Политические, экономические, социальные, культурные права человека. 2 страница
По определенному кругу вопросов существуют специальные процедуры обжалования, которые регулируются конкретными нормативными актами. Такое обжалование преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассмотреть дело и расширить возможность граждан защищать свои права. Специальный порядок обжалования закреплен в законодательстве об административных правонарушениях, например, в связи с постановлением о наложении административного взыскания; в Кодексе законов о труде Российской Федерации в связи с рассмотрением трудовых споров, в Законе Российской Федерации от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и некоторых других законодательных актах.
Социальные права.Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека как предпринимательская и иная экономическая деятельность! собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призванье обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.
Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.
В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлениисоциально-экономических благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства. Подобного рода интерпретация, заложенная в конституционных нормах, закономерно вытекала из того, что государство по сути дела выступало как собственник всех общественных богатств, средств производства, объектов культуры, социальной сферы, формально провозглашаемых общенародными. Оно сосредоточивало в своих руках все функции по производству и распределению материальных благ, планировало развитие экономики и культуры, определяло фонды, штаты, планы каждого предприятия, направление средств в ту или иную сферу. Эти условия не могли не основываться на экономически пассивной личности, не поощрять иждивенчество. Именно такой человек — наемный труженик — требовался для государства-собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких масштабах сформировался. Экономические права граждан советские конституции не закрепляли.
Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Оно уже не может быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека.
Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.
Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции, как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.
Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию.
Выделим следующие:
1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниям предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;
3) осуществление контроля за соблюдением законодательства обеспечивающего социально-экономические права и свободы;
4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;
5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.
Применительно к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.
К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свободе труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного научного, технического и других видов творчества, преподавания право пользования учреждениями культуры (ст. 34—44).
Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.
Особенность действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.
Учитывая практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Социальные праваобеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.
Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом,) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным (полностью или частично) способности пли возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс нрав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9—12 Пакта об экономических, социальных и культурных нравах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.
Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию но независящим от него обстоятельствам"(ст. 25).
Гарантии обеспечения права на социальную защиту являются предметом ряда международных конвенций и рекомендаций, принятых МОТ. Конвенция № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает обязанность государств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 "О равноправии в области социального обеспечения" закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства.
Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. В соответствии со ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах сюда включается предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий жизни включает в себя также право на наивысший достижимый уровень психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать путем: сокращения мертворождаемости и детской смертности; улучшения всех аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является предоставление каждому права на жилище. Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.
Конституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилица, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Жилищное законодательство, обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее время представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями 1996 г., "Об основах федеральной жилищной политики» (1996 г.) "О товариществах собственников жилья" (1996 г.) и др.
Государство всячески стимулирует и поддерживает кооперативное и индивидуальное жилищное строительство. В частности, с 1 апреля 1992 г. Сберегательный банк России начал выдавать гражданам долгосрочные кредиты (до 25 лет) практически в любых размерах на строительство, покупку, реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального и кооперативного жилья на льготных условиях—с уплатой заемщиком 8 процентов годовых.
Предусмотрены новые формы финансирования и кредитования жилищного строительства. Получает распространение ипотечное кредитование — выдача кредита под залог недвижимого имущества того, кому выдается кредит.
Гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство собственными силами, при вынужденной потере ими работы, в том числе после увольнения из Вооруженных Сил, устанавливается оплата труда на срок до двух лет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации для безработных, участвующих в общественных работах.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнения от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми актами и федеральными программами.
Социальное развитие общества в значительной степени зависит статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.
Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за необеспечение прав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Здоровье есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение многие другие блага, ценности. Каждый должен заботиться о своем здоровье, никто не имеет права посягать на здоровье другого. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данная конституционная норма соответствует положениям статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Государство обязано обеспечивать охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется различными методами, включая правовые, направленные на предупреждение повреждения здоровья и на оказание гражданам медицинской помощи.
Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определено два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Субъектами страхования являются: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и лечебное учреждение. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пенсионеры и др.) осуществляют органы власти субъектов Федерации за счет своих бюджетов; для работающего населения— предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают граждане. Застрахованные граждане получают страховые медицинские полисы.
