Политический маркетинг — комплекс мероприятий, формирующих в общественном сознании привлекательный имидж политических институтов, лидеров, идей, программ и концепций
Маркетинговые способы используются субъектами политики с учетом их спроса и предложения на нужную информацию. Они рассчитаны на убеждение человека, на самостоятельную оценку фактов и явлений, сознательный выбор линии поведения.
Функции политического маркетинга:
► выявление и выдвижение на авансцену политики достойных лидеров, способных компетентно выражать, представлять властным институтам и претворять в жизнь общественные интересы;
► выявление, популяризация и содействие внедрению альтернативных политических программ, проектов, идей, концепций прогрессивного общественного развития;
► формирование в общественном сознании положительного имиджа государственной власти;
► помощь гражданам в свободном и сознательном политическом выборе, а политическим институтам и лидерам — в демократизации общественных отношений.
К маркетинговым способам коммуникации относится политическая реклама. Ее цель — в эмоциональной и лаконичной форме представить гражданам истинный образ политических институтов, политических лидеров, политических идей, программ и концепций, сформировать о них положительное общественное мнение. Рекламная продукция, «очищенная» от политической конъюнктуры и субъективизма, содержит важную информацию для свободного и осознанного выбора человеком политической позиции. Реклама некомпетентная, лживая, тенденциозная искажает политическую действительность и способна дезориентировать людей.
Основные виды политической рекламы:
► аудиовизуальные;
► печатные;
► компьютерные;
► личные контакты политиков с общественностью.
Коммуникационная политика демократического государства включает:
► разработку и совершенствование правовых норм, регулирующих политическую коммуникацию, защиту интересов личности, общества и государства от распространения антигуманной информации;
► учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной информационной системы, содействие ее кадровому, технологическому и материально-техническому обеспечению);
► демократизацию механизмов государственного влияния на массовую коммуникацию;
► информационно-идеологическое влияние на общественное мнение.
СМИ в системе массовой коммуникации
В наше время средства массовой информации (масс-медиа) — органическая часть механизма демократии, незаменимый источник информации. Это авторитетный политический институт, который формирует сознание людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает общение субъектов политики и цивилизованные взаимосвязи между властными структурами государства и гражданами. Сегодня власть знаний и информации — мощнейший инструмент управления государством и обществом. Без СМИ современный человек не может стать активным участником политического процесса, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом мире политики.
К СМИ относятся периодические печатные издания (газеты, журналы), массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникационные системы.
Социально-политические функции СМИ:
► производство и распространение политической информации;
► формирование и выражение общественного мнения о деятельности политических институтов, реальном состоянии и проблемах социально-политического развития;
► отображение и представительство социальных интересов;
► политическое образование и воспитание граждан, социализация личности;
► интеграция субъектов политики (на основе плюрализма, организации цивилизованного общения граждан с властными структурами);
► критика правящей элиты, контроль действий государственных органов;
► мобилизация (побуждение) граждан к политическим действиям.
Соперничество за влияние на «четвертую власть», за использование ее ресурсов всегда находилось в эпицентре взаимодействия субъектов политики. Особенно острые формы соперничество приобретает в политических кампаниях, в частности, в ходе выборов кандидатов на государственные должности. Политические лидеры, грамотно и активно использующие СМИ, получают значительные преимущества перед своими конкурентами, резко повышают свой рейтинг.
В демократических странах доминирует рациональная (убеждающая, разумно обоснованная) модель массовой коммуникации. Ее характерные черты — влияние на сознание и мотивацию поведения людей посредством убеждения. Содержание и способы «подачи» информации рассчитаны на мыслительную работу индивида, на самостоятельный поиск правильных ответов и аргументов. Убеждения, сформировавшиеся на основе такой информации, наиболее устойчивы и продуктивны. Чем разнообразнее и качественнее убеждающая информация, тем выше внимание и доверие к ней граждан.
В авторитарных и тоталитарных государствах, напротив, доминирует иррациональная (эмоциональная, ослабляющая разум, политическое мышление человека) модель массовой коммуникации. Ее особенность в том, что политическая информация перенасыщена идеологическими мифами, догмами и стереотипами, «официальными» оценками и выводами в ущерб достоверным фактам, убедительным, правдивым аргументам. Она нередко внушает людям страх, неуверенность в будущем, неприязнь к оппонентам власти, разжигает социальную, религиозную и национальную вражду.
СМИ, координируя свою деятельность, могут сформировать атмосферу уважения к правящему режиму и нетерпимости к нему, «подогревать» и предотвращать политические конфликты и социальную напряженность. Поэтому органы власти чутко реагируют на общественное мнение, формируемое СМИ, оперативно пропагандируют собственную версию происходящих событий.
Широкие возможности СМИ неотделимы от их ответственности перед личностью, обществом и государством. Мы являемся свидетелями дефицита такой ответственности у многих журналистов, редакторов газет и журналов, авторов телевизионных программ и радиопередач. В погоне за сенсациями, «жареными фактами» и развлекательными сюжетами они выхолащивают или извращают сущность политической информации и коммуникации, наносят урон духовности и общественной морали.
