Россия в 80–90-е гг. ХIХ в.
Вариант I
1. Охарактеризуйте суть внутренней политики Александра III.
2. а) Что такое диктатура сердца Лорис-Меликова?
б) Чем она закончилась?
3. Какие начальные школы считались в России лучшими?
а) церковноприходские;
б) земские:
в) министерские.
4. В 80–90-х гг. XIX в. в России появились марксистские организации, группы, кружки. Назовите их.
5. Общинная форма землепользования в России была подорвана:
а) манифестом Александра II от 19 февраля 1861г.;
б) законом Александра III 1893 г. «Об ограничении прав общины на переделы земли и закреплении наделов за крестьянами»;
в) правительственным Указом от 9 ноября 1906 г., положившим начало Столыпинской аграрной реформе.
Вариант II
1. Охарактеризуйте процесс индустриализации в России.
2. В поэме «Возмездие» А. Блок писал:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный,
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Материалистических малых дел...
Что вы знаете о практике «малых дел»?
3. Среди предложенных назовите имена представителей русской религиозной мысли в России 80–90-х гг. XIX в.:
а) В. С. Соловьев;
б) Н. К. Михайловский;
в) К. Н. Леонтьев;
г) Н. Я. Данилевский.
4. Назовите даты событий, которые представляются вам наиболее значительными в истории России 80–90-х гг. XIX в.
5. Какие последствия имел быстрый прирост населения в нечерноземных и черноземных губерниях?
Вариант III
1. Охарактеризуйте государственную политику в сфере промышленности России в пореформенные годы. Перечислите последствия этой политики.
2. а) Как называется взыскание с рабочих за опоздание и выпуск некачественной продукции?
б) Какие хозяйства в России были основными поставщиками товарного хлеба?
3. Что при Александре III называли «голодным экспортом»:
а) запрет на вывоз отдельных промышленных товаров в Европу;
б) запрет на вывоз продовольственных товаров в Европу;
в) вывоз русского хлеба, несмотря на его нехватку внутри страны;
г) низкий уровень экспорта по сравнению с импортом.
4. Первые попытки рабочего законодательства в России относятся к ... десятилетию XIX в.
5. а) Какое событие должно было состояться 4 марта 1881 г.?
б) Почему оно не состоялось?
Вариант IV
1. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в годы царствования Александра III.
2. «Монастырское старчество»... Что вы об этом знаете?
3. Современники называли...
а) Александра I;
б) Николая I;
в) Александра II;
г) Александра III.
4. Подчеркните дату оформления Тройственного союза:
а) 1879–1882 гг.;
б) 1891–1893 гг.;
в) 1881–1883 гг.
5. Имя русского исследователя Центральной Азии, открывшего для науки несколько десятков видов животных:
а) Н. М. Пржевальский;
б) В. И. Вернадский;
в) П. П. Семенов-Тян-Шанский.
Вариант V
1. Какие факты и явления связаны с процессом демократизации культуры в России второй половины XIX в.?
2. «Кулачество» – что стояло за этим понятием во второй половине XIX в.? Как изменилось значение этого понятия в XX в.?
3. А. Блок писал в поэме «Возмездие»:
В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла.
И не было ни дня, ни ночи,
А только тень огромных крыл,
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.
а) Что вы знаете о К. П. Победоносцеве?
б) В чем причина отрицательного отношения к нему современников?
4. а) Назовите дату ликвидации «временнообязанного» состояния крестьян.
б) Сколько лет оно продолжалось?
5. Какую цель преследовало правительство России, начиная в 1891 г. строительство Сибирской железной дороги:
а) освоение Сибири и Дальнего Востока;
б) развитие экономических связей с Японией;
в) проникновение в Китай.
Вариант VI
1. Расскажите о процессах, происходивших в сельском хозяйстве России в пореформенную эпоху.
2. Раскройте содержание понятий:
а) урбанизация;
б) маргинальные слои.
3. а) Назовите имена живших во второй половине XIX в. художников, их наиболее выдающиеся творения.
