Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра государственно-правовых дисциплин
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Приволжский филиал
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Конституционное право
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
(квалификация «бакалавр»)
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Автор: Никифорова Е.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия
Разработка программы курса: Нудненко Л.А., доктор юридических наук, профессор зам. зав. кафедрой конституционного права Российской академии правосудия,
Рецензенты:
Каргин К.В., заведующий кафедрой конституционного и административного права Нижегородской правовой академии, к.ю.н., доцент
Лаврентьев А.Р., заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ПФ ФГБОУ «РАП», к.ю.н., доцент
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № 1 от 01.09.2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Приволжского филиала (протокол № 1 от 15.09.2011 г.).
© Приволжский филиал ГБОУ ВПО РАП, 2011 .
© Никифорова Е.А, 2011 .
© Нудненко Л.А., программа курса, 2011.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………...4
2.Объем дисциплины и виды учебной работы………………………..13
3.Тематический план изучения дисциплины…………………………14
4.Программа курса……………………………………………………….17
5.Планы аудиторных занятий
Планы лекционных занятий…………………..………….52
Планы семинарских и практических занятий…….…….58
6. Активные и интерактивные формы проведения занятий…………114
7.Методические рекомендации по изучению дисциплины
и по организации самостоятельной работы студентов под
руководством преподавателя…………………………………………………………………..121
8.Примеры контрольных заданий………………………………………181
9.Литература………………………………………………………..……190
10.Вопросы для подготовки к экзамену…………………………….…194
Введение
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами основных понятий конституционного права и содержания базовых нормативных правовых актов, являющихся источниками этой отрасли права.
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).
Изучение данной дисциплины является способом приобретения студентами-юристами необходимых знаний, навыков, умений в области отечественного конституционного права – системообразующей отрасли национального права. Конституционные отношения определяют доминирующий характер системы права в большинстве стран мира. Только благодаря истинному утверждению общечеловеческих и национальных ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, можно приблизиться к построению гражданского общества и правового государства. Непростой период становления конституционного права России после принятия Конституции 1993 года вобрал в себя всю историю конституционного развития нашей страны, отразил преемственность государственно-правовых институтов, эволюцию принципов функционирования государства, начиная от первых конституционных идей и заканчивая сложными юридическими конструкциями современных конституционно-правовых актов. За 18 лет действия Конституции России российская правовая система претерпела колоссальные изменения. «Именно Конституция стала системным юридическим выражением основных политических ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России: права и свободы человека и гражданина, демократическое, федеративное, правовое и социальное государство, разделение властей, парламентаризм»[1]. Для каждого гражданина знать, а для юриста еще и глубоко понимать Конституцию своей страны – неписаная обязанность, определяющая уровень правосознания.
Впервые в истории России Основной закон приобрел качество реального, а не фиктивного, декларативного документа. Конституция и конституционное право определяют контуры правовой системы в целом, являются основанием для построения системы права. Именно поэтому конституционное право – основа правовых знаний, без которой не может быть высокопрофессионального специалиста любой юридической специализации. Надо заметить, что вопросы, изучаемые в рамках отрасли государственного права, выходят далеко за пределы исключительно государственной, политической сферы и влияют на состояние правового регулирования, казалось бы, далеких от конституционного права областей. Так, практика Конституционного Суда Российской Федерации как органа конституционного судебного контроля по толкованию Конституции, в частности, вопросов создания и деятельности негосударственных организаций, создает почву для развития гражданского общества; ряд постановлений по вопросам налогообложения определяет тенденции в развитии финансового и налогового права и т.д.
Традиционно относя конституционное право к числу публичных отраслей права, наука в настоящее время подчеркивает новый смысл терминов «публичность», «публичные интересы», «публичный порядок». Конституция 1993 года учредила незыблемый для любого цивилизованного государственно-устроенного общества принцип приоритета и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, открыв для российских граждан возможности защищать свои права всеми доступными законными способами, включая международные органы и средства по защите прав человека. Утверждая либеральные ценности, Конституция осталась верна идее социальной ответственности, фиксируя ее в новом качестве принципа социального государства.