Роль и ответственность национальных СМИ стремительно возрастает в условиях глобализации мирового информационного пространства. Информационным потоком управляют сегодня многочисленные агентства, которые давно поделили земной шар на эксклюзивные зоны. Однако контролируют большую часть международных новостей, поступающих (транслируемых) во все регионы и страны мира, четыре самых мощных агентства: Ассошиэйтед Пресс (США), Юнайтед Пресс Интернэшнл (США), Франс Пресс (Франция), Рейтер (Великобритания). Юнайтед Пресс Интернэшнл, к примеру, имеет 6400 клиентов в 114 странах, его сообщения переводятся на 48 языков (см.: Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 509).
Эта «четверка» ежедневно транслирует информацию по компьютерной и спутниковой связи, поставляет девять десятых всего объема новостей для газет, радио и телевидения мира. Их точка зрения оказывает определяющее воздействие на общественное мнение.
Это свидетельствует о мировом неравенстве в сфере коммуникационных технологий. Многие исследователи не без оснований говорят об «империализме» СМИ индустриальных стран, «интервенции» (тотальном распространении по всему миру) западной культурной продукции.
В условиях глобализации мирового информационного пространства национальные СМИ (правительственные, оппозиционные и независимые) обязаны содействовать интеграции и прогрессу мирового сообщества, приобщению граждан к общечеловеческим ценностям, демократизации политических отношений. Свобода СМИ не абсолютна. Высшая ценность, которую они призваны защищать независимо от политических предпочтений — интересы духовного здоровья личности и общества, прогресса демократической политической культуры, идеалы мира, дружбы и равноправного сотрудничества между народами и государствами.
СМИ Беларуси в политическом процессе
В информационном пространстве Республики Беларусь функционирует более 1500 печатных периодических изданий, информационные агентства, телекомпании, национальные телеканалы, около 200 программ телевидения и радиовещания.
На сознание граждан Беларуси оказывают политико-идео- логическое воздействие государственные и негосударственные (независимые) СМИ.
Государственное регулирование информационного пространства осуществляет Министерство информации Республики Беларусь.
Государство заботится о развитии и обновлении технической инфраструктуры СМИ (типографии, службы звуко-видео- записи, кинофабрики, средства доставки и распространения печатной продукции, производство бумаги и др.). Активно используются компьютерные технологии, спутниковая связь, кабельное телевидение, индивидуальные средства накопления, печатания и потребления информации (кассеты, диски, дискеты, принтеры). Наблюдаются перемены в информационной инфраструктуре (корреспондентская сеть, телеграфные агентства, агентство печати, пресс-службы, агентства аудиовизуальной информации), в системе подготовки кадров масс-медиа.
Роль знаний и информации в управлении белорусским обществом возрастает. Поэтому информационная, идеологическая деятельность стала объектом пристального внимания государственных институтов и общественных объединений. Возрастает спрос на достоверную информацию о политических процессах в стране и мире, выполнении гражданами и социальными институтами обязанностей перед обществом и государством.
Как подтверждают социологические исследования, граждане Беларуси заинтересованы в правдивой и оперативной информации по всем вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни.
По мере углубления реформ в стране происходят качественные изменения в духовно-идеологической жизни, усиливается влияние массовой коммуникации на социально-экономическое развитие, ценностные ориентации, поведение и отношения субъектов политического процесса. Это свидетельствует об укреплении информационно-политического и воспитательного фундамента белорусской государственности, ее адаптивности к вызовам XXI в. — века информации, стремительно прогрессирующих технологий и демократических перемен.
Тема 16
Политическая культура и социализация
Понятие политической культуры, ее структура и функции. Носители политической культуры: личности, социальные общности, институциональные субъекты политики.
Критерии классификации политических культур. Характерные черты демократической, авторитарной, тоталитарной, патриархальной и подданнической политических культур. Особенности западной и восточной политических культур. Политическая культура Беларуси. Факторы, определяющие формирование политической культуры личности и общества.
Политическая социализация как процесс усвоения человеком политических ценностей, традиций, норм и образцов политического поведения. Факторы и условия политической социализации: влияние на человека макросреды, микросреды, образования, воспитания и социально полезной деятельности. Этапы политической социализации. Типы политической социализации: гармоничный, гегемонистский, плюралистический, конфликтный.
Характер, ценностный и созидательный потенциал политического процесса определяется доминирующей политической культурой общества.
Политическая культура является:
► качественным показателем развития политической системы;
► критерием демократической зрелости политико-властных отношений;
► необходимым условием и средством преобразования политической действительности.
Содержание понятия «политическая культура» отличается многозначностью и многогранностью. Свидетельство тому — около 50 определений этой категории науки. Сам термин появился в XVIII в. — его впервые ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. Теория политической культуры сформировалась позже, в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. В ее разработку внесли вклад американские исследователи Г. Апмонд, Л. Пай, С. Верба, французские ученые М. Дюверже, Р. Ж. Шварценберг и другие.