Требования, предъявляемые к правовым актам управления |
Требования к законности правовых актов управления |
Прежде всего акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства. Акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции издающего органа государственного управления и соответствовать актам вышестоящих органов государственного управления. Акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления. |
Требования к подготовке, изданию и действию правовых актов управления |
Требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако есть нормы, посвященные и индивидуальным актам. |
Требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве связаны прежде всего со вступлением актов в законную силу. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. |
Требования к содержанию и форме нормативно-правовых актов управления |
Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования. |
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты: - наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;
- наименование вида акта и его название;
- дата подписания (утверждения) акта и его номер;
- наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
|
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату, а также отвечать требованиям юридической техники. |
Отмена актов государственного управления |
Основания для отмены акта государственного управления | - несоответствие содержания акта действующему законодательству либо актам вышестоящих должностных лиц (органов);
- несоблюдение установленных требований к порядку принятия и вступления в силу актов (например, отказ в государственной регистрации);
- нецелесообразность правового акта государственного управления.
|
Решение об отмене акта государственного управления принимается | - по инициативе самого органа, издавшего акт государственного управления;
- по инициативе вышестоящего органа государственного управления или должностного лица;
- в результате опротестования, т.е. по инициативе органов прокуратуры, действующих на основании положений Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
- в результате обжалования, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решения органов государственной власти и должностных лиц предоставлено ст. 46 Конституции РФ, либо по инициативе других субъектов административного права, наделенных соответствующими полномочиями по обжалованию актов государственного управления.
|