Кризис вСССРна рубеже 1980-1990 годов и его причины

Системный кризис в СССР произошел в двух основных сферах – экономической и политической. После того как половинчатые реформы 1985-1988 годов не дали экономического роста, было решено использовать элементы рыночных отношений. Однако перестройка, нарушив работу прежних экономических механизмов, не создала новых. Непродуманное и не подкрепленное прак­тикой реформирование, отсутствие реалистичной программы вели к нарас­танию кризисных явлений в экономической сфере. В политической сфере М.С.Горбачев и его ближайшее окружение попытались опереться на гласность и элементы демократизации, что на практике вызвало дезинтеграцию, дезориентацию властных структур, расшатывало прежнюю политическую систему, ускоряло кризис идеологии.

В значительной степени это было обусловлено тем, что в СССР так и не было проведено эффективное реформирование экономической систе­мы. Первоначально в экономике был использован целый комплекс мер по ускорению социально-экономического развития страны. Однако введение системы государственной приемки, попытка совместить плановую систе­му и рыночные отношения, а также ряд других неудачных экспериментов усилили дестабилизацию экономики. В эти годы также шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой –производственной и торго­вой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия.

Положение в экономике катастрофически ухудшалось. Экономика становилась все более затратной, убыточной. Дефицит госбюджета продолжал увеличиваться. В 1988 году он составлял 120 млрд руб., или 11% валового национального продукта (BНП). Правительство СССР прибегло к масштаб­ным заимствованиям за рубежом. За 1985-1991годы государственный долг вырос с 20 млрд. долларов до 103 млрд. Усилилась инфляция, сокращались поставки продукции между республиками, резко снижался уровень жизни населения. Инфляция, дефицит основных продуктов питания, разрыв хозяй­ственных связей между республиками подрывали в конечном счете автори­тет М.С.Горбачева и курс на изменение общества. Свидетельством этого стало нарастание раздражительных оценок и анекдотов. Например, давая определение перестройке, в народе иронизировали: «Перестройка – это правда, только правда и ...ничего, кроме правды».

Концепция переходного периода к рыночной экономике, где сохранялись элементы планового управления, была сформирована в 1989 году ака­демиком Леонидом Ивановичем Абалкиным, но из-за сопротивления при­верженцев так называемого «социалистического строительства» она не смогла пробить себе дорогу. Примечательно, что если концепция Л.И.Абалкина была рассчитана на 6-8 лет, то альтернативная программа преодоле­ния экономического кризиса в Советском Союзе путем быстрого перехода па рыночную экономику, подготовленная группой советских экономистов под руководством Григория Алексеевича Явлинского (заместителя пред­седателя Совета Министров РСФСР) и Станислава Сергеевича Шаталина (экономического советника М.С.Горбачева), – на 500 дней.

Демократические процессы в обществе тормозились партийно-государственной номенклатурой. В этой ситуации М.С.Горбачев попытался опе­реться на инициированный его сторонниками «съезд народных депутатов», который первоначально мыслился как торжество демократического управ­ления. I съезд народных депутатов СССР (май 1989 года) был первой попыт­кой совмещения коммунистического тоталитаризма и парламентской демок­ратии. Альтернативный выборный процесс перед съездом стал небывалым явлением и вместе с поляризацией группировок на съезде привел к очень быстрой политизации советского общества. Именно на съезде сформиро­валась политическая оппозиция– «Межрегиональная депутатская груп­па» (МДГ), среди руководителей которой был Б.Н.Ельцин, амбициозный противник М.С.Горбачева по внутрипартийной борьбе в 1987-1988 годах.МДГвыступала за децентрализациювласти, введение частной собственнос­ти, многопартийность, экономическую самостоятельное союзных респуб­лик. Этим былзаявлен вопрос о необходимости наполнения суверенитета союзных республик реальным содержанием. Так со времени I съезда народных депутатов начался глубокий процесс реформирования государственной системы СССР.

