Журналистика на рубеже веков. Социально-политические условия развития прессы
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СТРАН ЕВРОПЫ И США В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Первая и Вторая мировые войны, межвоенное двадцатилетие, годы восстановления мирной жизни после окончания военных действий — все эти события уложились в несколько десятилетий XX в. Журналистика развивались в сложных условиях ожесточенной социальной напряженности и межгосударственной конфронтации.
Если в XIX в. пути буржуазии и пролетариата разошлись, то в первой половине XX в. между этими классами развернулась острая экономическая, политическая и идеологическая борьба, вылившаяся в ряд революций и массовых выступлений, которые потрясли мир. Продолжилось формирование политических партий, у каждой из которых сложились свои отношения со СМИ. Существовали и национальные различия. Если в Германии большинство партий имели свои партийные газеты, то в Америке практически все СМИ рядились в тогу "беспартийных" (хотя в материалах многих из них отчетливо проявлялись определенные политические симпатии).
Стремительно развивалась техника СМИ. Помимо вошедших в обиход изобретений XIX в. — телефон, телеграф, фотография, кинематограф и проч., — возникли новые каналы распространения информации, которым в дальнейшем предстояло стать доминирующими. Это, прежде всего, радио- и телевещание. Сформировались научно-технические предпосылки для развития компьютерной техники и компьютерных сетей.
Через серьезные испытания прошла зарубежная журналистика во время мировых войн и в годы "великой депрессии". Особенно трудным для СМИ был период господства нацистской идеологии в Германии. Во время масштабных военных действий совершенствовалось управление информационными потоками во всех странах, причем максимум внимания уделялся повышению эффективности внешнеполитической пропаганды. Сложились принципы государственного регулирования СМИ в военных условиях, отлаживались механизмы военной цензуры.
С началом так называемой холодной войны, сразу после окончания сражений на фронтах Второй мировой войны, бывшие союзники оказались по разные стороны баррикад. Они теперь представляли различные социально-политические системы.
Журналистика на рубеже веков. Социально-политические условия развития прессы
В конце XIX — начале XX в. капитализм перешел в монополистическую стадию. Журналисты начали использовать новые, не всегда понятные обывателю, понятия: "пролетариат", "империализм", "классовая борьба", "социализм", которые имели разные толкования, в зависимости от того, какой политической платформы придерживается автор.
В Германии, например, даже среди приверженцев одной партии постоянно шли дискуссии: империализм — это политика или новый этап в развитии общества? Если политика, то, сменив руководство страны, можно избавиться от империализма. Если же это новый этап (монополистический капитализм), надо изучить и понять закономерности его развития, и па этой базе строить взаимоотношения между классами и социальными слоями. Характер развития событий указывал на то, что назревал политический кризис.
В 1899 г. законом были отменены все политические союзы. Лишь немногим партиям удалось преобразоваться в национальные движения.
На рубеже веков в Германии появилось движение, определенное историками как политический католицизм. Католики организовались в партию в 1848 г. У них имелись свои печатные издания. Еще в 1838 г. в Мюнхене создана газета"Хисториш-Политише блеттэр фюр дас католише Дойчланд" ("Историко-политические заметки для католической Германии"). Это был по сути первый опыт немецкой католической публицистики. Она выходила дважды в месяц, носила антипрусский и антипротестантский характер. В Пруссии хотели запретить данное издание, но впоследствии отказались от этой затеи, поскольку тогда следовало бы запретить всю конфессиональную прессу, а это могло вызвать волнения среди населения. Издания политического католицизма росли, как грибы. Если в XVIII в. было пять католических изданий, доживших до XIX в., то с 1848 г. к ним прибавилось еще 25. Это газеты разной периодичности и тиражности, но с четким политическим содержанием. 65 изданий этого направления, начавших издаваться в XIX в., продолжили свою деятельность в XX столетии.
Достаточно активно развивалась и пресса социал-демократов, у которых имелось две центральных газеты — "Нойер социал-демократ" ("Новый социал-демократ") и "Фолькештаад" ("Народное государство"). В 1876 г. выходило 23 издания этой партии, а в октябре 1878 г. уже 42 наименования. Их совокупный тираж достиг 150 тыс. экз. При этом 13 газет выходили шесть раз в неделю. 25 газет печатались в 14 собственных типографиях. Однако все это прекратилось с принятиемИсключительного закона о социалистах,после чего к началу 1879 г. осталось всего две газеты — "Оффенбахер абендблат" ("Офенбахский вечерний листок") и "Фрэн-кишес Тагеспост" ("Франкская ежедневная почта"). В преддверии Исключительного закона партия по предложению смертельно больного Л. Гейба объявила о самороспуске, ее место в рейхстаге заняла фракция под руководством К. Либкнехта и Л. Бебеля. В Берлине в 1897 г. у социалистов выходила"Берлинер фрайер прессе" ("Берлинская свободная пресса"), которая позже была переименована в "Берлинер фолъксцайтуш" ("Берлинская народная газета").
