Специальная юридическая концепция правового государства. модели правового государства
Либертарная теория права выделяет 2 типа государства ® полицейское и правовое государство. Правовое государство представляется в качестве развитой формы государственности, полицейское – недостаточно развитой.
Выделяется три компонента правовой государственности: собственно правовой, формально-юридический, институциональный.
Собственно правовой компонент ® правовое государство связано естественными и неотчуждаемыми правами человека и гражданина, цель государства, это минимум прав, которыми обладает каждый индивид и которыми он не может поступиться. Максимальная мера свободы человека определяется свободой других людей.
Необходимы гарантии защиты: сформрованное правосудие, единый способ разработки право вил поведения, сами правила поведения, представительское учреждение, исполнительная власть (институционализированное правовое налисие, сила, исполняющая решения), разделение властей, применение насилия должно быть отделено от установления этого насилия).
Формально юридический компонент ® права и свободы должны получить максимально возможно полную позитивацию.
Институционаяльный компонент ® само государство; сам аппарат власти, то есть совокупность государственных органов. Государство должно быть организовано определенным образом, только тогда оно будет способно выполнять свою функцию по охране прав и свобод.
Принципы правового государства.2 основных принципа ® принцип демократичности (граждане обладают реальными возможностями влиять на деятельность государства; status activus; разновидность проявления формального равенства в обществе) и принцип разделения властей. Принцип разделения властей исследуется по направлениям, придуманным еще Монтескье: форма защиты подвластных, эффективность защиты прав подвластных. Исторически 3 ветви власти (направления сложились как три способа самоорганизации общества) ® объективные для публичной сферы жизни общества. Совершенствование механизма саморегуляции общества ® феномен гражданского общества (наиболее эффективный способ согласования интересов). Классическая система ветвей власти со временем дополняется дополнительными ветвями – избирательная, учредительная, контрольная власть. Нарушение классического принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов составляет динамический аспект концепции и означает, что любая из ветвей власти должна обладать определенным объемом средств контроля за другими властями. Сами 3 ветви власти ® статический аспект концепции.
Сам термин «правовое государство» возник в немецкой литературе в начале 19 века и получил широкое распространение.
1. Античные идеи. Зарождается идея необходимости соответствия действий власти требованиям справедливости. Символическим выражением такой идеи стал образ богини правосудия. Во многих древнегреческих мифах отчетливо присутствует возводимая к богам идея справедливого устройства полисной жизни людей. 7 мудрецов Древней Греции → Солон «Ничего сверх меры», идея компромисса, власть закона, соединенная с властью силы. Пифагор (определяющая роль философского разума и истинного знания для установления идеального строя и совершенного правления; платоновский проект идеального строя во главе мудрецами и т.д.; идеалом был полис, где господствуют справедливые законы). Софисты (впервые внимание на человека, на его естественные права; социальная трактовка власти и закона как форм выражения интересов различных слоев и групп общества). Платон (2 вида государства: где правитель над законом, естественными правами, и наоборот; предвещал скорую гибель первого типа; основная черта закона → выражение и защита общего интереса). Аристотель (только те формы государства, которые имеют в виду общую пользу, являются правильными; полития → демократия и олигархия; преимущества среднего элемента → это нейтрализует опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет партийный распри; власть в руках большинства). Полибий (взаимное сдерживание и противодействие друг другу различных составных частей смешанной формы государства; лучшим считал римское государство → распределении властей между различными ветвями (Сенат, Власть консулов, власть народа)). Цицерон (необходимость соответствия законом государства требованиям естественного права, только такие законы справедливы; только при смешанной форме государства).
2. Средневековье. Фома Аквинский (положение о достоинство человека; естественные права; государство и человеческий закон должны признавать и уважать достоинство человека; различие абсолютной и политической монархии → преимущества последней в лучшем уважении достоинства личности; право народа на восстание от деспотии и т.д.). Марсилий Падуанский. (Народ это источник всякой власти, под народом он имел в виду лучшую, просвещенную часть общества, которая печется об общем благе; концепция разделения властей и связанность исполнительной власти обязательным законом). Средневековые юристы (естественное право сильнее принципата).
3. новое время. Проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил и вместе с тем исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза.
a. Локк. Господство права. Государство, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. Провозглашены постоянные законы, признаются естественные права и свободы индивида; разделение властей. Государственная власть ограничена общественным благом.
b.
Опыт политико-правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимо признание и соблюдение неотчуждаемых прав человека (гуманитарно-правовой компонент), верховенство права и правовых законов (нормативно-правовой компонент), надлежащая правовая организация самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей (институционально-правовой компонент). Причем все эти компоненты тесно взаимосвязаны. Для правового государства необходимо, однако недостаточно, чтобы все (даже государство) соблюдали законы. Необходимо, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры свободы индивидов. Организация политической власти должна осуществляться на правовых началах и соответствует требованиям права. Правовое государство предполагает взаимообуславливающее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Правовое государство – правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.
Любое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права у соответствующего народа и общества. Специальная же концепция правового государства предполагает достаточно высокий уровень развитости прав аи государственности как исходную базу для сознательной разработки, конституционного закрепления и практической реализации социально-исторически подходящей модели правовой государственности. Также необходимы и объективные социально-исторические, правовые, экономические и иные предпосылки. Все общеобязательные акты должны быть правовыми и по содержанию, и по порядку и процедуре своего принятия и действия На пути к правовой государственности необходимо не только легализовать (посредством правовых законов) все правовое, но и делегализовать (лишить легальности) и антилегализовать (запретить законом) все противоправное.
Правовое государство и правовой закон – это социально-исторически обусловленные формы выражения, организации, упорядочения и защиты прав и свобод человека и гражданина в общественных отношениях людей.
№ 33