Методы, основанные на управлении вниманием
Наиболее распространенными технологиями неявной контрпропаганды являются технологии управления вниманием публики. Их можно свести к трем основным приемам.
Отвлечение.
Самым простым и известным методом управления вниманием аудитории является отвлечение. Известно, что в большинстве случаев 80% интеллектуальных ресурсов активной части интернет-сообщества занимает одна, главная на текущий момент, тема. Еще 15% внимания занимают два-три чуть менее важных вопроса. Остальные темы дружно делят между собой оставшиеся пять процентов. Таким образом, если мы хотим сделать так, чтобы какое-либо событие прошло незамеченным, или отвести внимание людей от обсуждения вредного вопроса, нужно всего лишь взорвать информационную бомбу - создать тему (новость), которая захватит умы публики и вытеснит оттуда всякие ненужные нам "глупости". При этом совершенно не важно, действительно ли актуальна новая тема, или нет, главное, что опасная для нас информация ушла из поля массового внимания.
Информационная перегрузка
Другой часто встречающийся метод - информационная перегрузка, или шумовая атака. Шумовая атака применяется в том случае, если каким-то образом опасная для заказчика информация стала объектом массового внимания. Простое отвлечение здесь часто не помогает, ибо создать информационную бомбу достаточной мощности не всегда возможно за разумное время. Тогда делается следующее. Чтобы не допустить правильного толкования людьми "опасной" информации, искусственно создаются многочисленные ложные толкования, которыми усеиваются соответствующие информационные ресурсы. В результате люди запутываются в вопросе, теряют правильный след, а вскоре и интерес к теме.
Демократия шума.
Этот метод представляет собой несколько измененный вариант метода "Информационная перегрузка" - когда к важной и опасной информации добавляется огромная куча информационного мусора, разобрать которую не по силам даже экспертам. Этим достигается два эффекта. Во первых, опасная информация превращается в иголку в стоге сена, во вторых, доверие к самому источнику такой информации падает. Типичный пример - сайт WikiLeaks, содержащий уже такое количество инфо-спама, что найти в нем действительно угрожающую чьим-либо интересам информацию, для простого человека проблематично.
Методы, основанные на управлении восприятием
Сутью данных методов является искажение нейтрализуемых идей с целью формирования в головах людей изуродованного представления об этих идеях, либо с целью выгодной трансформации самих идей, в результате которой они перестанут представлять опасность.
Рога.
Прием является специализацией пропагандистской технологии "наведение ассоциаций" для задач контрпропаганды. Заключается в создании отрицательных ассоциаций с атакуемой информационной сущностью путем смешивания ее элементов с элементами заведомо негативных информационных сущностей. Например, если логотип политической партии на картинке совместить со свастикой, а потом эту картинку распространить в сети, то в сознании увидевших картинку сложится ассоциация между данной партией и фашизмом, что вряд ли увеличит ее рейтинг. При этом художественный образ, в котором производится такое смешивание, может вообще иметь совершенно другую, не связанную с политикой цель.
Пугало первого порядка.
Технология "пугало" заключается в создании фальшивого образа (фейка) дискредитируемой информационной сущности. Фальшивый образ создается таким, чтобы, с одной стороны, максимально походить на настоящий, а с другой - вызывать как можно большее отторжение у целевой аудитории. Аудитория же, принимая ложный образ за настоящий, формирует соответствующее отношение к дискредитируемому объекту. Чаще всего дискредитация реализуется через доведение соответствующих идей до абсурда, превращении их в карикатуру на самое себя. Это может быть подставной сайт организации, своим содержанием дискредитирующий эту организацию, или написанная от чужого имени экстремистская листовка. Типичный пример "пугала" из реальной жизни - блог Льва Щаранского, где идеи демократии, свободы и толерантности превращены в посмешище. Как правило, пугало первого порядка легко раскусывается теми, кто действительно разбирается в дискредитируемых этим пугалом идеях.