H начале XX в. не только выросли количество и тиражи социал-демократических изданий, но и начался процесс их дифференциации для различных групп населения. Пресса была строго партийной, что повышало ее тиражи. Главный соперник для нее — рекламная печать, от которой политизированные и теоретизированные газеты, конечно, отличались содержанием.
Серьезные издания не выдерживали конкуренции с массовой развлекательной прессой. Развитию партийной печати мешали постоянный контроль со стороны партийного руководства и его догматизм.
С уходом Бисмарка из политики стал набирать силу процесс концентрации печати, появилась коммерческая, массовая пресса. Это произошло позднее по сравнению с другими европейскими странами. Первыми газетными магнатами в Германии были Р. Mocee, Л. Ульштайн и А. Шерл.
Рудольф Mocee занимался укреплением многопрофильного издательства. Его процветанию способствовало объединение Германии. В 1871 г. он основал газету "Берлинер тагеблат" ("Берлинский ежедневный листок"), которая к началу XX в. стала одной из самых читаемых немецких газет. Ее тираж превышал 300 тыс. экз. Леопольд Ульштайн —основатель одного из первых германских газетно-журнальных концернов. Среди наиболее известных газет, которые он издавал, были "Берлинер цайтунг" ("Берлинская газета"), "Берлинер моргенпост" ("Берлинская утренняя почта").Главную конкуренцию Ульштайну составлял Август Шерл. Его первая газета "Берлинер локал анцайгер" ("Берлинская местная газета объявлений") положила начало созданию нового типа германских газет. Ее основу составляли объявления простых немцев. В 1899 г. Шерл основал иллюстрированный еженедельник "Boxe" ("Неделя"), в 1900 г. — газету "Таг" ("День"). К началу XX в. германская пресса стала исключительно разнообразной: появились экономические издания, газеты мнений, бульварные газеты, политическая и партийная печать.
Как отмечает Г. Ф. Вороненкова, "немецкая журналистика, которая активно развивалась в ходе XIX в... постепенно превращалась в авторитарную и зависимую от государства. После того, как в 1871 г. были созданы имперские институты, появилась и официальная возможность управлять прессой и контролировать ее. "Новый курс", объявленный императором Вильгельмом II, заключался в изменении внутриполитических мероприятий, которые коренным образом должны были отличаться от политики Бисмарка. В частности, не было продлено действие Исключительного закона о социалистах... был забыт принятый 1 июля 1874 года Закон о свободе прессы, а позднее были созданы земельные советы по контролю за прессой". Отношения между государством и прессой накалялись по мере приближения Первой мировой войны.
Во Франции, как и во всей Европе, на рубеже веков заметно усилилось влияние социалистических идей, которые пробивали себе дорогу в острой борьбе с другими политическими течениями мысли. На рынке французских газет доминировала так называемая большая четверка изданий — "Пти журналь" ("Маленькая галета"), "Пти паризьен" ("Маленький парижанин"), "Матэн" ("Утро") и "Журналь". Они тяготели к формату массовой периодики.
Политическая пресса также привлекала к себе внимание значительной части аудитории. Среди газет социалистической направленности, отражающих интересы разнообразных группировок этого направления, выделялся целый ряд изданий. Так, успех "Энтрансижан" ("Непримиримый", 1880) был во многом обусловлен популярностью се издателя Анри Рошфора. "Кри дю петь" ("Клич народа", 1883, Жюль Валес) достигала в отдельные годы тиража в 80 тыс. экз. Однако через некоторое время после смерти основателя (в 1886 г. дело Жюля Валеса подхватила его сотрудница Северин) утратила свои позиции."Пти репюблик франсэл" ("Маленькая французская республика") под руководством А. Мильерана, сменившего на этом посту М. Гачбетту после его смерти, оказалась ареной /имя острых перепалок между социалистическими группами различной направленности.
Более четкую политическую позицию занимали издания, выпускавшиеся амнистированными коммунарами: "Коммун" ("Комунна", издатель — Ф. Пиа), "Батай" ("Борьба", П. О. Лиссагарэ). Жюль Гед (настоящее имя — Матьё Базиль) возглавил направление, которое становилось все более влиятельным. Речь идет о сторонниках марксистских идей. Органом рабочей партии вместо газеты "Эгалите" ("Равенство") с 1881 г. стала появившаяся в этом году ежедневная газета "Ситуайен" ("Гражданин"). С 1885 г. выходит ежедневная газета "Сосьялист" ("Социалист"). В первые годы существования она была изданием Рабочей партии. Через некоторое время, в 1902 г., газета начала отражать интересы Социалистической партии Франции. Через три года издание получило уже статус главной газеты Французской социалистической партии. В 1885 г. увидел свет ежемесячный журнал "Ревю сосьялист" ("Социалистическое обозрение"), с которым сотрудничали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В 1904 г. начала выходить газета "Юманите" ("Человечество"), которой была предуготована длительная история ведущего издания социалистического, а затем и коммунистического движения Франции. Ее основателем стал известный политический деятель Жан Жорес.
