Основные исторические типы государства
Одной из первых синхронических типологий является типология государств Аристотеля, который разделил все государства на основе признаков: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства; 2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. Совместив первый и второй признаки, возникает типология, в которой все государства делятся на правильные неправильные. Правильные: монархия, аристократия и полития; неправильные: тирания, олигархия, демократия (в данном случае власть черни).
Продолжить ряд синхронических типологий можно, взяв за типологический признак отношение государства к религии. По этому признаку все государства делятся на атеистические, светские, клерикальные и теократические. В атеистических государствах религиозные организации запрещены и преследуются государством при его тотальном контроле и репрессиях в этой сфере жизни общества (социалистическая Албания, СССР) Светские государства не вправе контролировать сферу религиозной жизни граждан, религия отделена от государства и образование от церкви, государство не вмешивается в дела церкви, но и церковь не выполняет никаких функций государства, кроме удовлетворения религиозных потребностей населения (Германия, Франция, Россия). В клерикальных государствах какая-либо религия имеет статус государственной, сотрудничество государства и церкви выражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрация рождений, браков, смерти; представительство в государственных органах, контроль сферы образования, воспитания, религиозная цензура средств массовой информации; церковь получает налоговые льготы, субсидии от государства, а священники получают заработную плату (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и другие). Теократические государства: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии, глава государства и церкви представлены в одном лице, религиозные нормы являются основным источником права (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и другие).
По уровню развития права в обществе С.С. Алексеев разделяет все государства на развитые и неразвитые. В неразвитых государствах право остается придатком государственной власти, целиком зависит от его усмотрения. К таким государствам относятся рабовладельческие, феодальные, буржуазные. В развитых государствах право выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять произволу государственной власти. К таким относятся государства демократические, правовые, социальные.
К генетическим можно отнести типологию американского ученого Белла, который положил в основу деления производство и виды используемых знаний: прединдустриальные общество (и государство), индустриальное, где у власти стоят предприниматели, бизнесмены и менеджеры, постиндустриальное, где у власти стоят экономисты, социологи, математики, информатики. К генетическим типологиям относится и типология У. Ростоу, предложившего пять стадий экономического, социального и политического роста общества (см.: Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В., Матузова Н.И. М. Юрист. 1997. С.59).
К генетическим типологиям относится формационный подход к типологии государств. Данный подход рассматривает историю развития общества как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к более прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ. Общественно экономических формаций пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм). ОЭФ состоит из экономического базиса и надстройки, важнейшими частями которой являются государство и право. Все надстроечные явления детерминируются типом экономического базиса (способом производства материальных благ). Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право. Они выражают классовую сущность и социальную направленность государственной власти, показывают, какой класс является экономически и политически господствующим, в чьих интересах осуществляется государственная власть. Смена исторических типов государства происходит в результате социальных революций. Марксистское учение об ОЭФ было дополнено в ХХ веке представлением об «азиатском способе производства» и базирующемся на нем государстве восточного типа (восточных деспотиях), типологические особенности которого заключаются в доклассовой структуре общества, сохранении общинной собственности на землю и личной свободы крестьян. (Справедливости ради заметим, что первоначально проблему азиатского способа производства, не вписывающегося в общую систему общественно-экономических формаций и классовой структуры общества, поставил сам К. Маркс).
С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дискретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивилизация, согласно А. Тойнби, есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. История всего общества представлена в виде развития многих цивилизаций, которые, подобно живому организму, рождаются, расцветают, увядают и умирают. Поэтому различаются мертвые, ушедшие в историю и живые цивилизации. Государства в цивилизациях детерминируются в первую очередь религией, системой ценностей, традициями, характером взаимоотношений с природой, особенностями психологической самоидентификации, т.е. культурно-духовным комплексом. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Соответственно им, первичные государства являлись частью не только надстройки, но и экономического базиса, обеспечивали функционирование хозяйственно-экономической и социальной сфер общества, выступали административно-командной системой по отношению к ним. К таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим.
Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных. Они являются частью политической надстройки, не регулируют культурно-религиозный комплекс. Они не столь могущественны, долго сохраняют архаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонгольскую Русь. Государства Нового и Новейшего времени Западной, Восточной Европы, Северной и Южной Америки и другие современные государства относятся к этому же типу.
Наряду с типами государства различают виды государств: полицейское государство, мусульманское государство, сильное и слабое государство, имитационное государство (См.: Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебник. М. ИНФРА-М. 2006. Сс. 101-116).
Выводы. В науке обосновываются разные критерии для типологий государства: уровень развития государственных институтов, уровень развития права, степень свободы личности, источник государственной власти, отношение к религии, тип политического режима и другие. Все типологии имеют свои достоинства и недостатки. Применение различных типологий позволяет познать сущность государства глубоко и всесторонне.