Особенности взаимодействия политических группировок и избирателей современной России

Динамика взаимодействия партий и избирателей в индустриальных странах

Индустриальные страны являются «родиной» представительной демократии парламентского типа.

Анализ данных показывает, что в США существует устойчивое равновесие консерваторов и либералов. Американский электоральный график не знает никаких резких скачков, а смена правящей партии проис­ходит по отработанной схеме. Поэтому естественно, что независи­мо от итогов выборов в течение послевоенных десятилетий стра­ной в основном управляли коалиционные правительства, состоя­щие из представителей обеих американских партий.

В Западной Европе картина сложнее. Здесь на протяжении всей послевоенной истории наблюдаются сопоставимые ориентации из­бирателей на консервативные (правые) и социал-демократические (левые) партии, ведущие основную борьбу за контроль над госу­дарственным аппаратом. Роль политического резерва в этой борьбе играют либералы и коммунисты.

Коммунисты и либералы в европейских странах не могут вести самостоятельную борьбу за власть и вынуждены блокироваться с основными партиями. Как правило, либералы вступают в коали­цию с\ консерваторами, а коммунисты — с социал-демократами и социалистами.

Разные политические стратегии позволяют решать общегосудар­ственные проблемы в различных социально-экономических усло­виях. Одна стратегия укрепляет пози­ции национального капитала, вторая — позиции среднего класса. В итоге в обоих случаях страна удерживает свои позиции в миро­вом сообществе и на мировом рынке.

В Японии электоральная ди­намика напоминает западноевропейскую, с той разницей, что в период с 1945 по 1987 г. у власти находились правые, а левые — в оппозиции. Эта система с доминирующей партией оказывается эффективной в условиях Японии (конститу­ционной монархии) и стимулирует развитие как национального капитала и промышленного производства, так и постоянный рост уровня жизни основной массы населения. Несмотря на сохранение архаичной императорской власти, япон­ская политическая система с одной доминирующей партией обес­печивает одновременно состязательность (правящей и оппозици­онной частей политической элиты) и стабильность.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что эффективными могут быть любые партийные системы, если они формируются с учетом политических традиций, культуры, спе­цифических внутренних и внешних условий существования стра­ны.

Особенности взаимодействия политических группировок и избирателей современной России

ВРоссии накоплен незначительный опыт проведения избира­тельных кампаний, а электоральная статистика не позволяет делать широкие исторические обобщения, такие, как в США, Франции, Японии и других странах. Однако некоторые предварительные суждения о специфике российских политических группировок, их платформах, стратегиях, социальной базе и союзах возможны уже сейчас на основе изучения опыта проведения избирательных кам­паний. По общему мнению, в России пока не закончилось становление партий, поэтому здесь лучше использо­вать термин «политическая группировка», а не «политическая пар­тия». На парламентских выборах 1999 г. в федеральном перечне избирательных объединений (блоков) было множество организа­ций, называвших себя партиями. Некоторые из них (например, КПРФ и ЛДПР) хорошо известны избирателям, о деятельности других (например, Всероссийской политической партии народа, Партии Мира и Единства) большинство избирателей почти ничего не знает. В то же время основные политические группировки, «Единство» и «Яблоко» зарегистрированы не как партии, а как движение и объединение соответственно.

Анализ окончательного распределения мест, полученных поли­тическими группировками как по одномандатным округам, так и по федеральному округу (по спискам объединений), позволяет оп­ределить соотношение политических сил и ведущие тенденции.

В 1993 г. максимальное число мест (21%) получил «Выбор Рос­сии» — правая партия, поддерживающая президентский курс ра­дикальных рыночных реформ. В 1995 г. максимальное число мест (33,1%) получила КПРФ — левая партия, настаивающая на изменении этого политического курса. «Демократический выбор Рос­сии» не смог преодолеть 5%-й барьер и получил 2% мест только за счет своих кандидатов, победивших в одномандатных округах. «Партия власти» — НДР получила 14,7% мест (в 2,3 раза меньше, чем КПРФ). У фракции КПРФ и ее союзников (депутатских групп: «Аграрная» и «Народовластие») было 49,3% мест, а у фрак­ции НДР и ее союзника (фракции ЛДПР) — 26%. Остальная часть депутатов входила в состав разрозненной «демократической оппозиции» президентскому курсу.

В 1999 г. КПРФ снова была на первом месте (21,1% депутат­ских мандатов), однако ее удельный вес в сравнении с 1995 г. сни­зился в 1,6 раза. Союз правых сил (в который входил и «Демокра­тический выбор России») получил 7,3% мест, движение «Наш дом — Россия» не смогло преодолеть 5%-й барьер, зато новая «партия власти» (движение «Единство») получила 18,4% депутат­ских мандатов (всего на 2,7% меньше, чем КПРФ). Фракция дви­жения «Единство» вместе с союзниками (депутатской группой «Народный депутат» и фракцией ЛДПР) в начале 2000 г. образова­ла в Государственной Думе пропрезидентскую центристскую коа­лицию, объединившую 35,5% депутатов. В состав левой коалиции (КПРФ и Агропромышленная депутатская группа) тогда входили 29,5% депутатов, в состав правой коалиции (ОВР, СПС, «Яблоко», Депутатская группа «Регионы России») — 31,4% депутатов. Анализ этих данных позволяет сделать вывод о том, что в Думе третьего созыва уменьшилось влияние КПРФ и ее союзников, усилилось влияние «партии власти» и ее союзников, а также образовались три приблизительно равные коалиции: левая (КПРФ, АПДГ), центристская («Единство», ДГНД, ЛДПР) и правая (ОВР, СПС, «Яблоко», ДГРГ). Состав этих коалиций может меняться, напри­мер, в мае 2001 г. движение «Единство» и «Отечество» (часть ОВР) решили объединиться. Однако в целом конфигурация основных сил, вероятнее всего, будет сохраняться. Это позволит центрист­ской коалиции маневрировать между противостоящими друг другу коалициями левых и правых и добиваться принятия решений, вы­годных Президенту и Правительству.