В то же время немало рабочих и представителей городской мелкой буржуазии попали под влияние малочисленных, но крикливых организаций анархистов. Анархисты завоевали популярность во многом благодаря ряду покушений, последовавших затем арестов и процессам против их руководителей. К изданиям анархического толка относились"Анарши" ("Анархия"), "Таннуво" ("Новое время"), "Либертер" ("Освободитель") и др. Появление новых и закрытие множества уже существующих газет этого толка было не такой уж редкостью в то время.
На правом фланге политического спектра проявляла активность "Либр пароль" ("Свободное слово"). Она занимала антипарламентские позиции, придерживалась и антисемитских взглядов. К этому же политическому спектру можно отнестимонархическое издание "Голуа" ("Галл"). Самой крупной из правых газет того времени являлась "Эко де Пари" ("Век Парижа") — ее тираж в 1914 г. достигал 120 тыс. экз.
Идеи установления во Франции традиционной, наследственной, антипарламентаристской и децентрализованной монархии отстаивала "Аксьон франсэз" ("Французское действие"). Она принадлежала одноименной организации (руководители — Шарль Моррас, и Леон Доде) и выходила ежедневно, начиная с 1908 г.
Конец XIX п. — время появления новых изданий католического характера и укрепления данного сегмента прессы. Речь, прежде всего, о появившейся в 1883 г. ежедневной газете "Круа" ("Крест"). Ее тираж составлял 170 тыс. экз. Это издание вполне заслуженно завоевало прочные позиции среди католических газет. Укреплению ее позиций во многом способствовала поддержка французской буржуазии, которая накануне Первой мировой войны рассматривала католическую церковь как опору в борьбе на внутреннем в внешнем фронте.
Во Франции постепенно формируется группа лидирующих политических изданий — так называемая пятерка. Наряду с уже упомянутыми "Эко де Пари", "Круа" и "Юмапите", в нее входит "Тан", которая была близка к правительственным структурам. "Пресс", на страницах которой публиковались материалы националистической направленности, также следует рассматривать в качестве издания с выраженной политической позицией. Их тиражи составляли по 100 тыс. экз. и считались достаточно высокими для того времени. В целом же ситуация с тиражами была не такой благополучной. Так, к 1910 г. из 60 ежедневных газет, выходивших в Париже, 25 имели тираж менее 500 экз.
Необходимо упомянуть о мощной группе специализированной периодики,которая сформировалась во Франции на рубеже XIX—XX вв. К этому типу можно отнести газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных, финансистов, торговцев, коммивояжеров и т.д.
Наблюдалась четкая дифференциация изданий: еженедельники, ежемесячники и листки различной периодичности для разных возрастов, полов, вкусов, профессий. Росло число иллюстрированных изданий, количество которых составило около 250 наименований. Например, еженедельник "Иллюстрасьон" выходит тиражом в 100 тыс. экз.
Активная деятельность последователей феминистских взглядов привела к созданию и распространению соответствующих изданий ("Фронд" — "Фронда" во главе с Маргаритой Дюран и др.). Активисты женского движения учреждали собственные газеты, сотрудничали с другими редакциями. Среди них Жорж Санд, Адель Гюго и др.
Отдельного разговора заслуживает пресса, ориентированная на провинциальную аудиторию.Ее развитие происходило в связи с тем, что столичные газеты расширяли охват аудитории. Специально ориентированные на провинциального читателя выпуски начали готовить столичные "Пти паризьен" и "Пти журналь". Это были вечерние выпуски их изданий.
Каждая епархия во Франции издавала особый тип религиозных еженедельников ("Семэн рулижьюс" — "Религиозную неделю"), аудитория которых насчитывала до 10 тыс. читателей.
Всего во Франции накануне Первой мировой войны ежедневно выходило более 8 млн экз. газет. Каждая газета при этом прочитывалась в среднем пятью читателями. Издания того времени не стеснялись саморекламы, гнались за сенсацией, были подвержены коммерциализации. Этим они привлекали новых читателей. Реклама с каждым годом занимала все больше места на страницах газет. Полагаясь на поговорку о том, что "хорошее вино не нуждается в вывеске", французский читатель смотрел на рекламу как на коварную попытку сбыть подозрительный товар в отличие от читателя в англосаксонских странах, где реклама уже стала составной частью коммерции.
В Англии рубеж веков ознаменован борьбой за создание массовой прессы. Это движение связано, прежде всего, с именами братьев Альфреда и Гарольда Хармсвортов, о которых уже говорилось. В 1894 г. братья Хармсворты купили лондонскую "Ивнинг ньюс" и модернизировали ее. До этого Л. Хармсворт, сотрудничая в "Тит-Битс", заинтересовался одной из ее колонок — "Ответы корреспонденту" и решил создать газету, целиком состоящую из таких ответов. В 1888 г. вышел первый номер "Ансверс". Специализируясь на выпуске дешевой печатной продукции, Хармсворты достигли определенных успехов: их издания выходили тиражом в 1,5 млн.
Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета "Дейли мейл", основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику — клерков и ремесленников. "Дейли мейл" как раз и рассчитывалась на "юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать... все, что написано просто и достаточно интересно".
Уже и первый гол существования "Дейли мейл" увеличила тираж до 200 тыс. экз. в день. Через год он достиг полумиллиона, а через четыре — 700 тыс. экз. Издавался ее воскресный выпуск — "Санди дейли мейл" ("Воскресная утренняя газета"), в 1899 г. ее сменила художественная, иллюстрированная и содержательная газета — "Иллюстрейтед мейл" ("Иллюстрированная почта"). В дальнейшем возникли и другие издания газеты — "Контипептал дейли мейл" ("Континентальная утренняя почта"), "Оверси дейли мейл" ("Заморская утренняя почта"). Снизив на "Дейли мейл" цену, А. Хармсворт увеличил тираж и привлек огромное количество рекламы. Он ввел в "Дейли Мейл" специальные рубрики для женщин, регулярно печатал новости, проводил газетные кампании, покровительствовал авиации. А. Хармсворт поддержал правительство в ходе англо-бурской войны. В 1903 г. он становится пэром Англии — лордом Нортклифом. Во время Первой мировой войны Нортклиф ратовал за победу союзников, даже обрушился с резкой критикой на недостаточно, с его точки зрения, добросовестных политиков.
В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать газету "Дейли Миррор" ("Ежедневное зеркало"). Она была задумана как дешевое издание, предназначенное для домашнего чтения. У Гарольда Хармсворта (с 1914 г. — лорда Ротермира) имелись и свои издания, в том числе провинциальные. На рубеже веков у Хармсвортов насчитывалось шесть ежедневных газет в Лондоне, две за пределами столицы, 14 еженедельников, газета в Париже. В 1910 г. они учредили акционерную компанию "Амальгамейтед Пресс".
В 1890 г. на газетном рынке появилась газета Артура Пирсона (позже — сэра Артура) "Пирсо'з уикли" ("Еженедельник Пирсона") — еженедельник, расходившийся тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров. Он рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, о военном деле. В ней печаталось множество шарад, за разгадку которых выдавались призы. В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты "Дейли экспресс" ("Ежедневный экспресс"). Газета поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе. "Американизация" "Дейли экспресс" во многом объяснилась тем, что сам Пирсон, побывав в Америке, познакомился там с журналистикой, а редактировавший газету с 1902 до 1932 г. Р. Д. Блюменфельд до этого работал в "Нью-Йорк ивнинг телеграм" ("Вечерняя телеграмма Нью-Йорка") и "Нью-Йорк геральд".
В 1906 г. была сделана попытка основать дешевую газету либералов — утреннюю "Трибюн", но издание быстро заглохло. Ряды популярных изданий пополнили новые воскресные газеты, включая "Санди Пикториэл" ("Воскресная иллюстрированная газета"), "Иллюстрейтед Санди Геральд" ("Воскресный иллюстрированный вестник"), затем "Санди Грэфик" ("Воскресный график"). Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет.
С появлением массовой прессы началось вторжение в личную жизнь, стали нарушаться нормы морали, расширились возможности манипулирования общественным сознанием. Газетные и журнальные издания стремились определить свое место в усложняющейся системе прессы. Вести активный поиск своей ниши на рынке информации вынуждала и конкуренция между "старыми" и "новыми" изданиями.
До появления "Дейли мейл" наибольший тираж среди ежедневных газет отмечался у "Дейли телеграф". Успех этой газете в значительной степени принесли ее корреспонденты, среди которых особое место занимал доктор Эмиль Джозеф Диллон,окончивший ряд крупнейших университетов, знавший европейские и восточные языки и писавший статьи на пяти языках. Диллон добывал оперативную и достоверную информацию. Его называли "журналистом по призванию, ученым и философом по выбору, государственным деятелем по честолюбию".
О смелости Диллона ходили легенды. Так, в 1894—1895 гг. он сумел пробраться в Армению, миновав все военные заставы. Несмотря на угрозы турецких властей, он собран необходимые сведения. Диллон посетил Испанию накануне испано-американской войны; был на Крите во время восстания; побывал в Китае, когда туда вступили союзные войска; присылал из Парижа отчеты о деле Дрейфуса.
Публикация материалов Диллона способствовала повышению престижа газеты.
В процессе конкурентной борьбы сформировался облик "Дейли телеграф" как "качественной" газеты, состязающейся с "Тайме". В Англии были признаны заслуги ее владельца — В. Лоусона, ставшего баронетом в 1892 г. и первым лордом Барнхемом. В 1914 г. его провозгласили отцом прессы, а лорд Нортклиф преподнес ему адрес, подписанный 250 представителями английской и зарубежной печати.
