В XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм
Модернизационные процессы, происходившие в Англии и Голландии, позволили сделать эти страны в XVIII в. лидерами мирового промышленного и в целом экономического развития. Это обстоятельство вызывало стремление монархов и правящих элит других европейских государств стимулировать ускорение своего развития. Результатом этого стремления стало появление такого исторического феномена, как просвещённый абсолютизм. Просвещенный абсолютизм − это политика, проводившаяся абсолютными монархами в большинстве стран Европы в середине и второй половине XVIII в. С экономической точки зрения это была попытка слаборазвитых стран уравняться в экономическом отношении со странами, где капитализм уже развился. Она основывалась на идеях, выдвигавшихся философами-просветителями XVIII в. (Монтескье, Дидро, Руссо и др.). Идеология рационализма, господствовавшая в то время в трудах прогрессивных философов, требовала подходить ко всем явлениям общественной жизни критически, с позиции не религиозных установок, а человеческого разума и выявленных им научных, «истинных» законов социального развития. С этой точки зрения они критиковали феодальные институты современной им Европы. По их мнению, они противоречили естественному порядку, по законам которого должно происходить общественное развитие. Философы полагали, что согласно открытому ими естественному праву все люди равны и должны иметь возможность свободно распоряжаться своей личностью и собственностью. С этой точки зрения сословный строй, остатки корпоративной структуры общества и крепостничества, авторитарный характер власти, полностью сосредоточенной в руках монарха и возглавляемой им полиции и бюрократии, отсутствие гарантий для неприкосновенности личности и собственности, претензии духовенства на тотальный контроль над духовной сферой жизни общества представлялись архаичными пережитками, препятствовавшими прогрессу. Убеждённые в возможности усовершенствования человеческого общества на разумных началах, верящие в силу добра и воспитания, просветители возлагали свои надежды на просвещённого монарха, который, осознав несправедливость существующих законов, силой своей неограниченной власти на основе разума устранит их. И некоторые их идеи действительно встречали определённое сочувствие абсолютистских монархов. Их новая политика также имела целью ликвидацию наиболее архаичных пережитков феодализма, мешающих дальнейшему процессу модернизации. В германских государствах (Пруссия, Австрия) инициаторами и проводниками этой политики выступили преимущественно сами монархи (в Австрии – Иосиф II, в Пруссии – Фридрих II). В Испании и Португалии главными носителями и творцами преобразований стали не столько монархи, сколько государственные деятели либерального толка (в Испании при Карле III её проводил глава правительства Аранда, в Португалии – премьер-министр короля Жозе I маркиз Помбал). В Дании, Швеции источником реформ выступало обуржуазившееся дворянство во главе со своими ставленниками (в Дании – Иоганн Фридрих Струензе). Ведущими направлениями такой политики стали следующие. 1. Перестройка государственного аппарата. Его деятельность стала более унифицированной, специализированной, профессиональной, упорядоченной и централизованной. «Техническое» совершенство аппарата достигло своего апогея. Были предприняты попытки отделить суд от администрации, обеспечить его определённую независимость, отменить пытки, административные наказания, упразднить доносительство, поставив на его место следствие. И всё это − с целью добиться защиты личности и собственности, в том числе и предпринимательских слоёв населения. Однако в силу отсутствия общественного контроля и разделения властей получить действенные гарантии для неприкосновенности личности и собственности от произвола государственной власти не удалось. 2. Ослабление сословных и корпоративных перегородок. Расширились права различных сословий на занятие предпринимательской деятельностью, получение образования, переселение и т.д. Более справедливым, рациональным (хотя и исключительно в интересах казны) стало и налогообложение. Однако сохранение правового неравенства, привилегированного положения дворянства и духовенства, мощного административного и фискального контроля над личностью минимизировали последствия этих реформ для становления полноценного гражданского общества. 