Формы государственного устройства в современном мире
Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Исламская Республика Иран, Южно-Африканская Республика, Королевство Швеция и т.д.
Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впервые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель. Они дифференцировали государства в зависимости оттого, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответствовала «неправильная» форма, названная тиранией. Если несколько человек возглавляли государство, то это была аристократия; с «неправильной» формой — олигархия. Если многие граждане — то полития; с «неправильной» формой — демократия.
Начиная с Ренессанса, типичным стало деление государств на монархии и республики. Такое деление сохранялось вплоть до XIX в. Не утратило оно своего значения и сегодня, хотя в наши дни центр тяжести сместился, и главным критерием классификации государств являются методы осуществления власти.
Итак, типология современных государств зависит от критерия, в соответствии с которым осуществляется их классификация. Как критерии выступают: формы правления, национально-территориальная организация государства, отношение к религии и др. Остановимся на данном комплексе вопросов подробнее.
По формам правления государства делятся на монархии и республики. Институт монархии сохранился в настоящее время более чем в 30 странах, а если учесть, что в ряде государств (Канада, Австралия, Новая Зеландия) главой юридически считается королева Великобритании, то это число еще больше.
Монархии бывают конституционные и абсолютные. В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией или специальными законами, а также действующими законодательными и исполнительными органами власти. В парламентских монархиях власть реально принадлежит не главе государства в лице монарха, а главе правительства.
Почему же монархия до сих пор сохраняется в ряде государств, если реальная власть не принадлежит монарху? Для многих стран (особенно на Европейском континенте) институт монархии олицетворяет собой символ единства нации и незыблемости ее политической системы, так как власть монарха не зависит от игры политических сил. Традиционная сфера деятельности монархов — представительство страны за рубежом. Уровень этого представительства считается более высоким, если делегация возглавляется монархом, а не министром иностранных дел. Кроме того, многие монархи активно участвуют в политической жизни. Например, испанский король Хуан Карлос I сумел предотвратить два путча франкистов, пытавшихся возродить диктатуру в стране. Королева Великобритании имеет большие права: она утверждает премьер-министра, одобряет различные политические назначения, поддерживает связи с «оппозицией ее Величества», может отстаивать свое мнение. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций и политической культуры той или иной страны.
Разновидностью конституционной монархии являются монархии дуалистические. Здесь монархи осуществляют в основном исполнительную власть, а парламенты — законодательную (Иордания, Марокко, Кувейт).
Кроме конституционных, есть еще абсолютные монархии, где управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента. Абсолютные монархии сохранились главным образом в Азии (Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар). При султанах и эмирах имеются иногда совещательные органы, но с очень ограниченными возможностями. В государствах Персидского залива монархи сумели распорядиться огромными доходами от нефти и провести коренные социально-экономические преобразования в своих странах, в результате которых эти государства повысили свою роль в мировом хозяйстве. К особенностям восточных монархий можно отнести властность, абсолютизм и компетентность, сыгравшие большую роль в модернизации этих стран.
Итак, монархии сохраняются во многих государствах мира. В некоторых европейских странах (Болгария, Румыния, Франция) сильны монархические настроения, хотя о восстановлении монархий там говорить не приходится. В Азии сравнительно недавно произошло восстановление монархии в Камбодже. В современной России отмечаются монархические настроения, есть партия (Прамос), которая поддерживает и распространяет монархическую идею.
Формой правления, где органы власти выбираются народом, является республика — президентская или парламентская. Типичным примером президентской республики являются США. Отличительные черты президентской формы правления заключаются в том, что президент и парламент (конгресс) избираются на отдельных выборах, что усиливает независимость каждой из этих двух ветвей власти. Такая форма предполагает, что конгресс не имеет права распускать правительство или смещать президента. Он может возбудить дело об импичменте в отношении президента лишь в исключительных случаях — нарушения им конституции, совершения преступления и т.п. В свою очередь, президент не может распустить парламент и назначить новые выборы. Члены правительства не могут быть одновременно депутатами конгресса. Президенту принадлежат большие властные полномочия — он одновременно является и главой государства, и главой правительства.
Президентская республика не получила распространения в Европе, она более характерна для стран Латинской Америки. В Европе наиболее распространена парламентская республика. Из 15 стран Европейского сообщества 7 являются парламентскими монархиями (Великобритания, Дания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Швеция) и 8 — парламентскими республиками (Франция, Италия, Германия, Греция, Ирландия, Португалия, Австрия, Финляндия). Следует заметить, что во Франции, Португалии, Финляндии есть свои особенности, связанные с прямыми выборами президента населением, поэтому иногда политическое устройство этих государств относят к смешанным формам правления, сочетающим элементы президентских и парламентских форм, их иногда называют полупрезидентскими.
В условиях парламентской формы правления население избирает парламент, который формирует правительство и может его отозвать, выразив ему недоверие. Здесь возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента. Реальная власть принадлежит главе правительства — премьер-министру или канцлеру. Президент (глава государства) имеет в основном представительские функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы.
В итоге рассмотрения вопроса о типологии государств на основе формы правления можно сделать вывод, что в наши дни все большее значение приобретает классификация государств по принципу президентской или парламентской формы правления, по сравнению с делением на монархии и республики. Это объясняется тем, что различие между современными парламентскими республиками и парламентскими монархиями меньше, чем то общее, что их объединяет. А объединяет их институт парламентаризма в целом.
Следующий критерий классификации форм государственного устройства — их национально-территориальная организация. В соответствии с этим критерием государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарные — это государства с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, законодательной системой и судопроизводством. Как правило, это мононациональные государства. Но если есть представители других наций, то их проблемы решаются с помощью автономных образований (Великобритания, Испания, Финляндия).
Федерации — это такие государства, которые имеют в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, провинции, земли), обладающие определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением и законодательством. В федерации имеются высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации. Отсюда двойная система — судебная, правовая и т.д.
Критериями федерализма являются: единый контроль со стороны федеральных органов власти над всеми территориями, входящими в федерацию; отсутствие у субъектов федерации права выхода из нее. Федеративное правительство проводит единую политику для всей страны в целом. Субъекты федерации могут иметь свои конституции, но они не должны противоречить федеральной конституции. Границы меняются с учетом мнения субъектов федерации. В федеративных государствах — двухпалатный парламент, отражающий представительство всех федеральных структур.
Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (бывшие Югославия, Чехословакия, Советский Союз).
Конфедерации — более рыхлые объединения государств.Онисуществовали в определенные исторические периоды в ряде стран (Германия, Швейцария), но очень быстро распадались или становились федерациями.
Имеются также и другие критерии для типологии государств. По отношению к религии государства могут быть светскими и религиозными. Религиозные государства управляются, как правило, духовными лицами. Господствующая религия признается основой правления. Подобные структуры, например, в исламских государствах приобретают большую значимость (Исламская Республика Иран, Пакистан).
Большое разнообразие форм государственного устройства дают страны со слабым уровнем экономического развития, развивающиеся страны, где имеются абсолютные и конституционные монархии, военные диктатуры, автократии монопольной хунты, той или иной партии, семейного клана.