"Качественной" ориентации придерживалась "Тайме". После окончательной отмены "налогов на знание" Джон Вальтер III снизил цену на газету, и в 1861 г. тираж "Тайме" стал постоянно увеличиваться. При нем "Тайме" издавала утреннюю газету"Саммери" ("Резюме"). Первый ее номер, составлявший половину объема "Тайме", вышел в 1883 г. и содержал обзор основных публикаций "Тайме". Тираж "Саммери" не превышал 2500 экз.
В начале XX в. "Тайме" представляла собой мощное газетное предприятие и издавалась на 20—28 страницах объемом приблизительно в 113 тыс. слов, не считая объявлений. Газетными "продолжателями" "Тайме" служили: выходившая три раза в неделю "Мейл" ("Почта") — обзор публикаций основного издания; "Тайме уикли эдишн" ("Еженедельное издание Тайме") — в ней перепечатывались наиболее интересные выступления "Тайме"; "Литрэча" ("Литература" — еженедельник с обзором мировой литературы); "Иссыоз" ("Итоги") — два полугодовых сборника финансового характера. "Тайме" выпускала также энциклопедическую и справочную литературу.
"Тайме" по праву гордилась своими корреспондентами. Считается, что среди военных корреспондентов не было равныхГенри де Бловицу. Вопросы внешней политики были, несомненно, приоритетным направлением в газете. Но именно в подаче информации о внешней политике проявилась идеологическая ангажированность газеты, которая заняла проправительственную позицию при освещении ирландского вопроса, событий на Балканах; она была активнейшим участником "газетной войны", развернувшейся в связи с конфликтом Англии и Германии в Восточной Африке. Не лучшей страницей истории "Тайме" явилась ее позиция в англо-бурской войне: она замалчивает факт наличия концлагерей в Южной Африке, а для прикрытия вторжения англичан в Трансвааль публикует фальшивку, разоблачение которой вызвало широкий общественный резонанс.
В 1908 г. "Тайме" переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти. Таким образом, в одних руках оказалась и "качественная", и массовая печать, несмотря на их отчетливо выразившееся расхождение появляются люди, которые будут задавать тон в журналистике на протяжении первой половины XX в. Это Макс Эйткен (затем — лорд Бивербрук), купивший в 1913 г. "Дейли экспресс", а также братья Берри, дебютировавшие в 1901 и 1915 гг. и ставшие владельцами "Санди Тайме". В 1914 г. разделилась империя Хармсвортов: Ротермир становится владельцем "Дейли миррор", Нортклиф — "Тайме" и "Дейли мейл". В 1922 г. умирает Нортклиф, и "Тайме" покупает лорд Астор. В 1921 г. заявляет о себе газетная монополия лорда Каудрея. В целом газетно-журнальный рынок был поделен, но борьба между магнатами прессы еще не завершилась.
Конец XIX — начало XX в. связаны с социальной дифференциацией изданий.
В годы деятельности 1-го Интернационала ряд английских изданий выступает от его имени. Одно из них — рабочая газета "Бихайв" ("Улей", 1861 — 1876), типичный представитель тред-юнионистской прессы. В 1876 г. ее переименовали в"Индастриэл ревью" ("Промышленное обозрение"). "Бихайв" сочетала элементы профсоюзного и популярного издания. Здесь можно было встретить полицейские расследования, сообщения об убийствах и ограблениях. В полной мере отразить идеи 1-го Интернационала "Бихайв" не смогла из-за разногласий между ее издателем и Генеральным Советом Международного товарищества рабочих. В 1870 г. Генеральный Совет опубликовал отчеты в "Истерн пост" ("Восточная почта"), лондонском радикальном еженедельнике. От имени Интернационала выступал "Уоркермен'с френд" ("Друг трудящегося").
В 80-е гг. XIX в. появляются Демократическая федерация и Социал-демократическая федерация, из которой затем выделилась Социалистическая лига. Органом Социал-демократической федерации был еженедельник "Джастис" ("Справедливость", 1884—1825), одним из руководителей которого стал Уильям Моррис — художник, поэт, пропагандист прикладного искусства. Социалистическая лига издавала журнал "Коммонуил" ("Всеобщее благо", 1884—1895), выхоливший сначала еженедельно и объявивший своей целью пропаганду социализма. Как и "Джастис", он носил просветительский характер. В социалистическом журнале "Тудей" ("Сегодня", 1883) в 80-е гг. XIX в. печатались произведения Дж. Б. Шоу.
В 1893 г. организована Независимая рабочая партия. По духу ей был близок еженедельник "Кларион" ("Гори", 1891), заявивший о себе как об иллюстрированном издании, освещающем вопросы литературы, политики, философии, театра. "Кларион" обещал следовать идеям гуманизма, выражать точку зрения не партий и сект, а справедливости, разума и милосердия. Следуя этим установкам, издание не превратилось в официальный орган социалистов или лейбористов; и те и другие склонны были упрекать ее в духе "безответственного легкомыслия".
