Отличие правовых от неправовых социальных норм.
Издание правовых норм государством означает, что только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении процедуры способно принимать правовые нормы. Так, граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут издавать правовые нормы. То же можно сказать об органах (организациях), не являющихся государственными (например, религиозные организации, политические партии и т. д.). Социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.
Нормы права формально определены. Это значит, что они четко сформулированы и закреплены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными. Социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).
Общий характер правовых норм означает, что они действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации. Любой человек, оказавшийся в ситуации, описанной в норме, подпадает под ее действие. Например, лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, будет при наличии соответствующих оснований привлечено и уголовной ответственности.
Правовая норма действует многократно (во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения) до тех пор, пока она в установленном порядке соответствующими государственными органами не будет изменена либо отменена.
Общеобязательность означает, что все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы.
В случае неисполнения предписаний правовых норм возможно применение мер государственного принуждения, выступающих чаще всего в виде юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой, уголовной).
62. Правовое воспитание: понятие формы и методы осуществления.
Правовое воспитание – это процесс формирования у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры.
Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.
Основными направлениями правового воспитанияявляются:
· формирование правосознания и правовой культуры в семье;
· обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
· профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля;
· самовоспитание;
· распространение правовых знаний средствами массовой информации;
· выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
· осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
· создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс", "Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.
Правовые знания включают в себя:
· знание норм Конституции РФ;
· знание содержания наиболее важных федеральных законов (в том числе основных положений отраслевых кодексов);
· понимание сущности правовых учений, доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов;
· наблюдение за деятельностью законодательных органов и учет новейших нормативно-правовых актов;
· иную информацию.
Основными способами правового воспитанияявляются:
убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.