Как правило, в программных документах партии и движения провоз­глашают приоритеты своей политики, созвучные социальным ожи­даниям тех частей электората, на поддержку которых они рассчитьшают. Рассмотрим эти приоритеты. КПРФ ставит перед собой следующие главные цели: народовластие посред­ством Советов и иных форм демократического самоуправления на­рода; справедливость, предполагающую гарантированное право на труд, на доступное всем бесплатное образование и бесплатную ме­дицинскую помощь, благоустроенное жилье, отдых и социальное обеспечение; равенство, основанное на господстве общественных форм собственности на средства производства; социализм в его обновленных формах. Здесь нет категорического требования унич­тожения всех форм частной собственности, осуществления социа­листической революции и установления диктатуры пролетариата. Все это сближает позицию КПРФ с позицией социал-демократов и имеет лево­центристский характер.

На правоконсервативном участке политического поля России действует одна из старейших партий современной России — ЛДПР. Эта партия в своей программе декларирует такие ценности, как духовность, патрио­тизм, социальную справедливость, демократию, свободу , рыночную экономику, эффек­тивное социальное государство.

Основными ценностями «Единства» являют­ся: эффективное и сильное государство, демократия, патриотизм, приоритет общественных и го­сударственных интересов над частными. Эти ценности имеют ли­берально-консервативный характер, однако они соответствуют скорее правой, чем левой политической ориентации.

Таким образом, в принятой нами классификации партий «Единство» располагается справа от центра, но не на ниж­нем (консервативном), а на верхнем (либеральном) участке поли­тического поля, поскольку правоцентристская позиция в условиях современной России способствует привнесению элементов либера­лизма в консервативную политическую ориентацию и сближает «Единство» и СПС.

В программе объединения «Яблоко» основными ценностями провозглашены: достоинство, порядок и справедливость. Достоин­ство подразумевает соблюдение прав и свобод, порядок — защиту от произвола, а справедливость — равенство стартовых возмож­ностей и обеспеченную жизнь для всех С точки зрения при­веденной выше классификации политических партий позицию объединения «Яблоко» можно назвать либеральной левоцентрист­ской, соединяющей традиционные ценности социал-демократичес­кого и либерального движений Такое сочетание ценностей соответствует идеологии социального либерализма, включающего элементы классического европейского либерализма (свобода), консерватизма (порядок) и социализма (справедливость). Однако главной причиной такой смешанной идейной платформы является установка «Яблока» на соответствие проводи­мых в стране реформ интересам большинства населения.

Какова социальная структура избирателей, проголосовавших за эти группировки? Составить представление об этом можно на ос­нове изучения материалов всероссийского опроса на выходе из из­бирательных участков, проведенного Институтом сравни­тельных социальных исследований (ЦЕССИ) 19 декабря 1999 г. Анализ стандартизованных остатков позволяет утверждать, что статистически значимая взаимосвязь (величина стандартизованного остатка превышает 1,65) голосования за пар­тийные списки и рода занятий респондентов в данном опросе на­блюдается далеко не во всех случаях. Представители всех социаль­ных категорий в той или иной степени голосовали за все избира­тельные объединения, однако в ряде случаев отмечалось относи­тельное преобладание отдельных категорий. Сторонники «Единст­ва» относительно равномерно распределены по всем категориям избирателей, за исключением предпринимателей и студентов. Среди предпринимателей меньше, а среди студентов боль­ше тех, кто голосовал за список этого избирательного объедине­ния. Сторонников КПРФ больше среди пенсионеров и рабо­чих и меньше среди гуманитарной интеллигенции, пред­принимателей и безработных.

Сторонники «Яблока» были в большей степени представлены среди предпринимателей и безработных и в меньшей степени среди рабочих. Интерпретировать данные по ЛДПР невозможно из-за недостаточности информациии ожидаемой и на­блюдаемой часто почти по всем категориям избирателей.

Результаты этих и других исследований свидетельствуют о том, что среди избирателей, голосующих за различные политические партии, по-разному представлены различные социальные группы и что одни и те же группы могут голосовать за разные партии. Для выяснения причин, обусловливающих эти различия, нужно допол­нить анализ электоральной статистики анализом политического сознания избирателей и выявить на его основе причины, побуж­дающие людей становиться на сторону тех или иных политических сил, ведущих борьбу за государственную власть.

Наши рекомендации