3. Поощрение буржуазного развития. Ограничение крепостничества (с предоставлением гарантий крестьянству пользования своей землёй, ограничение размеров ренты, как в Пруссии) или даже его полная отмена (в Австрии на условиях выкупа); интенсивная политика меркантилизма и протекционизма; покровительство банковской и предпринимательской деятельности со стороны государства; поощрение создания различного рода акционерных обществ. Всё это должно было содействовать развитию предпринимательства, увеличению числа свободных рабочих рук и расширению внутреннего рынка. Однако мероприятия носили ограниченный характер и предпринимались в интересах государства и привилегированных сословий, а потому отличались узостью и непоследовательностью. 4. Ослабление роли церкви в общественной, культурной и политической жизни. Происходило закрытие монастырей, конфискация значительной части земельных владений церкви. Уменьшались её льготы в налогообложении, правовая и политическая автономия, влияние на государственную политику, на образование и культуру. Упразднялись или минимизировались цензурные права духовенства. Наряду с этим расширялось светское специальное образование: создавались разного рода академии, институты, школы, университеты. Однако эта секуляризация также имела в виду прежде всего государственную пользу. Поэтому, не допуская действительной свободы совести, эти меры преследовали целью прежде всего подчинение церкви абсолютистскому государству. В этом государстве она по-прежнему исполняла роль влиятельного идеологического инструмента. Подводя итог, можно сказать, что в целом политика просвещённого абсолютизма (несмотря на то, что способствовала общественному прогрессу) была обречена на неудачу, ибо отличалась явно бюрократическим характером и не затрагивала важнейшие основы традиционализма и феодализма – абсолютизм и сословный строй.
5.6. Екатерина II и просвещённый абсолютизм в России
В России проведение этой политики связано в первую очередь с именем императрицы Екатерины II (1762–1796), в правление которой были проведены следующие преобразования.
1) Созыв Уложенной комиссии 1767–1768 гг. – выборных представителей от всех сословий, кроме крепостных крестьян, целью которой было составление нового свода законов России. Екатерина написала для этого первого со времён Земских Соборов выборного всероссийского органа «Наказ», который представлял собой инструкцию для Уложенной комиссии. В нём на базе произведений просветителей и родоначальников классической школы уголовного права были сформулированы принципы прогрессивной для того времени правовой политики. Это признание принципа необходимости соблюдения законности; право общественности жаловаться на несовершенство законов (но при незыблемости неограниченных законодательных полномочий монарха); равенство всех перед законом (но при сохранении сословного строя и крепостного права); обращение большего внимания на профилактику преступлений, нежели на уголовную кару; запрет пыток (при фактическом сохранении «Тайной экспедиции Сената»); запрещение уголовного преследования за произнесение речей и публикацию книг (хотя, например, судьба Радищева говорит об обратном); неприкосновенность частной собственности и т.д. В целом из-за нежелания императрицы радикально менять общественный строй, консервативной позиции численно преобладавшего дворянства и сословных разногласий цели своей деятельности Комиссия не достигла.
2) Поощрение торговли и частного предпринимательства. Екатерина ликвидировала монополии (предоставляемые государством исключительные права на производство и продажу какого-либо товара) в области торговли и промышленности, а также упразднила ряд сословных ограничений на занятие предпринимательской деятельностью. Она ввела явочный порядок регистрации основанных частными лицами предприятий, отменив налог на их открытие. Упразднены были также госзаказ и многие другие государственные ограничения, сковывающие частную инициативу и ограничивавшие конкуренцию. В результате количество отечественных мануфактур при Екатерине удвоилось, а по производству «хлеба» промышленности − чугуна – Россия вышла на первое место в мире. Однако самодержавие, сословный строй и крепостничество препятствовали дальнейшему развитию производительных сил страны – в России начался кризис феодализма.
3) «Секуляризация» (обмирщение, освобождение от церковного влияния всех сфер общественной жизни, и прежде всего политической). В 1764 г. Екатерина довершила начатое Петром. Если он подчинил церковь организационно-политически, то Екатерина – экономически. Она конфисковала церковные земли и крестьян. Церковь стала финансироваться из государственной казны.