Оппозиционные настроения, выразителем которых стал Б.Н.Ельцин, все шире распространялись в советском обществе. В 1989-1990 годах происходит открытый раскол среди политических сил (в первую очередь внутри КПСС). Личная и групповая борьба между М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельци­ным все больше перемещается в плоскость масштабной конкурентной борь­бы между союзным центром и РСФСР за власть и ресурсы.

Дестабилизации СССР способствовал и распад социалистической системы. М.С.Горбачев пытался коренным образом изменить прежнюю поли­тику СССР в отношении социалистических стран. Он отошел от прежней политики патернализма, ограниченного суверенитета в отношении этих стран. Было заявлено, что никакого советского вмешательства, в том числе в экономику, никакой военной поддержки режимов не будет. Но несмотря на предпринимавшиеся попытки, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) коренным образом перестроить не удалось. В результате страны «реального социализма» все больше стали искать собственные пути развития. В конце 1980-х годов начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы, Афганистана. Ослабление военного присутствия СССР в союз­ных странах вызвало активизацию антисоветских настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 - начале 1990-х годов к «бархатным» революциям в Польше, Германской Демократической Рес­публике (ГДР), Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 года вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии. В ре­зультате проведенного в 1990 году референдума ГДР вошла в состав Федеративной Республики Германия (ФРГ). После победы демократических рево­люций в странах Центральной и Восточной Европы советскому руководству наладить с ними отношения на основе нового баланса сил не удалось. Новая политическая элита была настроена антисоветски, антикоммунистически. Многолетий советский диктат в отношениях с этими странами, подкреп­ляемый военным присутствием СССР, не мог не привести к отходу от него бывших союзников и ориентации их на Запад. Таким образом, события в странах Центральной и Восточной Европы ускорили распад СССР.

Прннцнпиальным этапом политических изменений стал III съезд народ­ных депутатов, состоявшийся в начале 1990 года, на котором была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС и тем самым ле­гально узаконена многопартийность. Съезд ввел институт президента СССР, однако это уже не могло компенсировать падение авторитета М.С.Горбачева в обществе.

Решающее значение в приближении распада СССР сыграл процесс суверенизации союзных республик (принятие деклараций о государствен­ном суверенитете), произошедший в 1990 году: 9 марта - в Грузии, 11мар­та - в Литве, 30 марта - в Эстонии, 4 мая - в Латвии, 12 июня - в России, 20 июня -в Узбекистане, 23 июня - в Молдавии, 12 июля - в Украине, 27 июля - в Белоруссии, 25 октября - в Казахстане. Очевидно, что в этом ряду особое значение имела декларация России. Н.А. Назарбаев в своей работе «На порогеXXI века» вспоминает: «У всех тогда на устах был вопрос: а от кого, от чего суверенна Россия? Она же ядро страны». Российский сувере­нитет не был, конечно, первопричиной распада СССР, но этот развал стал необратим именно после суверенизации РСФСР 12 июня 1990 года.

В 1990 году в г. Москве (столице и СССР и РСФСР) образовалось два центра силы и на короткий промежуток времени установилось двоевлас­тие. Однако такое неустойчивое равновесие не могло быть долгим и должно было закончиться победой одной из сторон. Советский Союз шаг за шагом шел к своему распаду.

Оценивая причины распада Советского Союза, одни исследователи счи­тают, что развал СССР был подготовлен внешними и внутренними силами для радикального изменения геополитической ситуации в мире, другие ут­верждают, что это был объективный, неизбежный процесс. Как непосред­ственный участник реальных событий Н.А.Назарбаев сделал такой вы­вод: «в вопросе о распаде СССР ясного и исчерпывающего объяснения все же нет. Слишком многое переплелось: объективный кризис системы, изматывающая геополитическая конкуренция, субъективные ошибки руковод­ства страны – и так до бесконечности... Но без осознания этого гигантско­го разлома нельзя ориентироваться в нашем сегодняшнем дне и, что более важно, определиться в своем будущем». А значит, серьезный анализ причин распада СССР необходим. И пример такого глубокого анализа дается им в книге «На пороге XXI века», где крайние точки зрения (и радикально-пес­симистические, и либеральные), сводящие распад СССР либо к внешним, либо к внутренним обстоятельствам, не сочтены обоснованными, несмотря на то, что каждая из этих позиций отражает реальные тенденции. Только со­вокупность факторов, «комплекс причин» могли привести к распаду.