Программные положения и нормы, направленные на укрепление здоровья и его охрану, содержатся и в ряде других нормативных актов: Законе РСФСР от 19 апреля 1991г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» и др.
Согласно части третьей статьи 41, должностные лица всех рангов, виновные в сокрытии фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Под сокрытием следует понимать как утаивание информации, так и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом состоянии и других фактах и обстоятельствах, событиях, катастрофах, авариях, угрожающих здоровью людей на предприятиях, в регионах.
Гражданское законодательство предусматривает материальную ответственность за повреждение здоровья. Юридическое лицо или гражданин, виновные в причинении вреда здоровью другого лица, обязаны возместить вред в полном объеме. Организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (например, транспортным средством), и при отсутствии их вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (например, стихийного бедствия) или умысла самого потерпевшего.
Кроме того, потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда (нравственных и физических страданий); размер такой компенсации в денежной сумме определяется судом. Таким образом, нормы гражданского законодательства направлены как на материальную компенсацию для лиц, утративших здоровье, так и на предупреждение нарушений права граждан на здоровье.
В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья потерпевшему возмещаются заработок, утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья: на усиленное питание, протезирование, посторонний уход, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение и др. Согласно пенсионному законодательству, лицам, утратившим полностью или в значительной степени трудоспособность вследствие повреждения здоровья и признанным инвалидами I, II или III группы, назначается пенсия.
К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).
Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование;, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).
Охрана материнства и детства означает, во-первых, отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание социально-экономических предпосылок для полноценного материнства, здорового детства, в-третьих, защиту в случае нарушения прав матери и ее ребенка.
Материнство — особое состояние женщины. В статье 5 Кодекса о браке и семье РСФСР содержатся лишь общие правила охраны материнства: материнство окружено всенародным почетом и уважением, охраняется и поощряется государством. Особое значение приобретают правовые и социально-экономические меры охраны матери в период беременности, в первые годы существования ребенка, когда мать и дитя составляют одно целое, когда от здоровья женщины, условий ее жизни зависит физическое, психическое состояние ее потомства. Не случайно пункт 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь».
В охране материнства важная роль принадлежит трудовому праву. Следует выделить прежде всего нормы КЗоТ, призванные охранять здоровье женщины (статьи 160—163); беременной женщины (статьи 164— 166); работающей матери, имеющей малолетних детей (статья 167). Одним из главных способов охраны материнства в это время является предоставление женщине возможности самой осуществлять уход за ребенком, не достигшим трех лет, с выплатой ей за первые полтора года его жизни пособия по государственному страхованию, а за период с полутора до трех лет денежной компенсации.
Детство - собый этап в жизни человека. Наиболее важным в развитии ребенка является раннее детство (с рождения и ориентировочно до трех лет), когда закладывается фундамент физического и психического здоровья человека. Во многом оно зависит и от качества внутриутробного развития плода. Поэтому оба этих периода—предмет повышенной заботы со стороны государства, прежде всего органов здравоохранения (пункт 10 статьи 6, статья 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Аналогичную цель преследуют другие нормы трудового права, призванные охранять материнство и детство.
Согласно пункту 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, семья — естественная и основная ячейка общества — имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Защита семьи государством состоит в создании социально-экономических предпосылок существования здоровой, потенциально прочной семейной общности, способной в полной мере удовлетворить потребности объединяющих ее лиц. Государство защищает семью путем охраны прав ее членов. Так, согласно части второй статьи 6 Кодекса о браке и семье, только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния, порождает охраняемые государством брачно-семейные права (и обязанности). А часть вторая статьи 53 Жилищного кодекса относит к членам семьи не только супруга нанимателя, их детей и родителей, но и других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях и других лиц, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Право на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.
Конкретные правовые основания для получения гарантированных социальных выплат взамен трудовых доходов или в дополнение к ним многочисленны. Основные из них указаны в Конституции.
