Казахстан в эпоху каменного века.
Значение и место курса истории Казахстана в воспитании и образовании молодого поколения.
История Казахстана – наука изучающая исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая закономерности событий, происходивших и происходящих на территории Казахстана с древности до наших дней.
Основными целями истории Казахстана являются: воспитание и образование молодежи в духе патриотизма, воспитание уважения к родной земле, к выдающимся её представителям, воспитание национального самосознания. Все эти цели, в конечном итоге, направлены на укрепление сплоченности народов, населяющих Казахстан, и их совместное движение к благополучию и процветанию родной земли.
Задачи истории Казахстана: освещение и анализ исторических событий, изучение проблем истории, с целью недопущения повторения преждних ошибок, прогнозорование возможных последствий каких-либо властных решений.
История Казахстана формирует у молодого поколения осознание его исторической идентификации, дает знания о объективных исторических событиях, приучает молодежь к работе с письменными и устными источниками, ориентирует в сложных политических процессах, вырабатываает у человека собственную точку зрения и гражданскую позицию, которую он мог бы отстаивать.
История помогает молодому человеку приобрести собственный опыт постижения прошлого и настоящего, сформировать личную позицию и роль в достижении единого будущего народов Казахстана.
Казахстан в эпоху каменного века.
Территория современного Казахстана входила в зону формирования и становления древнейшего человека. В тот период климат здесь был теплым и влажным, пышная флора, богатая фауна, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека. Каменный век делится на древний - палеолит, средний - мезолит, новый - неолит.
Эпоха палеолита делится на: ранний (2 млн. - 40 тыс. лет назад) и поздний (40-12 тыс. лет назад). Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн. лет - 700 тыс. лет назад), ашельскую (700 тыс. - 150-120 тыс. лет назад) и мустьерскую (150-120 тыс. лет - 35-30 тыс. лет назад).
Эпоха древнего каменного века - период становления человека и его хозяйства -характеризуется низким уровнем производительных сил. Хозяйственная деятельность заключалась в примитивном использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо - объединения для совместной защиты и нападения, а также охоты и собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то же время - ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей.
Первобытное стадо соответствует наиболее раннему периоду нижнего палеолита -ашельскому. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма первобытной общины. А в эпоху мустье уже существуют оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, а также возникают начальные формы общины.
Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью - сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Этот качественный скачок совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.
В Казахстане известны 2 зоны палеолитических культур в Южном Казахстане и Сары Арке. К палеолитическим памятникам Южного Казахстана и хребта Каратау относятся Бориказган, Танирказган, Акколь. Местонахождения расположены на территории Таласского района Жамбыльской области. Распространение орудий этих стоянок четко ограничено и за пределами конкретной территории, обработанные кремниевые изделия встречаются редко. В целом, в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии камня шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичные орудия - ручные рубила.
Поздний или верхний палеолит охватывает время от 35-30 тыс. лет до 12-10 тыс. лет назад. По сравнению с предыдущим периодом памятников этого времени обнаружено мало.
Неолит 5-3 тыс. до н.э. - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологии по обработке камня: пиление, шлифование, сверление. Происходит переход от потребляющего производства к производящему, т.е. переход от рыболовства и охоты к скотоводству и земледелию, называемой в науке неолитической революцией. Имеется более 500 неолитических стоянок в Казахстане. К ним относятся: Келитиминарская культура в пещерах Караунгур и Каратау в Южном Казахстане. В Северном Казахстане две неолитические культуры: атбасарская и маханджарская в долине рек Торгая и Тобола, имеющие название: Виноградовка – 2, Тельман, Маханджыр, Дузбай и Алкай.
В Западном Казахстане неолит представлен оюклинской и тюгузской культурами, культурами охотников и собирателей: Космола, Саксаул, Мангыстау.
Согласно критериям археологической периодизации, под энеолитом следует понимать эпоху внедрения в жизнь людей медных орудий. Это, как правило, приводило к деградации кремневой индустрии в целом, объединению наборов каменных орудий. Ярко проявляются новые наборы археологических типов: представляющих материальную культуру: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Это набор типов в сочетании с медными кремниевыми изделиями характеризуют археологические комплекты энеолитического типа. Наиболее отчетливо знеолитические комплексы представлены в южной зоне, где внедрение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достигнуть значительных успехов в развитии производства.
Энеолит казахстанских степей, выглядит совсем иначе. Здесь совершенно иная природно-экологическая гряда и для ее освоения человек, двигаясь по пути наименьшего сопротивления, выбрал другой путь приспособления.
3. Казахстан в эпоху бронзы: хозяйство и культура.
На рубеже II тысячелетия до н. э. в Евразийских степях произошли, важные события — была изобретена технология получения бронзы.
Медленное развитие человеческого общества каменного века сменилось более динамичным развитием экономики и культуры. Это время окончательной победы производящего хозяйства и начала распада родовых отношений, а в этническом и культурном отношении - время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных землях родственных племен, получивших по месту первых раскопок в Южной Сибири, название андроновской.
На основе древней металлургии бронзы, пастушеского скотоводства и мотыжного земледелия в степях Казахстана сложилась единая культура. Пространство андроновской культуры, очень обширно - от Южного Приуралья на западе до Енисея на востоке, от лесостепной полосы Западной Сибири и Северного Казахстана на севере до среднеазиатских земель древнего орошения на юге. Она сменяется другими культурами в конце второго и начале первого тысячелетия до н.э. и характерна для раннего и развитого периодов эпохи бронзы. Хозяйство андроновских племен носило комплексный скотоводческо-земледельческий характер. Но, в основном, они вели оседлый образ жизни и свои поселения возводили на берегах раздельных и спокойных степных рек с широкими пойменными лугами. Тучная почва здесь давала хорошие урожаи.
Андроновская культура существовала около 8-9 веков, и в ее развитии выделяются три этапа: раннее (ХVШ-ХVI вв. до н.э.), развитый (ХV-ХШ вв. до н.э.) и поздний (ХП-IХ вв. до н.э.). Время с конца II и начала I тысячелетия до н.э. характеризуется заметными сдвигами в обществе и экономике древнего Казахстана. Великолепные некрополи Центрального Казахстана, высококачественная и богато украшенная керамика, многочисленные клады изделий бронзолитейного искусства демонстрирует вершину культурно-хозяйственных достижений и в то же время предел, после которого наступает время экономического упадка племен бронзового века. Этому способствовал рост населения, обогнавший к рубежу I тысячелетия до н.э. темпы развития производительных сил андроновского общества. Происходит постепенный переход сначала к более совершенному для того времени в условиях Казахстана полукочевому, а затем кочевому скотоводству.
На смену материнскому роду пришел отцовский род. Отцовский род андроновцев состоял из нескольких семей и охватывал все потомство главы рода.
Важным следствием перехода к скотоводству в хозяйстве был переход общества к патриархальной общине.
Вторым следствием перехода племен к скотоводству было зарождение семейной, а затем частной собственности и имущественного неравенства. Появились родовые вожди, жрецы и военноначальники.