Французское просвещение xviii века

Философия 18-го века развивалась прежде всего как философия просвещения. Философские идеи в живой и доходчивой форме публиковались в энцик­лопедиях и периодических изданиях, привлекали внимания людей своей логичностью и доказательно­стью.

Философия просвещения была подготовлена ра­ботами П.Гассенди и П.Бейля. Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Ос­новное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни и нецивили­зованные порядки крепостничества.

Смысл слова "Просвещение" - свет науки и куль­туры должен приблизить новый гос. строй, который в корне измен/т к лучшему жизнь человека. Просвеще­ние - течение в области культурной и духовной жиз­ни, ставящее своей целью заменить воззрения, осно­вывающиеся на религиозном или политическом авто­ритете, такими, которые вытекают из требований че­ловеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивидуума в отдельности. Это понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу.

Родиной Просвещения в середине 18-го века стала Франция, где классовые противоречия достигли наи­большей остроты. Основная теория Просвещения -теория естественного права и общественного догово­ра, которая подготавливала грядущую социально-политическую перестройку,

Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить обществен­ным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе сверг­нуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Ж Руссо Д.Дидро, Гельвеции и П.Гольбах.

8о второй половине 18-го века просветительское движение приобрело широкий демократический раз­мах. Во Франции появилась целая плеяда передовых мыслителей, ученых и писателей, сплотившихся во­круг издания Энциклопедии", где редакторами были Дидро, Гольбах и Ламерти.

Просветители создали развитую форму материа­лизма, оказавшую сильное влияние на последующее развитие философской мысли. По мнению Энгельса, это была одна из высших ступеней в истории домар-ксовского материализма.

Социальные идеи французских просветителей ор­ганически вплетались в общую систему их философ­ского мировоззрения, в основном материалистическо­го и атеистического. Критика католицизма заверши­лась критикой религии.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления'

1) деистическое;

2) атеистическо-материалистическое;

3) утопическо-материалистическое.

В философии Просвещение выступало против вся­кой метафизики. Оно содействовало развитию любо­го рода рационализма, в науке развитию естество­знания, достижения которого оно часто использует для доказательства научной правомерности взглядов и веры е прогресс.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности; а политике, юрис­пруденции и общественно-экономической жизни -освобождение человека от несправедливых уз ра­венство всех людей перед законом. Последнее пред­ставляет собой понятие, разработка которого являет­ся главной заслугой Просвещения.

Однако уже в конце 18 в. Фихте указал на отрица­тельные стороны просвещения. В конце 19 в возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии Просвещения.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ 19 ВЕКА

В первой половине 19 века происходит небывалое развитие Европейской культуры и науки. Под натиском цивилизации отступала феодальная раэдробленность хозяйства, отсталость в культурной и политической жизни. Это было подтверждением правоты рационализма. Немецкая классическая философия максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеалистических позиций были согласны не все. Во второй половине 19 в. выделились два направления критики немецкой классической философии:

1. Критика с позиций материалистической философии.

2. Критика со стороны неклассической идеалистической философии.

Они для критики " гегелианства" использовали не новые подходы, как материалисты и позитивисты, а старые. Они пытались объяснить мир с позиций ста-рого до гегелевского идеализма. Так зародился иррационализм - философия, отвергающая логические связи в природе, восприятие мира как целостной за-кономерной системы, критикующая диалектику Гегеля и саму идею развития.

Идейным отцом философии иррационализма и , "философии жизни" был фил. А.Шопенгауэр (1788-, 1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ними I силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопенгауэра, - это "плесень" на одном из "шаров." Мир неразумен и бвспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не закономерен, не подконтролен разуму и подчиняется только другим силам, напр., воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши noступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Воля - центральное понятие фил. Шопенгауэра, только она способна определять и все сущее и влиять на него. Воля - это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

В книге "Мир как воля и представление" им выве­ден логический затон достаточного основания.

Согласно этому закону истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания.

Философия Шопенгауэра, несмотря на то, что не была признана современниками, оказала свое влия­ние на развитие неклассической идеалистической философии.

Учение датского философа С.Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Самые глу­бокие истины - жизнь, смерть, не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности.

Переживание - это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерно­стей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора - разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду,

Продолжателем философии Шопенгауэра являет­ся Ф.Ницше (1844-1900) основоположник "философии жизни". Жизнь-это единственная реальность, суще­ствующая для конкретного человека.

Он выступил с философской программой "пере­оценки ценностей" и с откровенной критикой гума­низма. Суть программы заключалась в аморализме и нигилизме. Цель фил. Ницше - помочь человеку при­способиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жиз­ни, воля внутри самого человека, неуправляемая во­ля (страсть), воля к власти. Толпе >Ницше противо­поставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюн­таризм Ницше - это гимн к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать.

Философия Ницше - предшественница ряда со­временных западных философских концепций, в ос­нове которых лежат проблемы человека и его жизни.

23 позитивизм

В 30-40 гг. 19-го столетия возникает филосо­фия позитивизма, родоначальником которой является французский мыслитель О.Конт(1798-1857).

ВозникноЪение позитивизма было основано и свя­зано с успехами науки в различных областях и огром­ным ее влиянием на умы людей.

Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальныхданных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанную с эм­пирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку ос­мысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: "Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы об­ладать силой". Основу его философии программы раскрывает тезис "Долой метафизику, да здравствует физика".

По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, философия должна основываться только на позитивном научном знании и не нуждается в диктате философии. Это означало: 1) философское знание должно быть точным и дос­товерным, 2) при познании нужно использовать науч­ный метод и опираться на достижения других наук, 3) основной путь достижения знания - эмпирическое наблюдение, 4) фил. исследует только факты, а не их причины. 5} фил. должна освободится от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании, 6) фш1- должна прекратить "диктат" другим наука и занять свое конкретное место среди них.

Предназначение новой философии - разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую фил. не удовлетворяли принципы, которые предлагала фил. Гегеля и Бекона, их индук­тивные умозаключения Конт считал слишком умозри­тельными.

Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: закон трех стадии развитии ума и закон классифика­ции наук. В первом законе - ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления сравнимые с человеком, на второй апеллирует к аб­страктным сущностям (напр. природа), на третьей -наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходи­мость распределения их по степени их сложности:

1) Аналитические - изучающие явления в неорга­нической природе (физика, неорганическая химия).

2) Синтетические - объясняющие отдельные фак­ты с точки зрения человека (биология).

3) Социология - призвана изучать соц. законы.

Философия Конта лишь заложила основы позити­визма, продолжателем его идей стал английский фил. Д.Стюарт Миль (1806-1873), который подверг критике учение Конта за то, что познание у него не идет дальше эмпирического мира. Он продолжил основ­ные идеи Конта, много времени уделял разработке метода философии позитивизма: таковым он считал индукцию, В самой индукции он рассматривал четыре метода: согласия, различия, остатков, сопутствую­щих изменений.

Взгляды Миля оказали большое влияние на анг­лийского философа Герберта Спенсера (1820-1873) В своем десятитомнике "Система синтетической философии" он утверждает, что философия есть та­кое знание, которое ''переходит границы общего зна­ния", философия - это научное знание, а не сумма наук. Философия не обладает исключительным пра­вом на истину, ее надо рассматривать на равных ос­нованиях с наукой.

Одна из заслуг позитивистской методологии - вы­яснение смысла научной деятельности и ее взаимо­отношение с другими сферами деятельности. Пози­тивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии.

Методология позитивизма оказала сильное влия­ние на развитие социальных исследований. Многие социологи использовали "кредо объективизма" - ряд требований, которым должен следовать социальный философ.

Наши рекомендации