б) как называются музеи, хранилища, где в настоящее время экспонируются их картины?
4. Напишите даты, отражающие процесс раскрепощения крестьян в России XIX в.
5. В 1891–1892 гг. 21 губернию европейской России постигло бедствие – ...
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 1900–1941 гг.
Контрольная работа № 10
Россия в 1900–1907 гг.
Вариант I
1. Охарактеризуйте особенности экономического развития России в начале XX в.
2. Дайте определение: «Самодержавие – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Комитет министров в России в начале XX в. являлся (выберите правиль-
ный ответ):
а) координирующим органом исполнительной власти;
б) главным органом исполнительной власти во главе с полноправным премьер-министром;
в) законодательным органом.
4. Назовите события, которые стоят за следующими датами отечественной истории (события выберите из приводимых ниже):
а) 9 января 1905 г. – ...
б) 17 октября 1905 г. – ...
в) декабрь 1905 г. – ...
г) октябрь 1905 г. – ...
д) 7 июня 1907 г. – ...
События:
1) «Кровавое воскресенье», начало революции;
2) Всероссийская политическая стачка;
3) издание «Манифеста» о созыве Думы и политических свободах;
4) вооруженное восстание в Москве и других городах;
5) государственный переворот.
5. Кулаками в начале века в России называли:
а) сельских ростовщиков;
б) зажиточных крестьян;
в) крестьян, выделившихся из общины.
Вариант II
1. Охарактеризуйте основные черты политического строя России в начале XX в.
2.Дайте определение: «Национализм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Как вы считаете, имело ли вложение иностранного капитала в экономику России в начале XX в. прогрессивные последствия для страны:
а) безусловно, да;
б) безусловно, нет;
в) оно было противоречиво, имело и негативные, и позитивные последствия;
г) не имело никаких последствий.
4. Портсмутский мир был подписан с ... в ... году.
Назовите страну:
а) Корея;
б) Япония;
в) Китай.
Выберите дату:
1) 1900 г.;
2) 1905 г.;
3) 1907 г.;
4) 1911 г.
5. Продолжите ряд:
а) П. Н. Милюков – лидер кадетов.
б) А. И. Гучков – лидер...
в) В. М. Пуришкевич – лидер...
г) В. М. Чернов – лидер...
д) Г. В. Плеханов – лидер...
Вариант III
1. Как складывались в России отношения общества и власти до революции 1905–1907 гг.? Что нового принесла революция?
2. Дайте определение: «Либерализм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Вывоз хлеба из России с 1861 г. к началу XX в. вырос более чем в 4 раза. Это было связано:
а) с ростом крестьянского населения, способного обрабатывать свои и чужие земли;
б) отсутствием других экспортных товаров в стране;
в) ростом городского населения в Западной Европе.
4. Назовите дату образования партий, игравших в истории России начала XX в. существенную роль:
а) кадетская;
б) партия эсеров;
в) социал-демократическая
5. В приводимом списке отметьте фамилии крупных государственных деятелей России начала XX в.
а) В. М. Пуришкевич; е) В. К. Плеве;
б) П. П. Рябушинский; ж) С. А. Муромцев;
в) С. Ю. Витте; з) М. В. Родзянко;
г) Р. И. Кондратенко; и) П. Н. Милюков;
д) П. А. Столыпин; к) А. М. Стессель.
Вариант IV
1. Сравните либеральную и революционную традиции в общественной жизни России в начале XX в. Определите, что их сближало, а что разъединяло.
2. Дайте определение: «Большевизм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Отметьте положения, которые отражают содержание «Манифеста» 17 октября 1905 г.:
а) отмена сословий;
б) ликвидация самодержавия;
в) ликвидация национального неравноправия;
г) отмена пережитков крепостничества;
д) объявление политических свобод;
е) ликвидация помещичьего землевладения.
4. Объясните, что означает слово «зубатовщина». К какому времени оно относится?
