Виды (формы) правотворческой деятельности.
1. Принятие норм права гражданами в результате референдума;
2. Принятие законов, других нормативных актов органами государственной власти;
3. Заключение договоров, соглашений нормативного характера между
федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, с общественными объединениями, с другими государствами;
Рассмотрим каждую из названных форм правотворческой деятельности на примере РФ.
1. В соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ», решения, принятые на
референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На референдум может быть вынесен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. Например, таким образом в 1993 году была принята
Конституция РФ.
2. Наиболее распространенная в настоящее время форма правотворчества в РФ. Правом принятия нормативных актов в РФ обладают:
1. Государственная Дума;
2. Представительные (законодательные) органы субъектов РФ;
3. Органы местного самоуправления;
4. Президент РФ;
5. Правительство РФ;
6. Федеральные министерства и ведомства;
7. Президенты республик, главы администраций субъектов РФ;
8. Правительства, министерства, ведомства субъектов РФ;
9. Администрации предприятий и учреждений (локальное нормотворчество – например, разработка Правил внутреннего трудового распорядка).
Полномочия на издание различными органами и должностными лицами нормативных актов, а также их предметное содержание определяются Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами.
3. Нормативные договоры, соглашения.
Данная форма все чаще используется в правотворческой деятельности.
Договора и соглашения заключаются между различными субъектами права. Их юридическая сила неодинакова, зависит от правового статуса участвующих субъектов.
Примеры нормативных договоров:
- Федеративный Договор;
- Договоры РФ и субъектов РФ;
- Соглашения по установлению условий труда, занятости, социальных
гарантий для работников определенных профессий, отраслей, территорий.
Участвуют три стороны:
1. работодатели;
2. профсоюзы;
3. органы государственной власти.
6. Основные стадии правотворческого процесса:
ПРОЦЕСС МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 2 ЭТАПА И 10 ОСНОВНЫХ СТАДИЙ.
I. Этап подготовки проекта нормативного акта (осуществляется не
обязательно правотворческим органом).
1. Принятие решения о подготовке проекта;
2. Анализ состояния правового регулирования в той сфере отношений, к
которой относится предлагаемый нормативный акт;
3. Подготовка первоначального текста проекта;
4. Предварительное обсуждение проекта;
5. Вынесение проекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия);
6. Окончательное редактирование проекта;
II. Этап, связанный с деятельностью правотворческого органа по
рассмотрению и принятию нормативного акта.
7. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий
правотворческий орган от имени органа, подготовившего проект;
8. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого органа;
9. Обсуждение и официальное принятие нормативного акта;
10. Официальное опубликование принятого нормативного акта.
Понятие законодательной техники.
Это система правил и приемов подготовки совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих необходимый охват регулируемых вопросов, полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту, обозримость нормативного материала.
Основные правила законодательной техники.
1. Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу;
2. Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте;
3. Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний;
4. Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.);
5. Использование одинаковых, унифицированных официальных атрибутов (наименование акта, заголовок, порядковый номер и т.п.) и структурных частей (главы, разделы, части, статьи, пункты и т.п.);
6. Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций);
7. Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.;
8. Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия;
9. Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения;
10. В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте
должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых
нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие
вопросы по его реализации.