Системные критерии результативности деятельности
Госаппарата и общества по повышению качества жизни
В стране
Попытку объединить в одной цифре показатели качества жизни при том или ином режиме предприняли специалисты ООН. Для этого они в 2000 г. предложили «Индекс развития человеческого потенциала», объединяющий четыре коэффициента: 1) реальный доход на душу (тысячах долларов, с учетом их покупательной способности в стране); 2) продолжительность жизни граждан; 3) грамотность взрослых; 4) обобщенный показатель состояния внешней среды («экология»).
Эти четыре показателя, объединенные в один, и являются итоговым ответом на вопрос об условиях развития потенциала личности в той или иной стране вследствие усилий госаппарата и самого общества. И каждый год ООН выпускает книгу статистики и комментариев (указаны более 170 стран). Из них: 1-я группа - «развитые» страны (45 стран, 19% населения планеты); 2-я -«развивающиеся» (94 страны, 72% населения, «бедные страны») и 3-я-«менее развитые» страны (35 стран, население — 9%; постеснялись назвать: «нищие») [2].
Для обобщенных оценок той или иной страны обычно используют такие системные показатели, как: собственность, власть, культура (с соответствующим цифровым или процентным «наполнением».
1.Собственность:а)индивидуальная – групповая-общественная - корпоративная - ТНК+«разная»; б) распределение собственности по социальным группам; в) экономика: сельское хозяйство – промышленность – услуги; в) показатели тенденции неравенства доходов (норма меньше 1:6).
2. Власть:а) особенности национальных ценностей и ориентаций народа в его взаимоотношениях с государственной, региональной и местной властью; б) национальное правовое государство – инонационально (компрадорское) неправовое; в) характер взаимоотношений государства и общества: демократический - авторитарный – тоталитарный режим; г) степень социальной ориентированности власти; д) степень системности (устойчивости) власти (степень доверия общества);
е) степень ответственности:
-уровень коррумпированности власти (прямое или косвенное вымогательство госслужащими, имеющими право подписи важных документов);
- уровень взяточничества (принятие «добровольных подношений» обычными госслужащими);
- уровень бюрократизации аппаратов власти (формализм-бездушие и хамство-цинизм в отношении граждан).
3. Культура(тенденции прогресса или регресса): мораль, ценности и связанная с ней религия. Мораль касается развитых, развивающихся и бедных стран, хотя основания для нее - различные.
Для бедных - только Бог, религия и традиции.
Для развитых и развивающихся – в дополнении к этому - общая культура, историческая память, включение ценностей общечеловеческой морали.
Условная шкала (для измерения уровня культуры):
а) показатели преступности, благотворительности и трудовой (включая и технологической) дисциплины;
б) наука: техника и технологии (пар - электричество - электроника + атом – космос - глобальные сети – биоинженерия, нанотехнологии и т.д.). Норма – процент высоких технологий более 10%;
в) образование взрослой части населения и доступность образования для детей, молодежи: начальное – среднее - высшее (4-10-20 лет; норма – 16 лет обучения), норма не менее 6% расходов госбюджета;
г) культура труда: ручная - «машинная» - интеллектуальная;
д) особенности распространения культуры: книжная и театральная - массовая («индустриальная»— кино, телевидение, эстрада) - «электронная» планетарная (Интернет);
е) экологическая культура: состояние Природы (воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира) на местном уровне – на региональном – на государственном уровне;
ж) культура образа жизни и медицинская: состояние здоровья у разных групп нации - смертность – рождаемость –продолжительность жизни (норма не менее 75 лет) - рост населения (норма – около 0,1% в год).
За рубежом используют показатель «качество жизни в стране» для сравнения стран между собой. Он основан на
(1) числе выехавшихиз страны и
(2) числе въехавших в нее на постоянное жительство (при этом учитывается образование, возраст и пол; а надо бы еще и мировоззрение).