чином царским, что прислал прародителю нашему, царю и великому князю Владимеру Мономаху царь Константин Мономах из Царяграда” (ДДГ. — С. 432).

Слово “бармы” возводят к древнескандинавскому barm, шведскому bram или средневерхненемецкому brem (край), что, по М. Фасмеру, сомнительно. В русский, по А. В. Исаченко, проникло из польского brama — женское украшение на ногах, руках или голове (Исаченко II. — С. 496), что мало вероятно: в русском известно с первой трети XIV в., в польском — с 1493 г., хотя и в том и в другом имеет вторичное значение.

187. Петр — московский митрополит (1308—1326), канонизирован в 1339 г. Игумен одного из монастырей под Львовой, был по предложению галицкого князя Юрия Львовича поставлен в митрополиты, местопребыванием которых был Владимир, пользовался поддержкой московского князя Ивана Калиты, похоронен в специально перестроенном для этого Успенском соборе.

188. В латинском тексте, возможно, опечатка (в подчеркнутых словах): demonstra illi salvum conservatorem, т. е. яви ему истого хранителя, вместо demonstra illum, т. е. яви его истым хранителем. Затем ошибка перешла и в немецкий перевод: ertzaig ime den saeligen behalter der gepott. A. H.

189. Ширинка — церковная пелена (Срезневский. — Т. III. — С. 1594, впервые в 1551 г.), кусок ткани, отрезанный вместе с каймой (Даль. — Т. IV. — С. 634), ручник, полотенце. Новобрачные жертвовали на церковь полотенце, используемое во время обряда венчания, раздавали ширинки в качестве подарков. Г. называет ширинку шелковой тканью, по-видимому, со слов свидетеля венчания Дмитрия-внука: в Чине венчания этот термин упоминается в формулярной редакции (Син. 675, л. 193 об.).

190. Литания — краткая молитва в католическом богослужении, которая читается и поется преимущественно во время церковных процессий. Литании восходят к литургической традиции V в. Прототипом для них послужили псалмы 118, 138. Известны литании святых (большая и малая), лоретская литания, литания имени Иисусова, литания сердца Иисусова. Литании западной церкви имеют некоторое сходство с ектениями, акафистами, молебными канонами и особенно с литиями (усердными молениями) восточной церкви. Основываясь на этом сходстве, Г. называет литию русского оригинала Чина венчания литанией (см.: Серединский Т. О богослужении западной церкви. Статья 4. — Спб., 1856. — С. 33—36; Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. Изд. 5-е. — Спб., 1894. — С. 229). А. П.

191. Сочетание прилагательного “золотой” и существительного “деньга”, транслитерированного на латынь, убеждает в том, что Г. писал о золотых, изготовленных на Руси, — подражаниях венгерскому золотому. В датировке его мнения историков расходятся — от 60-х годов XV в. (В. М. Потин) до конца 80-х XV в. (Попов Г. В. Культурно-художественные связи России с Венгрией в конце XV в. // Советско-венгерские связи в художественной культуре. — М., 1975. — С. 197—198).

192-192. В Чине поставления названы присутствовавшие на церемонии церковные иерархи: ростовский архиепископ Тихон Малышкин (1489—1503), суздальский епископ Нифонт (1484—1508), тверской епископ Вассиан Стрига Оболенский (1477—1508), рязанский епископ Протасий (1496—1520), коломенский епископ Авраамий (у Г. неверно: Афраний, 1490—1501), сарский и подонский епископ Евфимий Подрез (1496— 1499), троицкий игумен Серапион (1495—1506) и кирилло-белозерский игумен Макарий (1495—1506). Судя по спискам Муз. 3726 и Погод. 280, в состав Освященного собора, присутствовавшего при венчании Дмитрия, входили также архимандриты Владимирского Рождественского монастыря Тихон Басарга (1498—1500), московских монастырей: Новоспасского — Афанасий Щедрый (1491—1506), Чудовского — Феогност (после 1488—1507 гг.), Симонова — Феогност Завельский (1494—1499) и Андроникова — Антоний (?—1504?). По окончании коронационных торжеств “послал князь великий объявляти, что благословил внука своего великаго князя Дмитрея великим княженьем„ на Рязань и во Псков и в Новгород Великий ко архиепископу и к наместником послал грамоты. А в Казань ко царю к Абдыл Летифу (о нем см. коммент. 613) от великого князя Дмитрея со князем Васильем Ноздреватым приказано челом биет” (ТИМ. — Муз. 3726. — Л. 44 об.). И. А. Тихонюк.