В 1900 г. оформилась Рабочая (Лейбористская) партия, а в 1911 — Британская социалистическая партия. Возникает газета английских рабочих "Дейли геральд" ("Ежедневный вестник") — сначала как листовка, разошедшаяся тиражом 13 тыс. экз. и отразившая требования забастовщиков, уволенных с работы. Газету издавала Лимит паблишинг компани. "Дейли геральд" последовательно поддерживала борьбу докеров, строителей и шахтеров за свои права. Но с началом Первой мировой войны ее захлестнула шовинистическая волна, хотя со временем позиция газеты изменится. Антивоенную позицию заняла еженедельная газета "Колл" ("Призыв"), основанная в 1916 г. большинством Британской социалистической партии.
В США рубеж веков вплоть до начала Первой мировой войны именуют прогрессивным десятилетием.
Прогрессивизм — движение социального протеста, острие которого направлено против стяжательства и коррупции в Америке, сочетало социальную критику с требованием реформ.
Прогрессивизм стал душой протестного движения. Прогрессивисты имели много общего с популистами. Как те, так и другие стремились сделать жизнь современников лучше и чище. Их объединяло то, что они были и рассержены диктатом железных дорог, и шокированы несправедливым распределением богатства. Но имелись и существенные различия. Так, популисты стремились ослабить экономические центры, чтобы дать свободу предпринимательству. Во главу угла они ставили интересы отдельного человека, его нужды и устремления, в частности, активно выступали против всемогущества монополистических объединений. Прогрессивисты же воспринимали монополии как данность и стремились улучшить жизнь общества в целом. Они считали, что сильная и цивилизованная центральная власть в состоянии сделать всех жителей страны богатыми и счастливыми. Вот почему среди прогрессивистов было немало людей с социалистическими убеждениями. Если популисты звали к свободам сельскохозяйственного лично-семейного производства и мелкого бизнеса, то прогрессивисты устремлялись вперед, рассматривая наличие рабочего класса как немаловажный и существенный фактор развития. Если популисты — представители мелкой буржуазии, то прогрессивисты — представители интеллектуальной элиты общества. Среди них были журналисты, писатели, духовенство, экономисты, поэты, историки...
Прогрессивистов меньше интересовала риторика, чем конкретные факты. Нужно быть конкретным в ответах простые вопросы: как и откуда взялись деньги на выборы, сколько стоит строительство здания муниципалитета и сколько присвоили политические боссы, сколько стоит строительство дорог и т.п. Прогрессивизм нс мог обойтись без гласности и обеспечивающих эту гласность журналистов.
Главой и основным органом американского прогрессивизма считают еженедельник "Сатердей ивнинг пост" ("Субботняя вечерняя почта"). "Все наблюдатели американской жизни первой половины XX в. вообще сходятся в том, что "Сатердей ивнинг пост" является выдающимся журналом среднего класса Америки... В продолжение всех "прогрессивных" лет читатели "Пост" черпали свои сведения о современных им событиях из этого журнала в большей мере, чем читатели любого другого журнала.
Историки повсеместно начинают рассмотрение своих проблем американского "прогрессивизма" с "Сатердей ивнинг пост"".
Журнал помещал статьи о жизни американского среднего класса и его проблемах. Как отмечает Т. Грин, он "стремился сохранить бизнес среднего класса, гибель которого пророчил Маркс, предсказывавший крайнюю классовую поляризацию общества, и вместе со "средним классом" выбрал Иисуса, а не Маркса, отвергая любую форму социализма".
Историю "прогрессивного" десятилетия американской журналистики нередко определяют также как историю "макрскерства" ("разгребатсльства грязи"). Резкие статьи о трестах, финансовой элите, недоброкачественных продуктах и злоупотреблениях железнодорожных компаний появлялись в ежедневных газетах и массовых журналах, таких как "Макклюрс" и "Колльерс". "Разгребателями грязи" называли группу публицистов, ставивших задачу привлечения внимания американского общества "к различного рода злоупотреблениям и коррупции во всех сферах общественной жизни США и ратовавших за проведение ряда демократических реформ".
Течение макрекеров в американской журналистике не вылилось ни в движение, ни в создание какой-либо организации. Участников объединяла лишь вера в возможность "исправления дурных нравов" и демократических реформ в условиях позднего капитализма. Дж. Сельдес пишет: "Самые крупные злоупотребления нашей финансовой и политической системы были разоблачены и преданы огласке благодаря новой группе журналистов. Уилл Ирвинг, Чарлз Эдвард Рассел, Ида Тарбелл, Эптон Синклер, Линкольн Стеффенс, Том Лоусон, Марк Салливен, Рейн Стан-нард Бейкер и многие другие журналисты вынудили "большой бизнес" путем оглашения документов, сенсационность которых возрастала в зависимости от степени подлости разоблачаемого дела, сильней изменить методы своей работы". Президент Рузвельт... угрожавший "усмирить тресты", был сам быстро усмирен ими и ответил дерзким журналистам тем, что назвал их "грязными клеветниками"".
Макрекерство, по Гарри Стейну3, имеет следующие характеристики:
— делает явной скрытую ситуацию; показывает перспективы развития ситуации;
— контролирует ситуацию;
— указывает основное направление действий;
— подстрекает ответ аудитории;
— поддерживает независимость автора.
