Фердинанд Лассаль (социал-демократия)
19 в., немецкий публицист, первый руководитель рабочей партии «Всеобщий германский рабочий союз», ученик Ляйпцигской школы, выступал за объединение Германии
Работы: «О сущности конституции», «Программа работников», «Наука и работники»
Логическое основание: марксизм
Учение:
· Существующее государство:
- Связано грубой материей денег
- Государство – ночной сторож, т.к. защищает собственников
- Оно не защищало интересы 4 сословия, рабочих
· Возможны реформы сверху - Достижение всеобщего избирательного права (не революционный переход к социализму)
· Виды Конституций:
- Действительная – это реальное соотношение сил в обществе
- Писанная - это закрепление этого соотношения на бумаге
Политико-правовая теория анархизма
Представители: Прудон, Бакунин
Идея: Отказ от государства, получение гармоничного общества
Главная ценность – максимальная свобода индивидов.
Прудон
19в., закончил Академию Безонсона, анархизм, жил во времена февральской французской революции, 2 республики
Логическое основание: индивидуализм +
Учение:
· Частная собственность – это кража
· Критика государства:
- Для образованных индивидов государство теряет значимость
- Власть человека над человеком в каждом данном обществе находится в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом
· Критика Руссо:
Осмысленно в политике может действовать лишь одна личность, а не народ в целом
24.01.13
· Суверенитет личности, суверенитет групп => децентрализованное государство, федерация
· Предлагает институт рабочего самоуправления:
- рабочие будут участвовать в управлении предприятия
- они будут иметь часть прибыли предприятия
- выборность
· Концепция научного управления обществом:
- Возможность управления обществом Академией наук (Секретарь академии = председатель правительства)
- Политика – это статистика, ее можно осуществлять на основе данных статистики
Михаил Бакунин
19 в., дворянин, изучал философию в Берлинском университете, встречался с Марксом, Прудоном, был посажан в Петропавловскую крепость, ссылался в Иркутск, создал Международный Альянс социалистической демократии, был очевидцем Дрезденского и Лионского восстаний рабочих.
Работы: статья «Реакция в Германии», «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя»
Учение:
· Критика нынешней ситуации в России:
- Русский народ – это машина для завоевания Европы
- В России воруют больше всего (на Западе публичный вор редко скрывается, в России все знают о воре, притеснителе, но молчат, т.к. боятся, и само начальство молчит, т.к. помнит о собственных грехах)
· Должны быть отменены все законы
· Государства и церковь – это 2 его антипатии
· Любое государство – это всегда управление большинства меньшинством, оно всегда будет институтом господств
· Индивид – это суверен, государство – это кладбище индивидуальностей
· Мы враги государства, т.к. любое государство – это господство одних и рабство других
· 4 группы населения в России:
1) Российская империя для группы лиц, приближенных к императору – неисчерпаемый источник благ, кроме умственных и духовных
2) Для высоких должностных лиц, чиновников империя – благодушная покровительница их воровства
3) Для обширнейшей массы мелких служащих империя – это скупая кормилица
4) Для млн чернорабочего народа империя – мачеха, загоняющая в гроб
· Критика представительной демократии:
- Представительство ничего не дает для свободы
- Те, кто обладают властью, неизбежно становятся притеснителями и эксплуататорами общества
- Даже если рабочие станут депутатами, они очень быстро превратятся таких же
· Критика монархии и республики:
- Критика любой формы правления
- Относительная ценность республики перед монархией: в республике во время выборов есть проявление свободы
· Критика концепции диктатуры пролетариата:
- Критика того, что Маркс возглавлял коммунистическое движение
- Даже диктатура пролетариата неспособна дать народу то, что ему надо
- Нужно отменить государство сразу, а не посредством диктатуры пролетариата как переходного периода
- Рабочие как господствующий класс (Диктатура пролетариата) не смогут на практике управлять страной
- Над кем будет осуществляться диктатура пролетариата? Над крестьянством
- Диктатура пролетариата, если выполнит свои задачи, не будет упраздняться => будет диктатура коммунистической партии
· Бакунин – анархист–коллективист
· Средство перехода к анархии – мировая интернациональная социальная революция
· Русская революция может произойти раньше, чем на Западе. Тогда русские крестьяне будут примером для западных рабочих
· Цель анархизма – идея свободного от принуждения общества
Огюст Конт
19 в., французский философ
Работа: «Курс позитивной философии»
Логическое основание: социологический позитивизм (наблюдение за соц. фактами в статике и динамике)
Учение:
· Социология – наука о соц. фактах (Конт – первый, кто применил термин «социология»)
· Моделирование окончательного строя человечества с учетом закономерностей, изученных с помощью социологии
· Концепция эволюции форм правления:
ß Ретроградная аристократия
ß Анархическая республика
ß Социократия («власть общества», позитивистская республика)
· Реформы для перехода к социократии:
Теоритическая
Политическая
· Политика должна подняться на уровень наук, основанных на наблюдениях
· Социология – самая сложная наука
· Задача социологии: открыть законы, по которым развивается общество
· Социология послужит руководством для полного преобразования Западной Европы
· Социальная статика (изучает законы, по которым функционирует общество):
- Закон солидарности:
o В семье этот закон основан на инстинкте симпатии
o Солидарность основана на кооперации труда, которая основана на 2 видах власти, поддерживающих ее:
ü Духовная
ü Светская
· Социальная динамика (изучает то, как развивается во времени общество):
- Закон 3-х стадий умственного развития человечества:
o Теологический этап (ссылка на Бога) – до 1300г.