Первым фактором является «гонка вооружений», которая при общем отставании советского экономического комплекса была тяжким бременем для СССР.

Вторым по значимости, помимо субъективных ошибок руководства, стало растущее технологическое отставание экономики и общества в це­лом. Перенапряжение экономики стало следствием ее военной ориентации и одновременно вело к кризису всей экономической системы, и этот «очевидный, ясный и труднооспоримый фактор, конечно же, более значим, чем причины субъективного порядка», подчеркивает Н.А.Назарбаев.

Третьей «фундаментальной причиной» распада страны, наряду с факто­ром технологического стратегического отставания, или снижения конкурен­тоспособности, стал национальный вопрос. По мнению многих политиков, «это даже самая главная, определяющая причина». Власть продемонстри­ровала свою неспособность контролировать ситуацию, а следовательно, не­состоятельность, обреченность. Руководство страны не имело программы и стратегии решения национального вопроса. Нельзя было рассматривать, систему национальных противоречий и конфликтов в Советском Союзе в отрыве от общемировой ситуации, ведь «пробуждение этничности» в самых разных формах и проявлениях стало вызовом второй половины XX века. В этом плане в СССР, где исходили из превосходства классового над нацио­нальным, имела место существенная недооценка национального фактора. В частности, «этнокультурная проблематика стран Центральной Азии, - ука­зывает Президент Казахстана в своей работе «На пороге XXI века», прак­тически так и не была осмыслена в рамках традиционной советской доктри­ны национального вопроса».

Самоустранение руководства СССР от разрешения сложных национальных проблем привело к тому, что национальный вопрос стал одним из главных факторов развала СССР.

Четвертым важным фактором распада СССР является разрыв связей центра и регионов. Система отношений «центр-периферия» претерпела радикальные изменения еще до юридического, правового распада СССР. То есть административные, экономические, иерархические и иные связисущественно ослабли еще до декабря 1991 года. Оставалась только КПСС, поэтому кризис компартии стал кризисом общества и страны.

Наконец, пятым фактором распада стала суверенизация республик, что означало невозможность дальнейшего существования СССР в прежнем качестве.

5. Начало процесса суверенизаци в Казахстане. Принятие Декларации«О государственном суверенитете Казахской ССР»

Развитие событий в 1989 году в центре и в целом в СССР имело прямое воздействие на Казахстан (так же, как и на другие республики). В 1989 году Г.В. Кол­бин был переведен из Казахстана в Москву на пост руководителя Комитета народного контроля, а первым секретарем ЦК КПК избирается Н.А.Назарбаев. Правительство возглавил Узакбай Караманов. Избра­ние Н.А.Назарбаева первым секретарем ЦК Компартии Казахстана ознаме­новало приход к власти людей с новым мышлением. Вскоре на пленуме ЦК КПК на ключевые посты в республике были назначены: Владимир Ануф­риев - вторым секретарем ЦК, Узбекали Джанибеков, Ерик Асанбаев и Владислав Двуреченский - секретарями ЦК (соответственно по идеологии, экономике и сельскому хозяйству), Мырзатай Жолдасбеков возглавил идеологический отдел, Жанибек Карибжанов - аграрный. Абиш Кекилбаев - отдел межнациональных отношений. Тогда же депутаты Верховного Совета внесли изменения в политическую систему Казахстана: был учрежден пост Председателя Верховного Совета как главы республики. На пост Председателя Верховного Совета был избран Нурсултан Назарбаев, его первым заместителем стал Сергей Терещенко.

Одним из важных политических вопросов, требующих своего разрешения, был вопрос об оценке декабрьских событий 1986 года. Результатом работы комиссии по рассмотрению обстоятельств этих событий стало по­становление Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года, в котором была дана официальная оценка событиям 1986 года. В нем подчеркивается, что перерастание мирной и немногочисленной де­монстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководства, его неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, его опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим последствиям, которые выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка.