Обычный, или общеустановленный, пенсионный возраст в Российской Федерации — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Именно с этим возрастом для большинства граждан связано официальное окончание рабочего периода жизни. С ним, как правило, связывается и предоставление льгот и услуг, предназначенных пожилым людям.
Для тех, кто участвовал в общественном производстве крайне непродолжительно (менее 5 лет), пенсионный возраст повышается на 5 лет. Для многих категорий граждан, прежде всего тех, кто определенное время был занят на работах с опасными, вредными или иными особыми условиями труда или работал в местностях с суровыми климатическими условиями, пенсионный возраст снижается на 5—10 лет по сравнению с общеустановленным.
Под болезнью (травмой) понимается нарушение состояния здоровья, повлекшее временную утрату трудоспособности, т. е. необходимость прекращения обычного профессионального труда в течение относительно непродолжительного периода времени.
В отличие от болезни инвалидность означает потерю трудоспособности на длительный срок или постоянно. Согласно пенсионному законодательству, инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.
Потеря кормильца (смерть, безвестное отсутствие) вызывает потребность в обеспечении нетрудоспособных членов семьи, находившихся на его иждивении.
Конституция дополняет традиционные основания социального обеспечения новым — воспитанием детей. Оно является обобщенным выражением ряда конкретных оснований для социальной поддержки семьи, которые появляются с рождением и воспитанием детей и предусмотрены действующим законодательством (беременность и роды, рождение ребенка, уход за малолетним ребенком и т. д.).
Действующим законодательством установлены и некоторые другие основания социального обеспечения (например, выслуга лет, безработица). Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных мировой практике случаев социального риска, т. е. риска утраты заработка или его недостаточности по объективным причинам.
По своему содержанию право на социальное обеспечение складывается из права на получение денежного дохода и права на социальное обслуживание, призванное удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством здоровья (потребность в помощи в ведении домашнего хозяйства, в специальных средствах передвижения, в содержании и комплексном обслуживании в домах-интернатах и т. д.).
Другой массовый вид обеспечения—социальные пособия — имеет большое значение в поддержании соответствующего жизненного уровня трудоспособного населения. Они либо компенсируют временно утраченный заработок, либо дополняют трудовые и иные законные доходы лиц (семей), несущих повышенные расходы, связанные, как правило, с рождением и воспитанием детей. По специфике оснований обеспечения и социальному назначению можно выделить три группы пособий: 1) пособия по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т. п.); 2) пособия по безработице; 3) пособия семьям, имеющим детей (или собирающимся иметь детей).
Предоставление пособий по безработице регламентировано Законом Российской Федерации от 19 апреля 991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г.). Пособие по безработице выплачивается всем гражданам, официально признанным безработными. Размер пособия безработных, имеющих требуемый страж работы, составляет 75%, 60%, 45% прежнего заработка в зависимости от продолжительности поиска работы.
Расширение прав граждан на государственную помощь в содержании и воспитании детей предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». Этим актом взамен ранее выплачиваемых пособий и компенсационных выплат введено единое ежемесячное пособие на каждого ребенка до 16 лет (на учащихся образовательных учреждений—до окончания ими обучения). Размер этого пособия на детей в возрасте до 6 лет равен 70%, на детей старше этого возраста — 60% минимальной заработной платы. Кроме того, Указ повысил до минимальной заработной платы размер пособий на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых — оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических нрав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений.
ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст. 61-72) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., готовить проекты конвенций но соответствующим вопросам, проводить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.
Однако международный контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и политических прав менее значителен. Он не включает в себя возможность подачи жалобы частными лицами. Согласно положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16 — 25), государства обязаны представлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положений Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, который, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКО-СОС и специализированным в данной области учреждениям. Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль за исполнением социально-экономических нрав и свобод сталкивается с особыми трудностями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагающих дефиниций и гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам, с неконкретностью взятых на себя государствами международных обязательств в данной сфере.
Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков, И между этими аспектами нормативного регулирования нет противоречия. Ценности экономической свободы и равенства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являются важной предпосылкой стабильного существования правового государства в его демократической и социальной форме.
Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализации во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.
В отличие от других видов прав человека особенностямисоциально-экономических прав являются: