Исполнение приказа или распоряжения. Приказ или распоряжение характеризуются следующими признаками:
В соответствии с ч. 1 ст. 40 УК «не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение».
Приказ или распоряжение характеризуются следующими признаками:
- по своему содержанию они представляют адресованное конкретному лицу требование совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения;
- это требование обусловлено отношениями подчиненности;
- предписанное для исполнения требование сформулировано лицом, отдавшим приказ или распоряжение, в пределах его компетенции.
В части 1 ст. 40 УК законодатель акцентирует внимание на причинении вреда правоохраняемым интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения.
Обязательность приказа или распоряжения порождается формой их издания и компетенцией должностного лица, издавшего соответствующий акт.
Исполнению приказа или распоряжения предшествует процедура их доведения до сведения исполнителя (напр., в отношении исполнителя может быть установлена обязанность расписаться за ознакомление с письменным приказом).
Обязательным для исполнения является тот приказ или распоряжение, которые изданы уполномоченным лицом в соответствии с его компетенцией, в установленном порядке.
При наличии признаков обязательности приказа или распоряжения вред, наступивший в результате их исполнения, вменяется не непосредственному исполнителю приказа или распоряжения, а лицу, их отдавшему. Такого рода ситуация объясняется в уголовном праве опосредованным исполнением. Исполнитель обязательного для него приказа или распоряжения несет уголовную ответственность лишь в том случае, когда вред был им причинен при совершении действий, вышедших за рамки полученного приказа или распоряжения.
В ч. 2 ст. 40 регламентируется вопрос об ответственности, в случае исполнения заведомо преступного приказа или распоряжения: «Лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях».
Преступным является тот приказ или распоряжение, которые по своему содержанию противоречат требованиям действующего законодательства.
Важным при уголовно-правовой оценке преступления, совершенного по преступному приказу или распоряжению, является установление субъективного основания уголовной ответственности. Преступная сущность приказа или распоряжения должна четко осознаваться не только лицом, исполнившим такой приказ или распоряжение, но и лицом, их отдавшем. Преступное волеизъявление, облаченное в форму приказа или распоряжения, и адресованное конкретному подчиненному следует квалифицировать как подстрекательство к совершению преступления.
Уголовная ответственность исключается, если лицо, выполняя заведомо преступный приказ или распоряжение, совершит преступление по неосторожности.
В части 3 ст. 40 содержится важная для подчиненных лиц правовая гарантия: «Лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или распоряжение, не подлежит уголовной ответственности».