Однако прогрессивном не исчерпывался макрекерством. С разоблачениями негативных процессов и явлений выступали многие. Чарльз Эдвард Рассел в 1908 г. так начал свою статью: "Это не макрекерская статья. Это — история действий большой корпорации, которая управляет делами церкви Троицы в Нью-Йорке". Рассел был активным сторонником социалистической партии и даже выставлял от нее свою кандидатуру на различных выборах, правда, неудачно. Он известен множеством ярких статей и книг, рассказывающих о жизни простых людей: о тяжелой работе иммигрантов на плантациях и фермах Юга; о злоупотреблениях частных предпринимателей и властей; об ужасах американской тюрьмы. Его книга "Зубы дракона" посвящена гитлеровскому фашизму и "коричневой" опасности.
Среди журналистов-макрекеров, активно поддержавших прогрессивизм, следует назвать Джэкоба Риса, Хелен Кэмпбеллу Иду Тарбелл, Линкольна Стеффенса, Дэвида Филлипса и многих других. Рис и Кемпбелл начали журналистскую деятельность еще до того, как началась эра прогрессивизма, но они не только стали яркими представителями макрекерства, но и оказали существенное влияние на прогрессивизм.
Целый ряд макрекеров. доживших до 1917 г., с энтузиазмом встретили Октябрьскую революцию в России и были "просоветски настроены". Когда Стеффенса спросили о жизни в Советском Союзе и результатах его дипломатической миссии в СССР, он ответил: "Я был в будущем, и это работает". За свои высказывания Стеффенс получил прозвище "Гуру левый".
Даже после того, как окончилась "прогрессивная" эра, многие последователи этого движения были верны принципам прогрессивизма. Например, Вера Конноли придерживалась макрекерской традиции долго: она работала в их стиле в 1920—1930-е гг. Конноли чаще всего писала для женских журналов, причем она "персонифицировала прогрессивизм".
"Прогрессивное десятилетие" имело еще одну особенность, касающуюся иллюстративного материала, — в фотографии стали преобладать реалистические сюжеты. В то время фотография, сравнительно диковинная для обывателей новинка, уже активно использовалась как иллюстративный материал средствами массовой информации. Этнографическая натурная фотография второй половины XIX в., начавшая развиваться в начале XX в., ставила перед собой цель достоверно зафиксировать жизненный материал. Именно с ней связан взлет журнала "Нэшнл джиогрэфик мэгэзин" ("Национальный географический журнал"), на истории которого следует остановиться особо.
Этот журнал, учрежденный Национальным географическим обществом США в 1888 г., и сегодня занимает особое место в научно-популярной периодике Соединенных Штатов. Журнал выделяется на рынке американской печати занимательностью материала и безукоризненностью полиграфического исполнения, высокой степенью политического, идеологического и социально-психологического воздействия на читателя. "Нэшнл джиогрэфик" увидел свет благодаря капиталу президента корпорации "Белл телефон компани" Г. Хаббарда. "Миллионер Г. Хаббард, потерпев неудачу с перекупкой в 1881 г. журнала "Сайенс", популяризировавшего научные достижения и открытия, пришел к выводу, что научно-популярное издание проще создать под прикрытием научного общества, и остановил свой выбор на одной области науки — географии".
Национальное географическое общество США основано на торжественном банкете в привилегированном клубе Вашингтона "Космос" в 1888 г., где присутствовали 152 представителя большого бизнеса и всего 55 ученых. Таким образом, не журнал создан для Географического общества, а общество для журнала. Г. Хаббард ввел в структуру управления помимо редакционной коллегии Совет управляющих (с 1920 г. — Совет попечителей), который включал влиятельных государственных деятелей США.
Журнал первоначально выпускался по мере накопления материала. Работа редакции была организована на общественных началах и выполнялась профессиональными учеными. В статьях давались общие географические сведения, описывались рельеф, территориальное деление, климат, население разных стран, имеющиеся в них полезные ископаемые и т.д. Круг читателей ограничивался профессионалами, и первые три года журнал выходил тиражом 165— 200 экз.
Уже с 1896 г. начались поиски таких форм, методов и способов подачи материалов, которые позволили бы заинтересовать наибольший круг читателей. Поиски затянулись почти на целую четверть века, и лишь к 1911 г. журнал вышел на позиции научно-популярной периодики. Все эти годы от неминуемого краха его спасал статус научно-популярного общественного издания (такой тип периодики не облагался налогами). Американские исследователи журналистики (Ф. Мотт, Дж. Форд, Р. Уолсли) определили период научной деятельности журнала как довольно короткий отрезок времени. Они считают, что издание было научным только на протяжении первых семи лет, когда работа, связанная с выходом его номеров в свет, реализовывалась на общественных началах. Момент прихода Г. Гросвенора на пост штатного заместителя редактора взят ими за точку отчета создания журнала нового типа — научно-популярного. Одним из первых его шагов было введение оригинальной формы подписки на "Нэшнл джиогрэфик". Читатель автоматически становился членом Национального географического общества на срок подписки. Таким способом владельцы журнала сумели поднять престиж читателя и сделать его "причастным" к географическим открытиям.