Эти, а также ряд других факторов позволяют говорить о конституционном праве как о базисе современного юридического образования. Роль данной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим юридическим образованием состоит в получении информации об устройстве, функционировании и тенденциях развития системы органов публичной власти современного российского государства, а также о принципах правового закрепления статуса человека и гражданина. Знания о конституционных механизмах устройства и функционирования публичной власти и принципов конституционно-правового регламентирования статуса человека и гражданина, а также институтов современного общества (общественных и религиозных объединений, политических партий, движений, профсоюзов и др.) способствуют формированию научного мировоззрения и профессионального правосознания, отражающих профессиональную пригодность будущих юристов. Кроме того, курс отечественного конституционного права является ступенью для последующего освоения других отраслевых дисциплин и условием системного подхода к изучению любых отраслей российского права.
Необходимой предпосылкой изучения курса отечественного конституционного права являются знания по теории государства и права, истории государства и права России, философии, политологии и социологии. Не меньшее значение придается в ходе учебного процесса и положениям, содержащимся в теории государства и права, административном праве, муниципальном праве, теории государственного управления, других социальных науках, которые изучаются одновременно с курсом конституционного права.
Задачами освоения дисциплины являются:
получение информации об устройстве, функционировании и тенденциях развития системы органов публичной власти современного российского государства;
изучение принципов и содержания правового закрепления статуса человека и гражданина;
изучение конституционно-правового статуса институтов современного общества (общественных и религиозных объединений, политических партий, движений, профсоюзов и др.);
формирование научного мировоззрения и профессионального правосознания, отражающих профессиональную пригодность будущих юристов.
Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по курсу Конституционное право готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
нормотворческая;
правоприменительная;
правоохранительная;
экспертно-консультационная;
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по курсу Конституционное право должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность:
участие в подготовке нормативно-правовых актов;
правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов;
педагогическая деятельность:
преподавание правовых дисциплин;
осуществление правового воспитания.
Изучивший курс Конституционного права бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)[2]:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Изучивший курс Конституционного права бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
понятие и содержание предмета конституционного права, отличие отрасли конституционного права от науки и учебной дисциплины, знать особенности предмета, метода и системы конституционного права;
место конституционного права в системе российского права;
источники конституционного права, уметь охарактеризовать особенности их действия, юридическую силу;
выявлять соотношение внутригосударственного и международного права;
черты, функции и свойства конституции как правового акта;
иметь представление об этапах конституционного развития Росси, уметь назвать и охарактеризовать основные конституционные проекты и акты, имевшие место в истории страны;
особенности и этапы принятия Конституции 1993 года;
особенности конституционно-правовых норм, их юридическую силу;
процедуры изменения Конституции, уметь проанализировать связанные с этим проблемы конституционного права;
понимать, что такое правовая охрана Конституции и конституционно-правовая ответственность;
виды прав, свобод и обязанностей, их конституционно-правовое регулирование, видеть проблемы, связанные с реализацией прав, свобод и обязанностей;
основные термины и определения закона о гражданстве;
понятие и правовое регулирование институтов политического убежища, экстрадиции, статуса беженцев и вынужденных переселенцев;
исторические этапы развития российского федерализма; особенности конституционно-правового статуса и административно-территориального деления субъектов Российской Федерации;
понятие избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации;
законодательство о выборах и референдумах;
порядок формирования, компетенцию, порядок деятельности Правительства РФ;
принципы судопроизводства и конституционно-правовые основы статуса судей в РФ;
порядок формирования и правовые основы деятельности Конституционного Суда РФ, виды его решений;
место органов прокуратуры в системе разделения властей, их статус и функции;
конституционно-правовые основы местного самоуправления, его понятие, функции, принципы, основы;
уметь:
проанализировать структуру и содержание Конституции;