ü Светская власть – военные
ü Духовная власть - жрецы
o Метафизический этап (ссылка на абстракции: естественный закон) – 1300-1800г.:
ü Светская – законодатели
ü Духовная - философы
o Научный этап – с 1800г.:
ü Светская – патрициат (банкиры, промышленники)
ü Духовная – позитивные философы и позитивистская церковь
· Социократия:
- Будет служить всему обществу
- В мире будет много маленьких социократий, т.к. порядок и прогресс можно обеспечить только в небольших социократиях
- «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель»
- Пропорция: на 1 капиталиста – 33 пролетария
- Пролетарии – «рассеянная сила числа»
- Каждый гражданин должен быть гос. чиновником и выполнять значимые социальные функции
- Права заменяются обязанностями
- Единственное право – это право выполнять свои долг
- Значимость частной собственности => Капиталист будет выполнять необходимую соц. функцию – собирание капитала, передача его наследникам
- Функции духовной власти:
o Воспитание соц. чувства с детского возраста (образование)
o Моральное совершенствование и воспитание и капиталистов (в духе общ. солидарности), и пролетариев (воспитание в нем понятия, что он – природный философ, который не стремиться к богатству (удовлетворение духовных потребностей))
- Средства воспитания капиталистов:
o убеждение
o Порицание
o Исключение из общества
- Функции светской власти:
o Экономическая (определение размера вознаграждения для пролетариев и теоретиков)
- Религия всего человечества:
o Определение праздников: одни - для стабильности, другие – для развития
o 13 месяцев
· Средства перехода к социократии:
- Обращался к автократорам, которые должны установить социократию
· Выделяет антагонизм классов в свое время – способы борьбы с ним:
- Консенсус возможен
- Моральные средства для достижения консенсуса
Сравнение со взглядами Маркса | ||
О. Конта | К. Маркса | |
Отношения между классами | ||
В отношениях между классами не хватает консенсуса. | Существуют антагонистические (непримиримые) противоречия между классами. | |
Возможность консенсуса | ||
Для установления консенсуса в обществе достаточно моральных средств. | Консенсус невозможен – неизбежна мировая насильственная революция. | |
Отношение к власти | ||
Нужно упорядочить пользование общественной и частной властью, в чьих бы руках она не находилась. (Философская власть наложит ограничения на руководителей крупных предприятий). | В ходе революции пролетариат становится правящим классом, завоевывает государственную власть и устанавливает контроль над фабриками и заводами. | |
Отношение к частной собственности | ||
Необходимо сохранить частную собственность на средства производства и института наследования имущества. | Необходимо обобществить частную собственность на средства производства и отменить право наследования. | |
Герберт Спенсер
19 в., теоретик либерализма, из семьи школьного учителя, занимался философией и журналистикой, потом – научной деятельностью.
Логическое основание: биологизация социологии.
Работы: статьи «О надлежащей сфере гос. управления».
Учение:
· Теория органического происхождения государств:
- Гос-во возникает в силу действия процессов политической интеграции и дифференциации (сравнение гос-ва с организмом)
- Дифференциация на правящих и управляемых
· Теория военных и промышленных обществ:
- Военный тип общества:
o Нет равенства
o Право – это сословная привилегия
o Все построено на запретах и конкретных предписаниях
o Все подчиняется чиновникам и гос. надзору
o Переход к промышленному типу – закон (закономерность)
- Промышленный тип общества:
o Запреты остаются, но нет приказов
o Все отношения регулируются договорами
o Равенство всех перед законом
· Объяснение грехов законодателя