А) Общее и особенное в структуре и полномочиях высших законодательных и исполнительных органов государственной власти России, Германии, Франции, США.


Общее и особенное в структуре и полномочиях высших законодательных органов в США, Российской Федерации, Германии, Франции
  Российская Федерация ФРГ США Франция
1) Законодательные органы Двухпалатная система Федеральное Собрание РФ: - Совет Федерации – верхняя палата, - Государственная Дума РФ – нижняя палата Формально закреплена однопалатная система, но фактически действуют две палаты Парламента: - Бундесрат (Федеральный Совет) - Бундестаг (Федеральный съезд) Двухпалатная система Конгресс США: - Сенат – верхняя палата - Палата представителей – нижняя палата Двухпалатная система Парламент: - Сенат – верхняя палата - Национальное Собрание – нижняя палата
2) Состав В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, половина которых избирается по одномандатным округам, вторая половина – по партийным спискам на основе пропорциональной системы представительства.   Собственно парламентом является Бундестаг (496 депутатов, избираемых прямыми всеобщими выборами на срок 4 года). Бундесрат характеризуется как орган, через который земли участвуют в законодательстве и управлении федерацией и в делах Европейского Союза (69 человек, назначаемых правительствами земель на 4 года из своего состава. В Палату представителей входит 435 членов, избираемых путем прямых выборов. Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на 2 года. Председатель Палаты представителей – спикер, избираемый из числа ее депутатов. Сенат – палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года. В ней 100 человек – по 2 от каждого штата, независимо от численности его населения. В Сенате председатель – Вице-президент США Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на 5 лет (выборы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы). В Сенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей (321 человек, избираемый путем косвенных выборов на 9 лет. Каждые 3 года Сенат обновляется на 1/3).
3) Компетенция К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение Указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; заместителя председателя Счетной Палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палата и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявляет амнистии; выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Основной Закон определяет круг вопросов, относящихся к области исключительной законодательной компетенции федерального парламента и к области конкурирующей законодательной компетенции центра и земель. Кроме того, ст. 75 Основного Закона перечисляет те вопросы, по которым парламент может издавать общие предписания. Законопроект принимается Бундестагом и сразу передается в Бундесрат. Бундестаг обладает контрольными полномочиями в отношении правительства – право «интерпелляций» (запросов), устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства 1 раз в год Конгресс собирается на очередную сессию. Президент может, кроме того, созывать чрезвычайные сессии. Конгресс сам назначает сроки перерыва в работе и окончании сессии. Палаты проводят свои заседания раздельно. Основная деятельность Конгресса осуществляется в разнообразных комитетах, создаваемых обеими палатами. В комитетах проходит большая часть законодательной работы (действуют примерно 60 комитетов). Конгресс имеет право устанавливать различные пошлины, налоги, сборы, заботиться о совместной обороне и благосостоянии США. Палата представителей наделена правом возбуждать обвинения против федеральных гражданских должностных лиц (импичмент). Сенат имеет право решать вопрос о виновности в порядке импичмента. Сенат утверждает высших должностных лиц, назначаемых Президентом, одобряет заключенные им международные договоры. В законодательной деятельности – палаты обладают равными правами Основная функция Парламента – принятие законов – значительно ограничена Конституцией, которая определяет круг вопросов, по которым Парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенный в этот список, отнесено к ведению Правительства. Если Парламент превысит свои полномочия, Правительство вправе потребовать у Конституционного Совета принять решение о разграничении компетенции. Депутаты ограничены в реализации законодательной инициативы. Правительственные законопроекты пользуются приоритетом. Права парламента урезаны в финансовой сфере. Парламент обладает правом контроля за деятельностью Правительства (право выразить Правительству недоверие, приняв резолюцию порицания)
4) Роль и место в механизме государства Федеральное Собрание – высший законодательный орган РФ, субъект, непосредственной осуществляющий государственное управление Парламент – является высшим законодательным органом, но роль Канцлера в государственном механизме чрезвычайно велика Четкое разделение властей: - Конгресс – высший законодательный орган государственной власти. - Президент – высший орган исполнительной власти - Суд и суды штатов – судебная власть Парламент играет относительно небольшую роль в политической жизни страны, т.к. центральное место отводится Президенту
Общее и особенное в структуре и полномочиях высших исполнительных органов в США, Российской Федерации, Германии, Франции
  Российская Федерация ФРГ США Франция
1) Органы исполнительной власти Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Вся полнота исполнительной власти принадлежит Федеральному Правительству во главе с Федеральным канцлером. В состав Правительства входят вице-канцлер, министры, возглавляющие министерства, и министры без портфеля Органы исполнительной власти: - Президент – высший орган исполнительной власти + глава Правительства (кабинета); - Центральные ведомства; - Должности Премьер-министра не существует. Совет министров (Правительство Франции) состоит из: - Премьер-министра (глава Правительства) - Государственного секретаря – руководит подразделениями отдельных министерств - Экономического и Социального совета – является консультативным органом при Правительстве
2) Компетенция Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, а также меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Конституция РФ устанавливает некоторые элементы парламентской ответственности правительства. Государственная Дума РФ может выразить недоверие Правительству РФ. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы РФ Полномочия Федерального Правительства весьма обширны. Фактически оно осуществляет все функции по управлению государством. Достаточно силы его позиции и в сфере законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы, при этом его законопроекты имеют приоритет. В соответствии с Основным Законом члены Правительства несут ответственность только перед канцлером. В случает отставки Канцлера, в отставку должно уйти все Правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности в случае избрания нового Канцлера   Компетенцию Кабинета точно установить невозможно, в Конституции США о нем ничего не сказано. Члены Кабинета не подотчетны Конгрессу.   Функции Правительства Конституция определяет в самой сжатой форме, где «все вопросы, не включенные в область законодательства, решаются в административном порядке». Правительство с разрешения Парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания оно должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия Премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр имеет право законодательной инициативы, он может требовать созыва Парламента, требовать передачи Правительству законодательных полномочий и т.п.
3) Порядок формирования Председатель РФ назначает Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ. Председатель Правительства формирует Правительство Президент выдвигает кандидатуру на пост канцлера, который избирается Бундестагом (если он не получает большинства голосов членов Бундестага, Президент может распустить палату). Министры назначаются и увольняются Президентом по предложению канцлера Кабинет (Правительство) состоит из: - Министров, которые назначаются Президентом «по совету и с согласия» Сената; - Должностных лиц, которых Президент сам включает в Кабинет; Центральные ведомства – Совет национальной безопасности, Ведомство по управлению и бюджету и пр. – являются исполнительным аппаратом при Президенте   Президент назначает Премьер-министра и по его предложению других членов Правительства, а также принимает отставку Премьер-министра и других министров
4) Роль и место в механизме государства Правительство – высший исполнительный орган государственной власти. Юридически и фактически Правительство полностью подотчетно и подконтрольно Президенту РФ Роль канцлера в государственном механизме ФРГ чрезвычайно велика. Фактически он определяет основную линию внутренней и внешней политики страны. Президент – высший исполнительный орган государства. Не подотчетен никаким органам и может быть отстранен от должности только в порядке импичмента, если он будет признан виновным в измене или другом тяжком преступлении или проступке Совет министров – высший орган исполнительной власти.