4) Развитие образования и культуры. Императрица покровительствовала развитию литературы и публицистики. В её правление появились частные журналы и типографии. При Екатерине были основаны Академии – медицинская, художеств, российская; появилось женское образование (Смольный и Екатерининский институты); впервые была предпринята попытка создать систему образования (проект основания «главных народных училищ» в каждой губернии и «малых народных училищ» в каждом уезде). Однако образование продолжало носить по преимуществу сословный, дворянский, характер и отставать от потребностей времени.
5) При Екатерине II была проведена кардинальная реформа государственного аппарата – «губернская реформа 1775 г.» Её цель заключалась в децентрализации государственного управления, усилении роли дворянства (как главной социальной опоры абсолютизма) в местном управлении, упорядочении и совершенствовании судебной системы. Для этого:
1) Губернии были разукрупнены (вместо 25 – 50).
2) Они получали собственную финансовую базу (в ведение «казённых палат», создаваемых в губернии, были переданы функции бывших камер, штат и ревизион коллегий, ведавших государственными финансами) и военные силы.
3) Полномочия и функции губернаторов расширились (за счёт, например, появления в губернии «приказа общественного призрения», ведавшего образовательной и социальной сферами).
4) Административно-полицейские функции в уездах (на которые делилась губерния) осуществляли исправник и нижний земский суд, которые выбирались дворянством.
5) Суд впервые в России отделялся от администрации. Была введена выборность заседателей судов и некоторых категорий судей. Появились выборные «совестные суды», имевшие право контролировать законность ареста подозреваемых. Однако суды носили сословный характер. Для дворян – уездный суд (в уезде) и верхний земский суд (в губернии). Для горожан – городской магистрат (в городе) и губернский магистрат (в губернии). Для государственных крестьян – нижняя расправа (в уезде) и верхняя расправа (в губернии).
6) При Екатерине было окончательно оформлено привилегированное положение основной социальной опоры абсолютизма – дворянства (её правление называли золотым веком дворянства). Это оформление было проведено «Жалованной грамотой дворянству» 1785 г. Дворянство получало следующие привилегии: освобождение от обязательной государственной службы, налогов и телесных наказаний; право на «суд равных» и лишение дворянства, жизни и имущества только с санкции монарха; обеспечение свободы хозяйственной деятельности и неприкосновенности их собственности; монопольное право на владение землёй и крепостными. Дворянство получило право на сословное самоуправление. В уездах и губерниях собирались имеющие права юридических лиц дворянские собрания, которые могли подавать свои жалобы (вплоть до монарха) и выбирали предводителей, с которыми губернаторы должны были согласовывать свою кадровую политику. Фактически это было освобождение дворянства от государственного гнёта, либеральная по своей сути мера. Однако носила она узкосословный, а потому феодальный характер.
7) Императрица в духе политики просвещённого абсолютизма предприняла ряд мер, направленных на развитие городов, торговли и предпринимательства. С этой целью была издана «Жалованная грамота городам» 1785 г. «Грамота» предусматривала следующие нововведения:
– вдвое увеличила количество населённых пунктов с правами городов;
– обязала города развивать торгово-промышленную инфраструктуру;
– предоставила привилегии городскому дворянству, купечеству, предпринимателям, интеллигенции;
– даровала городам право на ограниченное самоуправление.
Всё население города было разделено на шесть разрядов (владельцы городской недвижимости, купцы, цеховые ремесленники, иногородние купцы и предприниматели, именитые граждане – городская интеллигенция и буржуазия, нецеховые ремесленники). Они выбирали «Общую городскую думу» (распорядительный орган) и «Шестигласную городскую думу» (исполнительный орган). Однако городское самоуправление не располагало достаточной финансовой базой и аппаратом для реализации своих решений. Поэтому оно не сыграло значительной роли в развитии торговли, промышленности и местного городского хозяйства, попав под контроль местной бюрократии.
5.7. Европейские революции XVIII – XIX вв. и их влияние