давать определение основам конституционного строя, отличать их от основ общественного строя;
давать характеристику группам основ конституционного строя;
анализировать понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина;
назвать и проанализировать институты защиты прав и свобод;
ориентироваться в вопросах конституционно-правового регулирования гражданства,
определять вид и структуру федерации в России, состав ее субъектов;
назвать и прокомментировать основные признаки России как единого суверенного государства;
давать общую характеристику системы государственных органов в Российской Федерации;
назвать международно-правовые стандарты проведения выборов;
называть и анализировать стадии избирательного процесса;
определять правовое положение Президента в системе высших органов государственной власти;
анализировать полномочия Президента РФ, знать виды его актов, а также виды государственных органов при Президенте РФ;
определять правовое положение парламента России в системе разделения властей, его полномочия, структуру, виды актов;
называть и анализировать стадии федерального законодательного процесса;
давать характеристику конституционно-правового положения Правительства РФ в системе высших органов государственной власти;
давать общую характеристику организации и функционирования органов судебной власти РФ;
давать общую характеристику системы органов государственной власти субъектов РФ, в частности, Нижегородской области;
Базовыми учебными дисциплинами для изучения конституционного права являются:
№ п/п | Наименование дисциплины | Знания, необходимые для изучения дисциплины |
История государства и права России | Типы российской государственности, этапы развития Конституции, конституционный процесс 1988-1993 гг. | |
История государства и права зарубежных стран | История нового времени и эпоха буржуазно-демократических революций в Великобритании, Франции и других европейских странах. История конституционализма в США. Принятие Конституции США. | |
Теория государства и права | Понятие нормы права, отрасли права, правоотношения. Правовой статус личности. Теория прав и свобод человека и гражданина. Понятие и виды государственных органов. Теория разделения властей. | |
Правоохранительные органы | Судебная система России. Виды органов исполнительной власти. Государственные органы с особым статусом. | |
Философия | Учения о государстве и праве мыслителей античности и нового времени |
Межпредметные связи:
Полученные при изучении дисциплины знания и навыки будут использованы при изучении административного, муниципального, финансового, земельного, экологического, трудового и других отраслей права. В силу фундаментального характера отрасли нормы конституционного права, имея принципиальный характер, лежат в основе правового регулирования всех отраслей российского права.
Структура и содержание учебной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Количество зачетных единиц в год | |
Общая трудоемкость | 360 часов |
Аудиторные занятия | 72 часа в 1 семестре, 51 час во 2 семестре |
Лекции | 36 часов / 17 часов |
Семинары | 36 часов / 34 часа |
Самостоятельная работа | 237 часов |
Контрольные задания (количество) | 1 в первом семестре / 2 во втором семестре |
Форма аттестации | экзамен |
Тематический план[3] изучения дисциплины для студентов очной формы обучения
Общая трудоемкость - 360 часов
Всего аудиторных часов - 123 часа
(из них лекции - 53 часа, семинарских и практических занятий - 70 часов)
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) | |
Лекции | Семинарские и практические занятия | |||
Конституционное право как отрасль российского права и наука | ||||
2. | Конституция Российской Федерации и ее развитие. Источники конституционного права | В том числе 2 часа – дискуссия «Конституция как политический документ» | ||
Основы конституционного строя Российской Федерации | ||||
Основы правового статуса личности в Российской Федерации | ||||
Конституционные основы гражданства Российской Федерации | Интерактивное занятие – анализ правовых ситуаций | |||
Конституционные права, свободы и обязанности личности в Российской Федерации | ||||
Конституционные основы федеративного устройства России | ||||
Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации | ||||
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации | В том числе 4 часа – деловая игра | |||
Конституционный статус Президента Российской Федерации | В том числе 4 часа – деловая игра | |||
Федеральное Собрание Российской Федерации. Законодательный процесс в Федеральном Собрании | В том числе 4 часа – деловая игра | |||
Правительство Российской Федерации | ||||
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации | Занятие в форме правовой экспертизы нормативных актов | |||
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации | В том числе 4 часа – деловая игра | |||
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации | ||||
Всего часов |
ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ I.