б) Роль Президента в государственном механизме России, Германии, Франции, США

Общее и особенное в структуре и полномочиях высших исполнительных органов в США, Российской Федерации, Германии, Франции
  Российская Федерация ФРГ США Франция
1) Место Президента в системе органов госвласти Президент РФ занимает центральное место в федеральной политической системе. Федеральный Президент – формально является главой государства, но фактически государство возглавляет Канцлер Президент - одновременно является и главой государства и главой правительства (главенствующая роль правительства) Президент Франции занимает центральное место в системе государственных органов
2) Порядок избрания Президент РФ избирается на 4 года на основе всеобщего равного и прямого, тайного голосования Избирается специальным органом – Федеральным Собранием на 5 лет   Президент США избирается сроком на 4 года путем косвенных выборов (избиратели выбирают выборщиков, выборщики – Президента). Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов выборщиков. Если ни один кандидат не получит требуемого большинства, Палата Представителей избирает Президента из 3 кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Избирается путем всеобщих и прямых выборов на срок 5 лет
3) Компетенция В области обороны и безопасности Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; утверждает военную доктрину РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ; в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; Президент вводит чрезвычайное положение. Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы; распускает ее в порядке, предусмотренном Конституцией РФ; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы Полномочия Президента ФРГ типичны для главы парламентской республики. Президент промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, обладает правом помилования. Президент – представляет ФРГ в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ Президент заключает с иностранными государствами договоры, аккредитует и принимает послов. Большинство актов Президента нуждаются в обязательной контрасигнации (подписи) главы Правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность. Президент выдвигает кандидатуру на пост Канцлера, который избирается Бундестагом. Президент осуществляет полномочия не более 2 сроков подряд. Компетенция чрезвычайно обширна. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению фактического объема полномочий Президента. Президент принимает самое непосредственное участие в законодательном процессе. Все принятые Конгрессом билли посылаются на утверждение Президенту. Используя свое право предоставляет Конгрессу различного рода информацию, Президент формулирует в своих посланиях конкретные законодательные предложения и законопроекты (законодательная инициатива). Большинство подзаконных актов Президент издает самостоятельно, причем часть их по своему значению приравнивается к законам, изданным Конгрессом. Президент назначает на высшие государственные должности с согласия Сената. Достаточно обширны полномочия Президента в области внешней политике. Президент не подотчетен никаким органам и может быть отстранен от должности в порядке импичмента. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны (наиболее важные права Президент осуществляет лично). Конституция Франции закрепляет за Президентом обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». Президент «является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров». Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства (наделен правом законодательной инициативы). Президент наделен широкими полномочиями в сфере управления. Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции, принимает иностранных послов. Президент является главнокомандующим Вооруженными силами. Президент является гарантом независимой судебной власти (осуществляет право помилования). Президент вводит чрезвычайное положение на территории государства
4) Отношение с другими органами Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти (стоит «над» властью), но фактически возглавляет исполнительную власть Президент представляет государство в сфере внешней политики (обязанности ограничиваются представительными функциями, которые мало отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях) Президент – высший исполнительный орган государства. Не подотчетен никаким органам и может быть отстранен от должности только в порядке импичмента, если он будет признан виновным в измене или другом тяжком преступлении или проступке Наделен обширными полномочиями. Имеет право роспуска нижней палаты. Однако это решение он может принять только после консультации с Премьер-министром и председателями палат

Наши рекомендации