В стране продолжался начатый еще в 1988-1989 годах процесс реабилитации репрессированных деятелей культуры и науки. Процесс возвра­щения забытых имен казахской интеллигенции, переиздание их запрещен­ных книг –это продукт гласности того времени. Общественность узнала обогатом духовном наследии политических лидеров Алаш-Орды –Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, а также смогла познакомиться с произведениями Магжана Жумабаева, Шакарима Кудайбердиева, Жусупбека Аймаутова, Мухамеджана Тынышпаева, Санжара Асфендиарова и многих других.

Особенностью 1990 года была ускоренная политизация общества: в результате отмены 6-й статьи Конституции СССР открывалась дорога много­партийности в Казахстане.

Важным фактором политической активности населения стали выборы народных депутатов. В начале 1990 года велась предвыборная борьба за де­путатские мандаты в Верховном Совете Казахской ССР 12-го созыва. Право выдвижения кандидатов в депутаты было предоставлено трудовым коллективам, собраниям граждан. В избирательный процесс включились полити­зированные группы, неформальные объединения. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2000 кандидатов.

25 марта 1990 года состоялись первые демократические выборы депутатовВерховного Совета Казахской ССР. В более широком контексте они стали частью кампании, проводимой М.С.Горбачевым для усиления осла­бевавшей политической легитимности советской системы. Однако опыт их проведения показал,что для центра они сталисерьезным вызовом, потому что в Верховных Советах многих союзных республик преобладали силы, настроенные на суверенитет и независимость.

Наряду с представителями других категорий во вновь избранный Верховный Совет Казахской ССР вошли ученые, юристы, ректоры вузов, рели­гиозные деятели. Из 340 депутатов 51 – были представителями Компартии. Половину нового парламента представляла номенклатура. Председателем Верховного Совета был избран Ерик Maгзумовнч Асанбаев. Заместителями председателя постоянный представитель Казахстана в Москве Серикболсын Абдильдаевич Абдильдин и доцент Алма-Атинской ВПШ Зинаида Леонтьевна Фе­дотова. Под руководством Е.А.Асанбаева парламент работал до 11 декабря 199Iгода, затем на его место пришел С.А.Абдильдин. Активную деятель­ность в стенах парламента развернула депутатская труппа «Демократичес­кий Казахстан». В идеологическом плане члены этой группы являлись сто­ронниками «Демократической платформы» в КПСС.

«Советский парламентаризм» имел свое историческое оправдание в пе­риод демонтажа коммунистической системы. Тогда он был важным шагом на пути демократизации. Однако «парламент, - отмечает Н.А. Назарбаев, - принимал популистские решения о повышении заработной платы, не обеспеченные финансированием социальные программы, а органы исполнитель­ной власти несли ответственность за их выполнение в условиях дефицита бюджета. Так, органы исполнительной власти попадали под огонь критики прессы, депутатов, общества. По мере развития событий возникало объективное противоречие между курсом исполнительной власти и парламентом».

24 апреля 1990 года Верховный Совет учредил должность Президента Казахской ССР, приняв Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». С основным докладом о проекте данного Закона выступил депутат, известный юрист, профессор Султан Сартаев, избранный от Сою­за юристов Казахстана. В своем выступлении он подчеркнул, что вопрос о президентской власти в республике –это не попытка слепого подражания центру, не есть попирание структуры государственной власти, установлен­ной на уровне федерации в целом, а политическое продолжение процесса усиления исполнительной власти в рамках демократизации советской го­сударственности в условиях общесоюзной федерации. Обсуждение института президентства проходило в дискуссиях. Одни депутаты считали, что институт президентства отдалит республику от союзного центра, создаст правовое поле для полной самостоятельности Казахстана, может стать ос­нованием для авторитаризма. Другие, напротив, однозначно поддерживали необходимость внедрения поста Президента в республике, выдвигая самые различные политические и правовые аргументы. Примечательно, что уже тогда некоторыми депутатами были высказаны мнения о необходимости из­брания президента всенародным голосованием, так как «подлинно народ­ный президент – избранник всего народа».

