Начало самостоятельного правления Петра1.
3.3.1. Борьба за власть.В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:
-Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового государя различных послаблений и улучшений жизни;
-патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;
- неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита - В.В. Голицына.
Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра - Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.
Это правление, по словам Б.И. Куракина, было весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная.
Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.
3.3.2. Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.
3.3.3. Великое посольство. Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу. Целями посольства являлись:
- укрепление и расширение антитурецкого союза;
- приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;
- личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые православный царь, покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на нечистую землю иноземцев.
3.3.4. Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за испанское наследство Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки :
- он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;
- сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;
- обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.
- Импульсы реформ.К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.
- В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу (то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник - по словам А.С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за нерадение на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.
- Главную задачу служения государству Петр 1 видел в воплощении идеи общего блага. Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться общего блага, а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают....
- Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А.И. Герцена Петр внедрял Европу как варвар. Его мысль развил В.И. Ленин, писавший, о Петре, что он не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства. Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.
- К концу века русские традиции, старина стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.
- Патриотизм Петра 1. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.
3.4.6.Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.
Первые преобразования.
3.5.1. Первым шагом стала своеобразная реформа смеха начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал всешутейший собор, члены которого проводили время в поклонении Бахусу т.е. в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим забавам царь вольно или невольно готовил кадры для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.
3.5.2. Новые обычаи. Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом православной веры человека, созданного по образу и подобию божьему, а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно церковь брадобритие объявляла грехом и проявлением латинской, т.е. католической ереси). Они были призваны ускорить формирование кадров реформы, а главное - подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки старинных нравов, поэтому именно резанье бород стало первым шагом реформатора-самодержца.
3.5.3. Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора даточных людей (с 1705 г. утвердился термин рекруты).
3.5.4. Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.
3.5.5. Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши) вводил в городах самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.