Политическая система России. В статье «Демократия и качество государства» Президент РФ Путин В.В

В статье «Демократия и качество государства» Президент РФ Путин В.В. охарактеризовал некоторые проблемы российской политической системы[14]. Он также отметил наличие ряда недостатков в структуре и функционировании российской политической системы

Недостатки в реализации функций артикуляции политических интересов и агрегирования политических требований.

1) Не настроены механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. Политическая система должна обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости. Важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду.

2) Недостатки и в реализации функции политической коммуникации.

Свободная и бесцензурная доступность информации о положении дел в стране формирует запрос на постоянное, а не "от выборов к выборам" участие граждан в политике и управлении. Важно создание интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти.

3) Недостатки в реализации функции разработки норм-законов. Необходимо улучшение языка правотворчества. Его надо сделать понятным для адресатов норм. Размещения проектов законов в интернете позволяет каждому направить свое предложение или поправку. Они рассматриваются, а лучшие и содержательные — учитываются в финальной версии законопроекта. Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений (краудсорсинг) должен стать нормой на всех уровнях.

Нужно предусмотреть и "активное право" — возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты. Ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете. Большая часть предложений В.В. Путина по реализации функции разработки норм-законов уже воплощены в практику.

4) Недостатки в институциональной подсистеме политической системы.

Несовершенны федеративные отношения. Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия и источники финансирования местных и региональных бюджетов. При этом нельзя потерять управляемость страной. Распределение государственных полномочий по различным уровням власти должно осуществляться по ясному критерию — функция должна исполняться на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой для граждан России.

Потенциал укрупнения субъектов федерации далеко не исчерпан. Но действовать в этой сфере надо разумно и взвешенно. Опираясь на мнение граждан. Территории РФ находятся на разном уровне социально-экономического развития, в разных социокультурных плоскостях. Безусловной ценностью являются интеграторы, мощные скрепляющие факторы — русский язык, русская культура, Русская православная церковь и другие традиционные российские религии.

Многовековой опыт совместного исторического творчества разных народов в одном, едином Российском государстве говорит и о том, что стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный Центр — ключевой политический стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений. При этом наша историческая задача — в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны.

Государственная Дума приняла законы по развитию нашей политической и партийной системы. Упрощен порядок регистрации партий. Отменена необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы. Сокращено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны.

Необходимо развитие саморегулируемых организаций (СРО). СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности. Необходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций. Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка. Саморегулируемость должна стать одним из оснований сильного гражданского общества.

Важная задача — изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. Их состав должна утверждать Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете.

Перспективы развития проекта «электронное правительство». Большинству людей нужна насущная информация о своем доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своем муниципалитете. Надо обратить особое внимание на фундамент электронной власти — сайты муниципалитетов и субъектов РФ.

Мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов. При этом за Президентом страны останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора. Это обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации.

5) Недостатки, связанные с коррупцией.

Важнейшая задача – победить коррупцию. Это проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства и проблема мотивации чиновников. Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция. Нельзя решить проблему коррупции политикой репрессий. В условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. Необходимо добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной. Необходимо выделить коррупционно опасные должности — как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи.

6) Недостатки судебной системы. Получил распространение ярко выраженный обвинительный, карательный уклон в нашей судебной системе. Мы сделаем правосудие доступным для граждан. Введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками. Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Расширим сферу применения коллективных исков, которые могут предъявлять граждане. В системе судов общей юрисдикции нужно создать единую, открытую, доступную базу всех судебных решений. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них. Сразу будет видно, кто как работает. Необходимо возрождение "судебной" журналистики.

Таким образом, руководство страны имеет полную картину функционирования политической системы, знает о ее проблемах и намечает пути их разрешения.

Вопросы самоконтроля

1. Что такое «политическая система общества»?

2. Как связана политическая система и окружающая ее внешняя среда?

3. Какие требования поступают в политическую систему из окружающей ее внешней среды?

4. В чем выражается поддержка политической системе со стороны окружающей ее внешней среды?

5. Какова структура политической системы общества?

6. Что включает в себя институциональная подсистема политической системы?

7. Что включает в себя информационно-коммуникативная подсистема политической системы?

8. Что включает в себя нормативно-регулятивная подсистема политической системы?

9. Какие функции выполняет политическая система общества?

10. Каковы особенности современной российской политической системы?

Наши рекомендации