193. Сообщение Г. подтверждается летописями, отражающими великокняжеский свод 1500 г. (ПСРЛ. — Т. 4. — Ч. 1. — Вып. 2. — С. 531; Т. 6.—С. 279; Клосс Б.М. Вологодско-пермские летописцы XV в./Летописи и хроники. — М., 1976. — С. 280). Этот предмет стал великокняжеской регалией после Ивана II. В завещаниях он именуется золотым: то “большим”, то “великим” (ДДГ. — С. 9, 16, 18, 36, 61, 197). Г. не упоминает других даров: парамшинского креста и “сердоличной коропки” (ПСРЛ. — Т. 4. — Ч. I. — Вып. 2. — С. 531). Последняя хранилась в роду московских князей с Ивана Калиты как нечто давнее: она в завещании Калиты противопоставляется тому, что он “придобыл” (ДДГ. — С. 8, 10).

194. Переславское оз. — Плещееве. Переславль-Залесский вошел в состав Московского княжества в 1302 г.

195. Неверное сообщение. Генуэзцы овладели Феодосией (Каффа по итальянский источникам XIII—XVIII вв.) в 1260 г. Владимир Мономах умер в 1125 г. Его походы были направлены не против генуэзцев, а против половцев (Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. — М., 1968. — С. 109—111). По-видимому, Г. передает версию, восходящую к польско-литовской традиции и противостоящую русской (По “Сказанию о князьях владимирских”, великокняжеские регалии — дар императора Константина Мономаха (1042—1055) своему внуку Владимиру Мономаху (1113—1125)).

196. Это Полоцкая, Витебская, Киевская, Галицкая и др. будущие белорусские и украинские земли.

197. Витенен — правильнее: Витенес, Легенда, начинающая родословие литовских князей с Витенеса, отражена в круге памятников, сходных со “Сказанием о князьях владимирских”. Летописец Син. № 939 со сказанием об Августе, протограф которого мог использовать Г. (см. коммент. 71), содержит статью “Родословие Литовского княжества”, данные которой совпадают со сведениями Г. Б. К.

198. Гедимин — вел. кн. литовский (1316—1341). Г. неточно передает свой источник: в “Родословии Литовского княжества” утверждается, что Витенес погиб от “грома”, а его слуга (“раб”) Гедимин женился на его вдове. Б. К.

199. Ольгерд — вел. кн. литовский (1345—1377), сын Гедимина. В союзе со своим братом Кейстутом вел упорную борьбу за расширение территории Литовского княжества. Б. К.

200. Кестуд, Кейстут, Кейстутис (ум. 1382) — сын Гедимина, с 1345 г. разделил власть в Литовском княжестве со старшим Ольгердом. Сыграл значительную роль в борьбе литовского народа против агрессии Тевтонского ордена. Принимал участие в захватнических походах Ольгерда на русские земли и в войне с Польским королевством из-за Волыни. В 1381 г. восстал против сына Ольгерда Ягайлы (Ягелло), изгнал его из Вильнюса и захватил власть в княжестве. В 1382 г. был схвачен и убит по приказу Ягайлы в Кревском замке. У Г. ошибочно сказано, что Кейстут был заточен в темницу Ольгердом — на самом деле он стал жертвой Ягайлы. Б. К.

Наши рекомендации