5. 6 августа 1905 г. было опубликовано положение об учреждении законосовещательной Думы, разработанное в Министерстве внутренних дел. Разработкой данного законопроекта руководил:
а) А. Г. Булыгин;
б) П. В. Столыпин;
в) П. Н. Дурново.
Вариант V
1. Известно, что многие русские купцы и фабриканты стремились в конце XIX – начале XX вв. породниться с дворянами и перейти в дворянское сословие. Объясните это явление.
2. Дайте определение: «Меньшевизм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Укажите, что объединяет следующие события:
а) Манифест Николая II от 17 октября 1905 г.;
б) Булыгинская дума;
в) восстание на броненосце «Потемкин»;
г) Портсмутский мир с Японией.
1) Русско-японская война;
2) революция 1905–1907 гг.
4. Назовите принадлежность политических деятелей к партиям, пользуясь столбцами «а» и «б».
«а»: «б»:
Ю. О. Мартов; 1) анархист;
В.М. Чернов; 2) большевик;
В. И. Ленин; 3) эсер;
П. А. Кропоткин. 4) меньшевик.
5. Какое из приведенных суждений вы считаете правильным: «Россия в начале XX в. – это ...»:
а) отсталая полуколониальная страна;
б) среднеразвитая капиталистическая страна.
Вариант VI
1. Известно, что число чиновников в России в конце XIX – начале XX вв. достигло огромной цифры – около 9 млн человек. Чем вы можете объяснить особую власть чиновничества в России? Каковы были последствия этого?
2. Дайте определение: «Радикализм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите ответ, продолжив фразу: «Россия в начале XX века – это...»:
а) союз самостоятельных государств и народов;
б) колониальная империя, «тюрьма народов»;
в) объединение свободных, зависимых и колониальных территорий.
4. Объясните, что означают и к каким событиям относятся слова «Кровавое воскресенье».
5. Укажите, кто был председателем партии кадетов:
а) П. Н. Милюков;
б) А. И. Гучков;
в) М. В. Родзянко.
Вариант VII
1. Назовите имена наиболее известных российских меценатов начала XX в. Чем они прославились в истории России? Чем вы можете объяснить мотивы их благотворительной деятельности? В чем ее значение?
2. Дайте определение: «Консерватизм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите ответ, продолжив определение: «Россия в начале XX в. (до 1905 г.) была ...»:
а) парламентарной монархией;
б) аристократической республикой;
в) абсолютной монархией;
г) демократической республикой;
д) диктатурой правящей дворянской верхушки.
4. Объясните, что означает и к какому времени относится слово «гапоновщина».
5. Укажите, кто стал председателем Совета Министров в 1906 г.:
а) С. Ю. Витте;
б) Д. Ф. Трепов;
в) П. А. Столыпин.
Контрольная работа № 11
Россия в 1907–1916 гг.
Вариант I
1. Объясните, в чем состояла сущность аграрного вопроса в России до реформы Столыпина, как она изменилась после реформы.
2. Дайте определение: «Третьеиюньская монархия – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. В течение XVIII и до начала XX вв. сложились территория и система управления Российской империи. Выберите из приводимых ниже положений те, которые раскрывают последствия этого:
а) Россия превратилась в крупнейшую державу мира;
б) Россия освободила от иноземного господства ранее угнетенные народы Европы и Азии и включила их в состав своей империи.
в) территориальные завоевания России – источник национальных конфликтов на ее территории в конце XX в.;
г) внешняя агрессия России стала одним из факторов внутреннего застоя.
4. Соотнесите даты и события международных отношений и внешней политики России в конце XIX – начале XX вв.
Даты:
а) 1882 г.;
б) 1907 г.;
в) 1908–1909 гг.;
г) 1912–1913 гг.;
д) 1914 г., август.
События:
1) оформление Тройственного согласия Англии, Франции и России (Антанта);
2) Боснийский кризис (аннексия Боснии и Герцоговины Австро-Венгрией);
3) первая и вторая балканские войны;
4) начало Первой мировой войны;
5) Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией.
5. Сколько кооперативов было в России к концу 1916 г.:
а) 1,5 тыс.;
б) 5,6 тыс.;
в) 28 тыс.