В начале XX столетия "Нэшнл джиогрэфик" легко проник в сферу школьного и высшего образования США, заняв позицию наставника и информатора в области просвещения подрастающих поколений, оказывая непосредственное влияние на формирование взглядов и убеждений молодых американцев. Большинство крупных библиотек, школ и многочисленные частные лица имели полные или почти полные подшивки журнала. "Американская буржуазия получила в лице "Нэшнл джиогрэфик" средство значительно расширить сферы своего социально-политического контроля... усилить процесс общественного регулирования посредством довольно гибких и менее ощутимых способов манипулирования сознанием, особенно интеллигенции и учащейся молодежи".
Становление "Нэшнл джиогрэфик мэгэзин" тоже вписывается в схему прогрессивизма, поскольку этот журнал, ни в коей мере не являвшийся макрекерским, оказывал серьезное влияние на развитие науки и образования в стране, что вызвано бурным развитием монополистических объединений, ведь новому этапу развития общества нужны образованные люди.
Вполне объяснимо и объективно обусловлено в тогдашней обстановке возникновение организованного рабочего и социалистического движения, марксистской тенденции во всей общественно-политической действительности США и, разумеется, в ее периодической печати. Распространение социалистических идей в Америке относится к началу второй половины XIX столетия. Оно неразрывно связано с деятельностью немецких революционных эмигрантов, "людей 48-го года", как тогда называли политических иммигрантов Америки, бежавших в Новый Свет после революций 1848— 1849 гг. из стран Европы, главным образом из Германии.
Начало истории марксистской мысли в США тесно связано с именем Иосифа Вейдемейера, близкого друга К. Маркса, эмигрировавшего за океан в 1851 г. По его инициативе и под его руководством в Америке появилось первое марксистское периодическое издание — газета "Револю-ционр ("Революция") на немецком языке (1854). В 1860 г. он редактировал выходивший в Чикаго орган чикагского Союза рабочих немецкого происхождения "Штимме дас фолькс" ("Голос народа").Первой в Америке марксистской политической организацией стала Социалистическая рабочая партия (СРП) США (1877), состоявшая почти исключительно из немецких эмигрантов (ее численность в 1883 г. составляла всего 1500 чел.). СРП США выпускала свои официальные печатные органы "Форботе" ("Призыв") в Чикаго и "Социал-демократ", позже — "Арбайтер штимме" ("Рабочий голос") в Нью-Йорке. В 1884—1885 гг. исполком СРП США выпустил около 160 тыс. экз. листовок и брошюр.
В отличие от СРП, Социалистическая партия (СП) Америки (1901) основывала свою деятельность на сугубо реформистской основе и возглавлялась "американским Берн штейном" И. Бергером. СП Америки по сути не проводила грани между профессиональным рабочим союзом и революционной пропагандистской организацией, считая главным средством борьбы рабочих за свои права всеобщую забастовку. На президентских выборах 1912 г., на которых одержал победу Вудро Вильсон, СП Америки получила 901 тыс. голосов (для сравнения: за Вильсона было подано 6,3 млн голосов).
К началу XX в. в стране насчитывалось несколько десятков печатных периодических изданий социалистической ориентации, включая семь еженедельных газет, в том числе четыре — на немецком языке, по одной — на английском, чешском и идише. Внутри СП Америки существовали разные тенденции, печатным органом едва ли не самой леворадикальной из них до 1914 г. была газета "Соушелист" ("Социалист").
Крупнейшее из социалистических печатных изданий — еженедельник "Эппил ту ризн" ("Призыв к разуму") имела на стыке веков тираж 115 тыс. экз. Русский историк журналистики И. Гурвич характеризовал его так (1904): "Это типический американский "однолошадный" листок, поверхностный, крикливый, полный рекламы и самовосхваления". Далее он отмечал: "Нужно иметь в виду, что неграмотный рабочий, не читающий газет, здесь явление редкое и исключительное. Но огромное большинство рабочих не обнаруживает интереса к рабочей прессе. Общая же пресса уделяет очень мало места интересам рабочих, а большей частью... служит верой и правдой капиталу".
"Прогрессивное десятилетие" вошло яркой страницей в историю американской журналистики. Как отмечают американские исследователи, "прогрессивизм, подобно христианству, дал ориентацию на цель. История приближается к Судному Дню, который будет охватывать новый мир и небеса. И Армагеддон — окончательное поле битвы будущего — станет откровенным обменом мнениями между добром и злом". У прогрессивизма социальные, религиозные, исторические, литературные, чисто журналистские корни. Это явление не было случайным, а явилось результатом развития общества в целом и журналистики в частности.
Ведущие мировые державы активно готовились к войне за передел уже поделенного мира. По всеобщему мнению, ожидалась война, которая будет носить мировой характер.