Основные методы исследования конкурентоспособности компании на зарубежном рынке. Применение экспертных оценок, аналитических и графических подходов.
Оценка конкурентоспособности предприятия – важный этап маркетингового анализа. Как правило, он обобщает результаты анализа внутренней и внешней среды компании и исследования рынка.В совокупности существующих общенаучных методов можно выделить следующие методы оценки конкурентоспособности:
1) дифференциальный - метод оценки конкурентоспособности, основанный на сопоставлении единичных параметров анализируемого и аналогового предприятия. Использование данного подхода позволяет установить: а) достигнут ли уровень параметров исследуемого предприятия параметров базового; б) по каким параметрам не достигнут; в) какие из параметров наиболее отличаются от аналога.
Такая оценка позволяет констатировать факт конкурентоспособности анализируемого предприятия, давая только поверхностное представление о реальном положении дел, позволяющее лишь сделать выводы о преимуществах и недостатках оцениваемых предприятий по отдельным показателям. Чтобы преодолеть эти недостатки и получить информацию более глубокого содержания нужно использовать комплексный метод.
2) комплексный - метод оценки конкурентоспособности предприятия, основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей. Оценка конкурентоспособности осуществляется путем сопоставления показателей анализируемого предприятия с аналогичными показателями эталона. Преимуществом данного метода является простота расчета и возможность однозначной интерпретации результатов, а основной недостаток заключается в неполной характеристике деятельности предприятия.
К аналитическим методам относятся метод оценки конкурентоспособности предприятия через интегральный показатель, оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли, оценка конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции и т.д.
Аналитико-прогностические методы отличаются не только возможностью учета влияния различных факторов внешней среды при оценке конкурентоспособности предприятия, но и возможностью комплексного анализа товаров, конъюнктуры рынка, технологии. Данная группа методов включает в себя метод мозгового штурма, метод оценки конкурентоспособности продукции на основе уровня продаж и т.д.
Графические методы оценки конкурентоспособности (метод круговых диаграмм и т.д.) позволяют наглядно продемонстрировать конкурентное положение предприятия по сравнению с конкурентами.
Кроме этого установлен факт широкого применения экспертных методов измерения конкурентоспособности предприятия - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные.
17. Использование матрицы «импорт-экспорт» для анализа рынков.
Для чего она? Для выявления взаимомвязей экспорта-импорта по отдельным страновым рынкам и оценки привлекательности этих рынков с точки зрения эуспортеров. Она ял распростр но требует математич подсчетов
В первом приближении можно считать, что сумма импорта всех импортеров определяет и объем этого рынка. Уточненный анализ структуры импорта может предоставить данные о силе стран (фирм)-импортеров, структуре конкуренции на этом рынке.
Если сравнить между собой данные об импорте за несколько лет, то можно проследить изменения, происшедшие в емкости рынка и структуре конкуренции на этом рынке, т.е. получить сведения о его динамике. Однако нет необходимости проводить исследование экспорта-импорта по всем странам. Достаточно выделить для анализа важнейшие страны-экспортеры и импортеры.
Прежде чем построить матрицу, необходимо произвести анализ стран-экспортеров и импортеров.
Анализ проводится в такой последовательности:
1-Анализ экспорта изучаемой страны; 2-Анализ важнейших стран-экспортеров, распределение по рангам, исходя из долей в экспорте; 3-Анализ важнейших стран-импортеров; 4-Построение матрицы экспортеров-импортеров; 5-Многоступенчатый анализ рыночной динамики.
Экспортно-импортная матрица лежит в основе разработки странового портфеля, в котором наглядным образом отражаются позиции, занимаемые тем или иным экспортером, на рынках стран-импортеров.
Каждая страна в страновом портфеле расположена в двух координатах, характеризующих 1) объем импорта или потребности в импорте страны, 2) относительную импортную (конкурентную) долю экспортеров изучаемого товара из данной страны. Эти два показателя, определяя привлекательность странового рынка с точки зрения его емкости и интенсивности конкуренции на нем, являются важнейшими критериями оценки величины рынка страны-импортера и конкурентной ситуации на этом рынке.
На основе данных экспортно-имортных матриц можно рассчитать доли главных стран-экспортеров в объеме импорта каждой из стран-импортеров.
Абсолютная доля страны- экспортера в объеме импорта страны-импортера (АДИ) рассчитывается по формуле: Абсол.доля=экспорт соотв.страны/общий импорт страны-имп*100%
Относительную силу в международной конкуренции фирм стран-экспортеров на рынке страны-импортера можно выразить с помощью показателя относительной конкурентной доли (относительной доли в импорте, ОДИ): Относит.конкур.доля=экспорт страны А в страну В / экспорт страны С в страну В * 100%
В качестве страны С всегда берется страна с наибольшей абсолютной долей в импорте данной продукции в стране А.