Великий понедельник
Последние ночи перед страданием Господь проводил вне Иерусалима. Возвращаясь в город утром из Вифании и почувствовав голод, Христос увидел смоковницу. Время смокв еще не наступило, но на этом дереве были листья, которые обычно появляются после плодов, поэтому можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды иногда держатся всю зиму. Эта же смоковница была бесплодна. Тогда Господь сказал: "Да не будет от тебя плода вовек", после чего дерево тотчас засохло. По толкованию святых отцов, смоковница эта, во-первых, служит прообразом сонмища иудейского, у которого не нашел Господь плодов истинной веры и любви. Также, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст, Христос непрестанно миловал, исцелял, воскрешал, но Он должен был явить Себя и Судией, Который не будет потворствовать неправде и лукавству. И вот для этого Господь выбирает смоковницу - дерево, которое повсюду растет в Палестине и не представляло цены. А эта смоковница, будучи бесплодной, никому не приносила пользы. Бесплодная смоковница - есть и всякая душа, не приносящая духовного плода, за что будет осуждена. Святой Исидор Пелусиот также замечает, что райское Древо преслушания, плодов которого вкусили Адам и Ева, нарушив запрет Божий, было смоковницей. Из листьев этого древа они сшили себе и покров. Вступив в город, Христос пошел прямо в храм, где обличил нарушающих благочиние, обративших притвор храма в торжище и изгнал торгующих.
В понедельник Страстной седмицы Святая Церковь вспоминает также ветхозаветного праведника - Иосифа Прекрасного - послужившего прообразом Страданий Господа. Праведный Иосиф был по зависти брошен братьями в мрачный ров, а затем продан ими в рабство в Египет за тридцать сребренников. Много претерпел Иосиф в Египте, был брошен в темницу, пострадав за целомудрие. Но Бог сделал его из раба господином. А когда на родине Иосифа сделался продолжительный голод, то праведник спас отца и братьев своих, пропитав их и простив братьям их грех против него. Так и Христос по зависти единоплеменных ему иудеев был предан за тридцать сребренников. И приняв Страдания, восстал из гроба, простив Своих врагов. Воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом и до конца его побеждает, и всем миром обладает. И человеколюбно искупляет нас и питает Небесным Хлебом - Своею Живоносною Плотью (так повествует синаксарь Великого понедельника).
На Утрени - тропарь "Се Жених грядет в полунощи...", трипеснец Триоди, полного канона нет. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...". Евангельское чтение на Утрени повествует о проклятии Господом неплодной смоковницы и о беседе Спасителя в храме Иерусалимском, когда Господь приводит две притчи, обличающих лицемерие и показное благочестие иудеев, лишенное истинной веры, любви и послушания Отцу Небесному. Вторая притча - о виноградарях - также прикровенно указывала слушателям на Христа как на Мессию.
Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров повествует о судьбе богоотступного народа иудейского, разрушении Иерусалима римлянами и о кончине мира.
Повечерие служится великое, на нем поется трипеснец.