Вариант II
1. Назовите и кратко охарактеризуйте политические группы и партии, которые были оппозиционны правящему режиму в России накануне и во время революции 1905–1907 гг.
2. Дайте определение: «Великодержавный шовинизм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите ответ.
По мнению П. А. Столыпина, главная причина неустройства сельского хозяйства России заключалась:
а) в осуществовании помещичьего землевладения;
б) сохранении крестьянской общины;
в) расслоении крестьян на кулаков и батраков.
4. Назовите даты деятельности Государственной Думы I–IV созывов. Укажите, какая из них просуществовала полный срок – 5 лет.
5. В предлагаемом списке назовите имена российских военачальников конца XIX – начала XX вв.
а) Н. Д. Святополк-Мирский;
б) А. Д. Протопопов;
в) Р. И. Кондратенко;
г) В. М. Пуришкевич;
д) С. О. Макаров;
е) А. А. Брусилов;
ж) А. В. Самсонов.
Вариант III
1. Охарактеризуйте геополитическое положение Российской империи накануне Первой мировой войны. Какие приоритеты (главные задачи) определяли внешнюю политику страны?
2. Дайте определение: «Третьеиюньская монархия – это...». На какие классы она опирается?
3. Выберите ответ, наиболее точно раскрывающий значение включения различных народов в состав Российской империи.
а) народы в составе России утратили политическую и экономическую самостоятельность;
б) народы России включились во взаимовыгодные хозяйственные отношения, в научный и технический прогресс;
в) народы эксплуатировались как колонии.
4. Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период Первой мировой войны был:
а) Николай II;
б) Великий князь Николай Николаевич;
в) А. А. Брусилов.
5. В 1911–1913 гг. в России были пышно отмечены три юбилея. Назовите их.
Вариант IV
1. Составьте тезисы на тему: «Становление и развитие индустриального общества в России в конце XIX – начале XX вв.».
2. Дайте определение: «Колонизация – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Выберите ответ, раскрывающий сущность Государственной думы в России в начале XX в.:
а) бесправный придаток царского самодержавия;
б) российский полноправный парламент;
в) высший орган законодательной власти;
г) нижняя палата парламента;
д) орган городского самоуправления;
е) высшая судебная инстанция.
4. Объясните, что такое империализм? Каковы его признаки? В чем особенности империализма в России?
5. Кто стал председателем Совета министров после гибели Столыпина:
а) И. Л. Горемыкин;
б) В. Н. Коковцов;
в) Б. В. Штюрмер.
Вариант V
1. Охарактеризуйте настроение в армии в 1915–1916 гг.
2. Дайте определение: «Индустриальное общество – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Какова была главная тенденция изменений в политическом строе России в конце XIX – начале XX вв.? Выберите ответ:
а) усиление самодержавия;
б) ослабление самодержавия;
в) усиление представительных органов власти;
г) усиление власти дворянства;
д) усиление влияния буржуазии.
4. Когда были созданы Особые совещания и чем они занимались?
5. Приведите в соответствие имена и факты:
а) С. Ю. Витте; 1) Гаагская международная конференция;
б) Николай II; 2) гибель крейсера «Петропавловск»;
в) С. О. Макаров; 3) заключение Портсмутского мира;
г) А. М. Стессель; 4) Цусимское сражение;
д) А. Н. Куропаткин; 5) сдача Порт-Артура;
е) З. П. Рождественский. 6) Мукденская катастрофа.
Вариант VI
1. Опишите социальную структуру России накануне Февральской революции. Объясните причины изменений, сделайте выводы.
2. Дайте определение: «Кадеты – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. «Как звучал главный лозунг «Союза русского народа»:
а) «Вся власть земскому собору!»;
б) «Вся власть русскому народу!»;
в) Россия – для русских!».
4. Кто и в связи с каким событием в истории России начала XX в. произнес слова: «Так было, так будет».
5. Укажите, кто участвовал в убийстве Распутина.
а) П. Н. Милюков;
б) В. М. Пуришкевич;
в) В. В. Шульгин.
Контрольная работа № 12
Россия в 1917–1920 гг.
Вариант I
1. Какие альтернативы общественного развития существовали в России после февраля 1917 г.? Чем определялась победа одной из них?
2. Дайте определение «Кооперация – это...». Когда это явление имело место в истории России?
3. Назовите основную причину Февральской революции:
а) падение престижа императорской власти;
б) дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества;
в) революционная агитация большевиков.
4. Брестский мир был подписан ...
а) с Польшей; б) с Австро-Венгрией;
в) с Германией; г) с Францией.
В ... году:
а) 1917 г.; б) 1918 г.;
в) 1919 г.; г) 1920 г.
До какого времени он действовал:
1) до 1918 г.; 3) до 1920 г.;
2) до 1939 г.; 4) до 1945 г.
3. В приводимом списке отметьте фамилии известных российских социалистов:
а) Г. В. Плеханов; б) А. И. Гучков;
в) Ю. О. Мартов; г) В. М.Чернов;
д) П. Н. Милюков; е) В. И. Ленин.
Вариант II
1. Охарактеризуйте партии, которые в России в 1917 г. назывались партиями «революционной демократии».
2. Дайте определение: «Социальная революция – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Назовите основной лозунг февральских демонстраций 1917 г. в России:
а) «Вся власть рабочим!»;
б) «Да здравствует партия кадетов!»;
в) «Хлеб, мир, свобода!»;
г) «Вся власть Советам!».
4. Какие события стоят за следующими датами отечественной истории, какой процесс они отражают:
а) 1861г.;
б) 1881г.;
в) 1906–1910 гг.;
г) 1917 г.
5. В первом составе Временного правительства был только один социалист – представитель партии эсеров. Назовите его имя.
Вариант III
1. Одни историки считают, что в период от февраля к октябрю 1917 г. в России было двоевластие, другие отрицают это, третьи считают, что было многовластие, а четвертые – что было безвластие. Ваше мнение об этом.
2. Дайте определение: «Интервенция – это…» Когда это явление имело место в истории страны?
3. За что был репрессирован советской властью патриарх Тихон? Выберите ответ:
а) осуждение большевистского террора;
б) сотрудничество с опальной Русской зарубежной церковью;
в) сокрытие церковных ценностей от конфискации государством на свои нужды.
4. Расположите в хронологической последовательности события:
а) штурм Волочаевска революционной армией;
б) образование Совета рабоче-крестьянской обороны;
в) выступление чехословацкого корпуса против советской власти;
г) война с Польшей;
д) разгром Красной Армией войск Врангеля.
5. Объясните, по какому принципу объединены фамилии:
а) Г. К. Львов, П. Н. Милюков, А. И. Гучков, М. И. Терещенко, А.Ф. Керенский;
б) Н. С. Чхеидзе, М. И. Скобелев, А.Ф. Керенский.
Вариант IV
1. Объясните, каковы были возможные пути развития Советской страны в 1918–1920 гг., от чего зависело осуществление того или иного из них.
2. Дайте определение: «Политический террор – это...». Когда это явление имело место в истории России?
3. Укажите соответствие между датами и событиями 1917 г.:
а) 12 августа 1917 г.; 1) образование Петроградского Совета;
б) 3–5 июля 1917 г; 2) провозглашение России республикой;
в) 27 февраля 1917 г.; 3) начало Государственного совещания;
г) 1 сентября 1917 г.; 4) попытка восстания рабочих и солдат в Петрограде;
д) 2 марта 1917 г.; 5) образование Временного правительства;
е) 25 августа 1917 г. 6) корниловский мятеж.
4. Кто был избран председателем Учредительного собрания России:
а) В. И. Ленин;
б) Н. Г. Чхеидзе;
в) В. Н. Чернов.
5. Когда Россия была провозглашена республикой:
а) 3 марта 1917 г.;
б) 1 сентября 1917 г.;
в) 26 октября 1917 г.
Вариант V
1. Перечислите факторы, способствующие успеху большевиков в борьбе за власть.
2. Дайте определение: «Демократия – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Укажите даты основных политических событий периода Гражданской войны и интервенции в России:
а) расстрел царской семьи в Екатеринбурге;
б) введение продразверстки, начало политики «военного коммунизма»;
в) разрыв блока с левыми эсерами;
г) подписание мирных договоров с Эстонией, Латвией, Литвой;
д) страны Антанты снимают блокаду советской страны;
е) разгром Учредительного собрания.
4. Военный Совет Республики в годы Гражданской войны возглавлял:
а) В. И. Ленин;
б) С. С. Каменев;
в) Л. Д. Троцкий.
5. Когда был отменен Брестский мир:
а) 1918 г.;
б) 1920 г.;
в) 1922 г.
Вариант VI
1. Как сложилась судьба антибольшевистской оппозиции социалистических партий после Октября 1917 г., в 1918–1920 гг.? Объясните, почему именно так.
2. Дайте определение: «Диктатура – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Что означала так называемая «красногвардейская атака» на капитал в 1917–1918 гг. Выберите правильный ответ:
а) ускоренная национализация крупных, средних и мелких предприятий;
б) начало массовых политических репрессий против буржуазии;
в) «экспорт» мировой революции силами Красной Армии в Европу.
4. Укажите даты советско-польской войны:
a) 1918–1919 гг.
б) 1922–1923 гг.;
в) 1920–1921 гг.
5. Кто из руководителей Красной Армии руководил подавлением «антоновщины» – восстания тамбовских и воронежских крестьян в 1920–1921 гг.:
а) М. В. Фрунзе;
б) М. Н. Тухачевский;
в) Л. Д. Троцкий.
Вариант VII
1. В чем состояли основные итоги и последствия Гражданской войны в Советской России?
2. Дайте определением: «Военный коммунизм – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Учредительное собрание не стало рассматривать проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», предложенный большевиками, так как:
а) в нем предлагалось создать коалиционное правительство из представителей всех российских партий;
б) в нем было требование отказаться от законодательной роли Учредительного собрания;
в) в нем предлагалось создание парламентской республики.
4. Назовите дату открытия и разгона Учредительного собрания:
а) 20–21 ноября 1917 в) 3–4 марта 1918 г.;
б) 5–6 января 1918 г.; г) 6 июля 1918 г.
5. Выберите в предлагаемом списке имя одного из создателей Добровольческой армии:
а) А. В. Колчак; б) П. Н. Краснов; в) Л. Г. Корнилов.
Контрольная работа № 13
СССР в 1920-е гг.
Вариант I
1. Некоторые историки считают НЭП полной противоположностью «военному коммунизму», другие – продолжением той же политики, но несколько другими, более мягкими и демократическими, методами. Выскажите свои суждения по этим позициям, аргументируйте их.
2. Дайте определение: «Федерация – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. С какой целью осуществлялись так называемые «чистки» в партии? Выберите правильный ответ:
а) освобождение партии от всякого инакомыслия;
б) освобождение партии от тайных шпионов;
в) освобождение партии от карьеристов и попутчиков,
4. Какие события стоят за следующими датами отечественной истории?
а) 26.10.1917 г.;
б) 5.01.1918 г.;
в) июль 1918 г.;
г) 30.12.1922 г.;
д) январь 1924 г.
События:
1) разрыв политического блока большевиков и левых эсеров, установление однопартийной системы;
2) открытие Учредительного собрания и его разгон;
3) образование СССР;
4) взятие большевиками государственной власти;
5) смерть В. И. Ленина,
5. Кто входил в так называемую «объединенную оппозицию» политике Сталина в 1927 г.?
Вариант II
1. Изложите условия и принципы образования СССР. Можно ли говорить о создании в 1922 г. федеративного государства?
2. Дайте определение: «Национализация – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Развитие каких предприятий поощрялось советской властью в первые годы НЭПа? Выберите правильный ответ:
а) кустарное производство и мелкая промышленность;
6) тяжелая промышленность;
в) перерабатывающая промышленность.
4. Укажите даты следующих событий:
а) образование СССР;
б) подписание соглашения в Рапалло;
в) начало полосы дипломатического признания СССР западными странами.
5. Какие республики входили в РСФСР?
Вариант III
1. Объясните причины, сущность и результаты внутрипартийной борьбы
в 20-е гг.
2. Дайте определение: «Унитарное государство – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Укажите, какие из названных явлений были связаны с НЭПом, а какие – нет (знаками «+» и «−»):
а) свободная торговля;
б) продразверстка;
в) применение наемного труда в сельском хозяйстве;
г) развитие всех форм кооперации;
д) уравнительный принцип распределения.
4. Объясните, что такое концессия? Как относились большевики к самой идее концессий? Какие концессии были открыты в первую очередь?
5. Назовите не менее трех крупных партийных деятелей – сторонников форсированной индустриализации.
Вариант IV
1. Сравните условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны и в годы НЭПа. Сделайте выводы.
2. Дайте определение: «НЭП – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Какой советский фильм был отмечен золотой медалью на Парижской выставке искусств в 1926 г.? Выберете правильный ответ:
а) «Броненосец «Потемкин»» С. Эйзенштейна;
б) «Мать» В. Пудовкина;
в) «Чапаев» братьев Васильевых.
4. Объясните, что означает и к какому времени относится так называемая «шахтинское дело».
5. Назовите даты следующих событий:
а) принятие первого пятилетнего плана;
б) начало политики массовой коллективизации;
в) выступление так называемой «объединенной оппозиции» (Троцкий –Зиновьев–Каменев) с критикой политики Сталина.
Вариант V
1. Объясните, почему к концу 20-х гг. потерпел поражение НЭП?
2. Дайте определение: «Автономизация – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Представители какого социального слоя в основном подвергались насильственному выдворению из Советской России? Выберете правильный ответ:
а) интеллигенция;
б) крестьянство;
в) рабочий класс.
4. Объясните, что означает слово «Пролеткульт»? К какому времени оно относится?
5. Кто из выдающихся советских военачальников, героев Гражданской войны, возглавлял в 20-е гг. военную реформу в СССР?
Вариант VI
1. Составьте тезисы на тему: «Положение человека в СССР в конце 20-х гг. в условиях террора и беззакония».
2. Дайте определение: «Репрессии – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Какая отрасль народного хозяйства получила наибольшее развитие в период НЭПа? Выберите правильный ответ:
а) торговля;
б) сельское хозяйство;
в) тяжелая промышленность.
4. Укажите даты крупных политических событий в жизни страны в 20-е гг.:
1) X съезд РКП(б). Переход к НЭПу;
2) образование СССР;
3) смерть В. И. Ленина;
4) принятие первого пятилетнего плана;
5) так называемый «великий перелом», начало политики массовой коллективизации.
5. С именем какого выдающегося русского ученого связан политический процесс так называемый «Трудовой крестьянской партии»?
Контрольная работа № 14
СССР в 30-е гг.
Вариант I
1. Каковы итоги модернизации СССР в 30-е гг.?
2. Дайте определение: «Тоталитарный режим ─ это…». Когда это явление возникло в истории страны?
3. Почему почти 80 % делегатов XVII съезда ВКП(б) были репрессированы? Выберите правильный ответ:
а) «Старая гвардия» большевиков прямо или косвенно мешала установлению неограниченной власти Сталина;
б) делегаты съезда высказались против форсирования строительства социализма в СССР, утверждая, что пока страна не готова к этому;
в) борясь против Сталина, они вступили в контакт с разведками западных стран;
4. Последняя биржа труда в СССР была закрыта:
а) в 1930 г.; б) 1935 г.; в) 1936 г.
5. Кто из крупных деятелей партии был убит 1 декабря 1934 г.?
Вариант II
1. Объясните, что означает выражение «цена индустриализации».