Абсолютным большинством голосов (317 депутатов против 18) Прези­дентом Казахской ССР был избран Н.А.Назарбаев. Заместителем президен­та (вице-президентом) стал С.А.Терещенко. Для обеспечения деятельности Президента республики были образованы Канцелярия (Аппарат) президен­та и Президентский совет. Главой президентского аппарата стал Нуртай Абыкаев, руководителями подразделений – Владимир Ни, Каирбек Сулейменов, Гадильбек Шалахметов, Михаил Бабушкин. В Президентский совет - политико-консультативный орган при Главе государства - вошли Председатель Верховного Совета Ерик Асанбаев, премьер-министр Узакбай Караманов, депутаты Ибрагим Жангуразов, Сергей Дрожжин, Султан Сартаев, а также Мырзатай Жолдасбеков и Даулет Сембаев (последние двое - на освобожденной основе). Были сфор­мированы Комиссии но вопросам гражданства (председатель - М.Сагдиев) и по вопросам помилования (С.Сартаев).

Учреждение поста президента отражало общественные настроения. Для реализации экономических и политических реформ, стабилизации ситуации необходима была сильная власть, эффективный механизм управления республикой. Введение института президентства в Казахстане позволи­ло сделать государственную власть более независимой от руководства пар­тийных структур и от союзного центра. На начальном этапе президентство совмещалось с советской системой власти.

После избрания на высший пост Н.А.Назарбаев предпринял активные шаги, направленные на укрепление политической и экономической самостоятельности Казахстана в рамках реформируемого Союза ССР. И в то же время первый Президент проявил волю и настойчивость для недопущения развала устоявшихся социально-экономических и исторических связей между народами. Ход политических событий в СССР и Казахстане способствовал росту авторитета и популярности Президента Н.А.Назарбаева. Де­ятельность Главы государства, направленная на укрепление казахстанского суверенитета и экономической независимости, острая критика недостатков и упущений союзного руководства находили поддержку и одобрение среди большого числа граждан Казахстана и республик Советского Союза. Попу­лярность Н.А.Назарбаева в СССР настолько возросла, что в декабре 1990 года на Совете Федерации был поставлен вопрос об избрании его вице-президентом СССР. Кроме того, следует отметить, что введение института пре­зидентства произошло в Казахстане на год раньше, чем в России.

Таким образом, форма правления в преддверии обречения Казахстаном независимости интегрировала атрибуты нескольких форм правления; президентской, полупрезидентской и парламентской, предполагающих наличие институтов президента, вице-президента, премьер-министра, подотчетность правительства перед парламентом.

В начале 1990-х годов в Казахстане продолжала действовать Конституция Казахской ССР 1978 года, которая содержала много положений, но­сивших чисто декларативный характер. И условиях быстрого развития ситуации в СССР в 1990 году появилась необходимость принятия совершенно нового законодательного акта, закрепляющего суверенные права Казахста­на. Обстановка в обществе в октябре 1990 года в связи с необходимостью принятия Декларации «Огосударственном суверенитете» была довольно напряженной. Осо­бый резонанс вызвал в республиканской и союзной прессе альтернативный проект Декларация «Огосударственном суверенитете», предложенный членами группы «Демократический Казахстан».

Авторы проекта исходили из эого, что в 1990 году во всех союзных рес­публиках конкурировали две концепции: национальной государственности и концепция правового государства. Обсуждение проекта Декларации было бурным. В итоге Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» была при­нята 25 октября 1990 года, а в ноябре 1990 года на ее основе –Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Ка­захской ССР».

Президент стал главой исполнительной власти. Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Формирование правительства становится прерогативой президента. Был учрежден пост вице-президента стра­ны. Произошло объединение аппаратов Главы государства и Совета Минис­тров страны в единый аппарат Президента и Кабинета Министров Казахской ССР. При Президенте страны был образован консультативно-совещатель­ный орган – Совет Республики. Госсоветниками стали Евгений Ежиков-Бабаханов (строительство и региональная политика), Мырзатай Жолдасбеков (социальное развитие), Балташ Турсумбаев(сельское хозяйство и экология), Каратай Турысов (промышленность), Юрий Хитрин (государственно-пра­вовая политика).

Декларация «О государственном суверенитете» провозгласила принцип верховенства Конституции Казахской ССР и законов на территории Казахста­на, право приостанавливать на своей территории действие актов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики. Именно с этой Декларации на­чинается фактическое осуществление республикой своего государственного суверенитета. Находясь в составе СССР, Казахстан был суверенным только юридически, но фактически не обладал суверенитетом и соответственно не мог выступать реальным субъектом международного права.

В Декларации 25 октября 1990 года была закреплена неделимость и неприкосновенность территории Казахстана, страна определена как субъект международного права. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволяло Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику.Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает националь­ный характер государственностн. Декларация стала базовым основополага­ющим законодательным актом, с которого начался этап дальнейшего разви­тия государственно-правовой системы страны но пути оформления полной государственной независимости.

Историческое значение Декларации «О государственном суверените­те Казахской ССР» состоит в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, напомнила о собственной государственности Казахстана, имеющей многовековую историю, подчеркну­ла принцип территориальной целостности и объявила систему разделения властей важнейшим принципом функционирования республики как демок­ратического и правового государства.

Так в динамичном 1990 году в казахстанском обществе, несмотря на кризис, пробуждались силы, которые вскоре создадут новое независимое государство –Республику Казахстан.

Политическая ситуация в период распада СССР. События 1990- 1991 гг. показали нежелание руководства СССР идти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками и реальное изменение политической системы. По-прежнему подтверждался курс на строительство социализма. Все это входило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политической активности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Такая активность выразилась в создании целого ряда политических партий и организаций, тем более что некоторые из них поддерживались новыми властями Казахстана.

Так, движение «Невада-Семипалатинск» переходит к массовым формам протеста, в Алматы и регионах организуются общества «Қазақ тілі», ставшие в короткий срок одними из наиболее крупных в республике. Весной 1990 года ряд социал-демократических организаций объединились в Социал-демократическую партию Казахстана. В конце мая был создан оргкомитет национально-демократического движения «Азат», учредительный съезд которого состоялся в июне того же года.

Летом-осенью 1990 г. движение «Азат» стало крупной политической силой, выступающей за государственную независимость Казахстана. В то же время возникают и радикальные политические организации – «Желтоқсан» и «Алаш», казачьи объединения. В противовес национально- демократическим организациям в Алматы создается движение «Единство». Озабоченный растущим напряжением в обществе Н.А.Назарбаев в конце сентября 1991 г. провел встречу с представителями наиболее влиятельных партий и движений, на которой было достигнуто соглашение о годичном моратории на проведение массовых акций протеста в столице.

Одновременно с ростом политической активности масс набирал темпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостоятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента», по которому в Казахстане появилась должность Главы государства, и начали формироваться независимые ветви власти.

Важнейшим нормативно-правовым актом стала Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятая 25 октября 1990 года. Она провозгласила право Казахстана приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающие его суверенные права и Конституцию. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволило Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственности. Кроме того, в документе содержались положения, закрепляющие необходимость осуществления принципа разделения власти и международной правосубъектности Казахстана.

Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года. В соответствии с этим законом Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с Премьер-министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.

Суверенитет республики и союзный договор противоречили друг другу. Поэтому руководство Казахстана вело активные переговоры с целью заключить союзный договор, учитывающий новые реалии. 24 июля 1991 года руководители девяти республик подписали «Договор о Союзе Суверенных государств», предусматривавший сохранение единого управления только в двух сферах – военной и экономической. Данный договор фактически превращал Союз в конфедерацию. На август-сентябрь 1991 года было запланировано подписание договора об образовании Союза Советских Суверенных Республик, окончательно реорганизующего союзное государство, но часть руководства СССР пыталась сорвать это и захватить власть силовым путем, образовав неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После провала попытки переворота в августе 1991 года общесоюзные структуры начали распадаться и терять контроль над страной. В этих условиях Казахстан начал готовиться к провозглашению государственной независимости.

Наши рекомендации