Русское искусство конца 1980 – 1990-х годов

Сформировать представление об искусстве рубежа переломной эпохи. Познакомить с проблемами отечественного искусства конца 1980 – 1990-х годов. Рассказать об искусстве андеграунда и русского постмодернизма. Выявить новые концепции и направления в искусстве. Познакомить с историей нонконформистского движения (закрытые и “бульдозерные” выставки). Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм.

Анализ республиканской выставки Союза художников России на Крымском валу к 850-летию Москвы.

Образы столицы. Э. Выржиковский (Санкт-Петербург) «Храм возрождается» (1997) – тема праздничного воссоздания Храма Христа Спасителя в Москве. Суровая, закованная в камень и бетон, столица в акварелях Г. Травникова (Курган) «Мосты Москвы». Слава городу в картине С. Андрияки «Кремлевские купола». Будни огромного города в графической серии А. Любавина (Подольск) «В Москве».

Натюрмортный жанр. П. Елкин (Ижевск) «Материнский стол» (1997) – радость встречи с национальной кухней. В. Шумилов (Тверь) «Тверское пиво» - в каждом предмете частица быта уходящего, но еще существующего.

Исторический жанр. В. Штаркин (Московская область) «Москва. Октябрь» - суровые будни революции 1917 года. Г. Незнайкин «Минин и Пожарский» (1997) - момент торжества русской истории. Тема яркого праздника в полотне Ю. Грищенко «Народное гуляние» и скульптуре А. Цигаля «Масленица». Картина-портрет «Дионисий в Феропонтовом монастыре» Е. Воскобойникова (Брянск). Скульптуры В. Курочкина «Великий князь И.Д. Калита» (1997) и М. Переяславца «Михаил Тверской». Проект памятника «Ивану Бунину» (1996) А. Ковальчука.

Библейские темы. Тема предательства, отступничества в картине Г. Коржева «Иуда» (1997). Ю. Орлов «Крещение» (1997) - отражение нового входа христианских обрядов в действительность, следование академическим традициям. Разное толкование библейской темы в творчестве художников. Икона «Богородица, благоуханный свет» В. Филинина (Сергиев Посад). Скульптура Н. Филатова (Саранск) печального, заземленного Христа. Полотно-видение «Святой Георгий» Ш. Бедоева (Владикавказ).

Пейзажная живопись. Стремление создать полотна о вечном, непреходящем, устоявшемся. Полотна А. Грицая, В. Сидорова, В. Щербакова. Б. Домашников (Уфа) «Ночной романс», Ю. Махотин (Брянск) «И светла от берез Россия», А. Монгуш (Кызыл) «Весна», У. Бадмаев (Элиста) «Благопожелание».

Декоративно-прикладное искусство. Мажорный характер произведений. Новое в гобеленах М. Нечипорука – соединение фотокадров с ткацким орнаментом.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение о творчестве ярких представителей этого периода; подобрать иллюстративный материал.

Русское искусство конца ХХ – начала XXI вв.

Сформировать представление о новейших направлениях в российском искусстве 1990-х гг. Рассказать о соперничестве направлений мастеров - традиционалистов и бывших участников художественного андеграунда. Познакомить с творчеством Ильи Кабакова.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение о творчестве ярких представителей этого периода; подобрать иллюстративный материал.

Изобразительное искусство моего края (региональный компонент)

Региональный компонент программы разрабатывается самостоятельно.

Подготовка к экзамену

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

- знание основных этапов развития изобразительного искусства;

- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание основных понятий изобразительного искусства;

- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;

- умение выделять основные черты художественного стиля;

- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;

- навыки анализа произведения изобразительного искусства.

Наши рекомендации