2. Дайте определение: «Коллективизация ─ это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. 22 сентября 1939 г. состоялся совместный парад немецких и советских войск. Где он происходил? Выберите правильный ответ:
а) Вильнюс;
б) Минск;
в) Брест–Литовск.
4. Назовите даты внешнеполитических шагов СССР по созданию системы коллективной безопасности:
а) вступление СССР в Лигу Наций;
б) подписание договоров о взаимной помощи между СССР и Францией, СССР и Чехословакией.
5. Лидером «Союза марксистов-ленинцев», автором обращения «Ко всем членам ВКП(б)» был:
а) Н. И. Бухарин;
б) М. Н. Рютин;
в) Ф. Ф. Раскольников.
Вариант III
1. Назовите причины возникновения и длительного существования в СССР тоталитарного режима. Сделайте выводы о типичности или случайности этого явления.
2. «Депортация – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Сколько промышленных предприятий было введено в действие в годы первой пятилетки? Выберите правильный ответ:
а) свыше 1500;
б) свыше 300;
в) свыше 100.
4. Укажите даты событий:
1) заключение советско-германского договора о ненападении;
2) подписание договора о дружбе и границе между Германией и СССР;
3) вступление в войну с Германией Англии и Франции;
4) вступление войск СССР на земли Западной Украины и Западной Белоруссии, принадлежавшие Польше;
5) нападение Германии на Польшу.
Даты:
а) 17 сентября 1939 г.; г) 1 сентября 1939 г.;
6) 3 сентября 1939 г.; д) 23 августа 1939 г.
в) 28 сентября 1939 г.;
5. Что объединяет имена Г. Ягоды, Н. Ежова, Л. Берия в истории страны?
Вариант IV
1. Охарактеризуйте отношение разных слоев населения к политике советской власти в 30-е гг. Чем вы можете объяснить проявление трудового энтузиазма, самоотверженности? Сделайте выводы.
2. Дайте определение: «Культ личности – это…». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Назовите даты событий, в которых проявилось обострение международных отношений на Дальнем Востоке в 30-е гг.:
а) конфликт на КВЖД;
б) вторжение Японии в Маньчжурию;
в) вторжение Японии в Китай;
г) столкновение советских и японских войск у озера Хасан;
д) нападение Японии на Монголию, озеро Халхин-Гол, советско-японское столкновение.
4. Какое политическое событие 1937 г. связано с именем маршала М. Н. Тухачевского?
5. В 30-е гг. в СССР был следующий политический режим:
а) военный коммунизм;
б) режим культа личности;
в) демократическая республика.
Вариант V
1. Охарактеризуйте положение человека в нашей стране в 30-е гг., покажите влияние существовавшего тогда режима на жизнь и поведение людей.
2. Дайте определение: «ГУЛАГ – это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Что стало поводом для нападения СССР на Финляндию в 1939 г.? Выберите правильный ответ:
а) территориальные претензии Финляндии к СССР;
б) провокации финских войск на границе с СССР;
в) отказ Финляндии на требования СССР перенести государственную границу на 70 км к северо-западу от Ленинграда и обменяться территориями с СССР.
4. Назовите дату торжественного пуска Днепрогэса:
а) 1932 г.;
б) 1935 г.;
в) 1939 г.
5. С чьими именами в руководстве СССР связана политика расширения в конце 30-х гг. отношений с Германией?
Вариант VI
1. Объясните, удалось ли в конце 30-х гг. осуществить в СССР главную идею социализма – достичь всеобщего социального равенства?
2. Дайте определение: «Гражданское общество – это...». Укажите, когда это явление имело место в истории страны?
3. Какую зарплату получал в среднем промышленный рабочий в 30-е гг. XX в.? Выберите правильный ответ:
а) 900 руб.;
б) 125 руб.;
в) 500 руб.
4. Когда была введена и когда отменена карточная система в СССР:
а) 1930 г.; б) 1935 г.; в) 1940 г.; г) 1937 г.; д) 1939 г.
5. Кто был назначен председателем Совнаркома в мае 1941 г.?
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ С 1941 г. − нач. XXI в.
Контрольная работа № 15