Форма государственного устройства: понятие и виды
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Существуют следующие формы государственного устройства:
- унитарное государство;
- федеративное государство;
- конфедеративное государство;
- региональное государство.
Унитарное государство- это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Виды унитарного государства:
а) простые, т.е. государства, не имеющее автономных образований (Болгария, Польша);
б) сложные, т.е. государства, имеющие одну или несколько самоуправляющихся частей территории, отличающихся национальными, бытовыми или географическими условиями (Финляндия, Дания).
в) централизованные - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.
г) децентрализованные (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы;
д) относительно-централизованные (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.
Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24 федерации.
Виды федераций:
а) договорные и конституционные. Федерации, созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (РФ, США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Мексика).
б) национальные, территориальные и комплексные. Федерации, созданные на основе или с учётом национального(языкового, лингвистического) признака, получили название национальных (Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще всего в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты. Такие федерации носят комплексный характер.
в) симметричныефедерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия).
г) асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США, Российская Федерация).
Конфедерация(лат. - объединение,союз) - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. (лат. - объединение,союз).
Конфедерациями были:
- Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г. г., Швейцария с 1815 по 1848 гг., Египет и Сирия (ОАР) с 1958 по 1961 гг., Сенегамбия с 1982 по 1988 гг.
Единственнаядо недавнего времени существовавшая конфедерация – это Сербия и Черногория, созданная в январе 2002 г.
Признаки конфедерации:
- субъекты обладают суверенитетом в полном объеме;
- образуется на основе соответствующих договоров, носит добровольный характер;
- субъекты имеют право свободного выхода (в федерации сецессии рассматривается как подрыв целостности государства);
- в предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общие системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами);
- образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач конфедерации;
- постоянно действующие органы лишены властных полномочий;
- субъектам принадлежит право нуллификации, т. е. отказа признания, либо отказа в применении актов союзной власти;
- отсутствует единые союзное гражданство, конфедеративная собственность и территория;
- субъекты имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
- осуществление обороны конфедерации союзной армией, состоящей из из воинских формирований субъектов конфедерации.
Региональное государство – это государство, территория которого целиком состоит из автономных образований, имеющих право на собственное (местное) законодательство. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.
Межгосударственные объединения:
- относятся к весьма специфичной форме политического объединения государств;
- не являются государствами в полном (полноценном) смысле этого слова;
- являются в первую очередь политическими, а не государственными образованиями;
- выступают формами сотрудничества государств, наций в целях решения общих задач.
Историческими примерами могут служить: Британское содружество наций, Содружество Независимых Государств(СНГ), Союз России и Республики Беларусь, Совет Европы и др.
СНГ было создано в 1991 г. и включает в себя 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. Оно представляет собой:
- межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства и создано для реализации следующих задач:
1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;
2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;
4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;
5) борьба с организованной преступностью и др.
Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств — членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь. Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:
- Совет глав государств — членов СНГ;
- Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств — членов СНГ;
- Совет глав правительств;
- Совет министров иностранных дел;
- Координационно-консультативный комитет;
- Экономический совет и Экономический суд;
- Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;
- Совет командующих пограничными войсками;
- Комиссия по правам человека и др.
Все органы СНГ:
- являются консультативными органами;
- выполняют координирующие функции;
- принимают решения с общего согласия членов СНГ и чаще всего все их решения носят рекомендательныйхарактер;
- расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями (основную финансовую «нагрузку» несет Россия).
Примером межгосударственного объединения может служить также Союз России и Республики Беларусь, который был оформлен Договором об образовании Сообщества суверенных государств (СНГ) от 2 апреля 1996 г. Был принят Устав союза и учреждены специальные органы:
- Совет глав государств— высший орган, который представлен главами государств, главами правительств и руководителями палат парламентов обоих государств;
- Парламентское собрание,формируемое из равного числа парламентариев каждой из сторон (по 20 депутатов) и предназначенное для принятия законов, обязательных для государств — участников союза;
- Исполнительный комитет- постоянно действующий орган и др.
К межгосударственным объединениям относится также и Совет Европы:
- старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.;
- Россия является его членом с 1996 г.;
- объединяет в своем составе 45 европейских государств;
- главная его цель — содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира.
- для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и защиты, прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.
- приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.
В уставных документах Совета Европы конкретизируются цели следующим образом:
- правовое обеспечение прав и свобод человека;
- содействие осознанию и развитию культурной европейской самобытности;
- поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;
- развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.
Совет Европы имеет собственные органы:
1. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ):
- наделена консультативными функциями и уполномоченна решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы;
- принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы.
- в ПАСЕ входят делегации от всех государств — членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, — по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют втечение одной сессии, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые и проводятся в Страсбурге (Франция).
2. Комитет министров:
- главный орган Совета Европы, уполномоченный принимать решения от имени Совета Европы;
- его состав — министры иностранных дел государств-членов;
- заседает Комитет два раза в год;
- заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.
3. Конгресс местных и региональных органов власти Европы:
- консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая — интересы региональных органов власти необходим для обеспечения участия местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур.
4. Международный секретариат:
- состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы. Во главе с Генеральным секретарем, избираемым на срок пять лет.
5. Европейский Суд:
-обеспечивает исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами — участниками Совета Европы;
- эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций;
- Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г.
- Европейский Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензий» в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов.
- невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава.
- надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы.
Со вступлением в Совет Европы Россия:
-получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы;
- была включена в европейское политико-правовое пространство;
- расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере — науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.
Кроме Совета Европы универсальным объединением государств является ООН, объединяющая около 200 государств мира. Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные.