Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации

В Российской Федерации существуют три основные фор мы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума, заключение различного рода соглашений, содержащих нормь1 права (между Российской Федерацией и субъектами, вхоДЯ щими в ее состав, между субъектами Федерации, между г° сударственными органами и общественными объединениям между работодателями и работниками предприятий,

дений, объединений и т. д.).

5. Правотворчество 311

До недавнего времени в бывшем СССР и союзных республиках, входивших в его состав, активно использовался такой 0лд правотворчества, как принятие нормативных актов обще-ственными организациями, специально уполномоченными на то госуДаРством (например, высшим профсоюзным органом стра-gbi — ВЦСПС, Центросоюзом), а также принятие совместных актов государственными органами и общественными организациями. Ныне эта явно нецелесообразная и теоретически необоснованная практика придания общественным организациям rte свойственных им функций прекратила свое существование.

Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в Российской Федерации. Правом принятия нормативных актов обладают Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные органы субъектов Российской Федерации (республик, краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций, соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований. Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия каждого органа на издание нормативных актов определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого им в системе органов Российского государства.

Федеральное Собрание принимает законы и иные акты 1(з вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Законы и постановления издаются как по вопросам, отне-"Нным Конституцией к исключительному ведению федеральных органов власти, так и по вопросам совместного ведения Федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации. Они принимаются с соблюдени-6м особой процедуры, предусмотренной регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Президент Российской Федерации, будучи главой госу-на основе Конституции и законов Российской Феде-издает указы, причем они могут быть и нормативного, и

312 Раздел V. Позитивное право: система и категори

индивидуального, оперативного характера. Правительство как орган исполнительной власти правомочно решать вопросы го. сударственного управления, отнесенные к ведению Федера ции, постольку, поскольку они не входят, согласно Конституции и законодательству, в компетенцию Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Свои акты норма. тивного характера Правительство обычно издает в форме постановлений.

Министерства, государственные комитеты, иные ведомства, будучи центральными органами исполнительной власти, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства. Обычно министерства, будучи органами единоличного руководства, издают приказы и инструкции, государственные комитеты как коллеги альные органы — постановления. Нормативный характер но сят, как правило, инструкции и постановления.

В пределах своих полномочий издают нормативные акть также органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Следующий вид органов, осуществляющих правотворческую деятельность, — органы местного самоуправления: районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы местного самоуправления и соответствующие им местные администрации. Издавая нормативные акты (обычно они имеют разные наименования — решения, постановления, распоряжения и т. д.), органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Наконец, администрация объединений, предприятий, У4 реждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений (например, прй" нятие правил внутреннего трудового распорядка).

Референдум как вид правотворчества. За последнее вре мя во многих государствах все большее распространение я0 лучает форма непосредственного участия народа в правотвор честве — референдум, т. е. принятие законов путем всенар02 ного голосования. Это один из путей расширения демократ1

5. Правотворчество

привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении яе нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование ложет быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Нормативные соглашения. Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике российского государства, причем такие соглашения заключаются гежду различными субъектами права и их юридическая сила «одинакова. Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, содержащий нор-ы о распределении компетенции между государственными бразованиями Российской Федерации, о предметах исключи-ельного ведения Федерации и ее субъектов, а также их со-местного ведения. Практикуется заключение соглашений и

0 экономическим, политическим и иным вопросам между едерацией и отдельными ее членами (республиками, края-и, областями и т. д.), между субъектами Федерации.

Характерной особенностью современных взаимоотношений ежду общественными объединениями и государственными

труктурами является (вместо издания ими совместных ак- эв, что активно применялось ранее) заключение разного рода

оглашений, содержащих нормативные предписания. В пер-Ую очередь это касается регулирования трудовых отношений. ; ак, в соответствии с Законом Российской Федерации от

1 марта 199-2 г. "О коллективных договорах и соглашениях"1 эжет быть заключен коллективный договор — правовой акт, 5гулирующий трудовые, социально-экономические и профес-юнальные отношения между работодателем и работниками предприятии, в учреждении, организации. Он заключается -жд,у работниками в лице одного или нескольких профсою-в, иных уполномоченных работниками представительных ганов и работодателем непосредственно или уполномоченный им представителями. Коллективный договор заключает-на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных

ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Россий-ой Федерации. 1992. № 17. Ст. 890.

314 Раздел V. Позитивное право: система и категори

правами юридического лица, независимо от формы собствен, ности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Наряду с коллективным договором законом предусматрй, вается также заключение разного рода соглашений — право вых актов, содержащих обязательства по установлению уело вий труда, занятости и социальных гарантий для работники определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости от сферы регулируемых отношений заключаются соглашения генеральные, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, отраслевые (тарифные), которые определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), и, наконец, специальные, устанавливающие условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

Такие соглашения могут заключаться на разном уровне:

на федеральном — между общероссийскими объединениями профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; общероссийскими объединениями работодателей; Правительством Российской Федерации;

на республиканском (республики в составе Федерации) — между республиканскими объединениями профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; республиканскими объединениями работодателей; правительством республики в составе Российской Федерации;

на отраслевом или профессиональном — между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами; работодателями (объединениями работодателей); Министерством труда и занятости населения;

на территориальном — между соответствующими проф союзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами; работодателями (объединениями работодателей); органами исполнительной власти.

Наши рекомендации