Основы организации службы
Государственная служба — один из видов служебной деятельности в обществе.
Государственная служба сохраняет, как вид службы, все те признаки, которые присущи службе как таковой и любому из ее видов. В то же время государственная служба имеет свои особенности, которые и составляют основу ее обособления в самостоятельный вид службы.
Все особенности государственной службы происходят из того, что она именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий.
Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным частям, в том числе, конечно, и к организации службы.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит к организации государственной службы, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы: понятие государственной службы, ее виды, принципы государственной службы, статус государственной должности.
Рассмотрим эти элементы государственной службы с точки зрения их особенностей.
Понятие государственной службы дано в статье 2 Закона: профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
В этом понятии государственной службы выделено ее существо, другие неотъемлемые признаки государственной службы, в частности, ее организации, показаны в иных статьях: в статье 5 — принципы государственной службы, в статье 1 и многих последующих статьях — государственная должность и т.п.
Включение в понятие государственной службы указания на то, что эта деятельность профессиональная, носит принципиальный характер: известно, что такого общего требования к государственной службе ранее не было, более того, Программа КПСС, принятая в 1962 году, требовала, чтобы «навыками управления овладевали все более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией».
Требует пояснения в определении государственной службы и положение «по обеспечению исполнения полномочий государственных органов».
Дело в том, что статья 1 Закона содержит несколько отличающуюся формулу:
«непосредственное исполнение полномочий государственных органов».
Формулировки, хотя и говорят обе об исполнении полномочий государственных органов, существенно разнятся между собой. Первая формула — об обеспечении исполнения полномочий государственных органов — составляет практическое содержание государственной службы: организацию исполнения, самое исполнение, контроль и т.п. Вторая же формула — непосредственное исполнение полномочий государственных органов — имеет в виду и прямо называет лишь лиц, стоящих во главе государственных органов, т.е. их руководителей. Эту государственную деятельность Закон к государственной службе не относит.
Стало быть, в настоящее время не вся государственная деятельность охватывается, опосредуется государственной службой, а лишь часть государственной деятельности.
Итак, государственная деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов — деятельность за пределами государственной службы. Государственная же деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов — государственная служба.
Две части государственной деятельности — не автономные одна от другой.
Закон четко определяет (ст. 1—2) соотношение между ними: служба обеспечивает первый вид государственной деятельности, т.е. исполнение полномочий руководителями государственных органов.
Итак, особенности понятия государственной службы, вытекающие из
Федерального закона «Об основах государственной службы Российской
Федерации», как одного из видов службы в современных условиях, следующие: а) это деятельность государственная; б) но государственная деятельность не в полном своем объеме, а лишь часть ее, одна из двух частей; в) деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов; г) деятельность по обеспечению полномочий руководителей государственных органов; д) деятельность профессионального уровня и требований — государственные служащие.
Эти особенности государственной службы в рамках ее понятия продолжаются далее в ее организации: видах государственной службы, принципах службы, в организационном и правовом статусе государственных должностей.