Реальные и абстрактные возможности
Необходимость проявляется в конечной природе как относительная необходимость, как детерминизм. Относительная необходимость может быть выведена только из реальной возможности,; это значит: существует круг условий, причин, оснований и т. д., которыми опосредствуется эта необходимость. Реальная возможность является раскрытием относительной необходимости. И мы находим применение ее у Демокрита.
Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 40, с. 1в6
Случай есть та действительность, которая имеет лишь значение возможности, абстрактная же возможность есть прямой ам-типод реальной. Последняя ограничена строгими пределами, подобно рассудку; первая же беспредельна, как фантазия. Реальная возможность стремится обосновать необходимость и действительность своего объекта; абстрактная же возможность интересуется не объектом, которому дается объяснение, а субъектом, который это объяснение дает. Лишь бы только предмет был возможен« мыслим. То, что абстрактно возможно, что можно мыслить, то не становится поперек дороги мыслящему субъекту, не составляет
1—Говорите мне о действительности, а не о возможностях! Ред. г Русская социал-демократия. Ред.
для него границы, камня преткновения. Безразлично, осуществлена ли эта возможность, потому что интерес направлен здесь пе на предмет как таковой.
Маркс И, Различие между натурфилософией
Демокрита и натурфилософией Эпикура.—
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 16в
Общая, абстрактная возможность кризиса означает не что иное, как наиболее абстрактную форму кризиса, без содержания, без содержательной побудительной причины кризиса. Продажа и покупка могут оторваться друг от друга. Они, следовательно, суть кризис potentia *, и их совпадение всегда остается критическим моментом для товара. Но они могут и плавно переходить одна в другую. Стало быть, остается в силе, что наиболее абстрактной формой кризиса (и потому формальной возможностью кризиса) является сам метаморфоз товара, в котором, как развернутое движение, содержится лишь заключенное в единстве товара противоречие меновой и потребительной стоимости, далее — денег и товара. Но то, благодаря чему эта возможность кризиса становится кризисом, не содержится в самой этой форме; в ней содержится лишь то, что форма для кризисов налицо.
Маркс К. Теории прибавочной стоимости.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. II, с. 56в~567
Не может быть кризиса без того, чтобы покупка и продажа не оторвались друг от друга и не вступили в противоречие, или без того, чтобы не проявились те противоречия, которые содержатся в деньгах как средстве платежа, стало быть, без того, чтобы кризис не выступил вместе с тем в своей простой форме — в форме противоречия покупки и продажи и в форме противоречия денег как средства платежа. Но это всё же лишь формы, общие возможности кризисов, а потому и формы, абстрактные формы действительного кризиса. Бытие кризиса выступает в них как в своих простейших формах, а также в своем простейшем содержании, поскольку сама эта форма есть его простейшее содержание. Но это еще не есть обоснованное содержание. Простое денежное обращение и даже обращение денег как средства платежа,— и то и другое возникает задолго до капиталистического производства, не порождая кризисов,— возможны и действительны без кризисов. Стало быть, одними этими формами нельзя объяснить, почему они оборачиваются своей критической стороной, почему содержащееся в них potentiaa противоречие проявляется actu 3 как таковое.
*· — в возможности. Ред.
? — потенциально, в возможности. Ред.
3 — действительно, реально, на деле. Ред.
Отсюда видна безмерная пошлость тех экономистрв, которые, не будучи уже в состоянии отмахнуться посредством рассуждений от явления перепроизводства и кризисов, успокаиваются на том, что в вышеозначенных формах дана [лишь] возможность наступления кризисов, так что случайным является и то, что они не наступают, и само их наступление представляется всего лишь случайностью.
Маркс К. Теории прибавочной стоимости.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. II, с. 569—670
Общая возможность кризисов есть сам формальный метаморфоз капитала, отделение друг от друга покупки и продажи во времени и пространстве. Но это никогда не является причиной кризиса. Ибо это не что иное, как наиболее общая форма кризиса, т. е. сам кризис в его наиболее общем выражении. Но нельзя сказать, что абстрактная форма кризиса есть причина кризиса. Если спрашивают о его причине, то хотят именно знать, почему его абстрактная форма, форма его возможности, превращается из возможности в действительность.
Маркс К. Теории прибавочной стоимости.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. II, с. S72—S73