На политическое и социокультурное развитие Европы
И Северной Америки
Постепенно на Западе абсолютизм (цеплявшийся за неограниченный характер монархической власти, сословный строй, привилегии дворянства, духовенства, жёсткую регламентацию экономики, социальной и духовной жизни поданных, фактически выливавшуюся в откровенный произвол) стал приходить в острейшее противоречие с необходимостью дальнейшего развития модернизационных процессов. Просвещённый абсолютизм лишь размывал устои этой формы правления, ослабляя её. Абсолютистская политика приходила во всё более явное противоречие с идеалами Просвещения. Эти идеалы стали овладевать умами масс. Они выражали стремление буржуазии и примыкавших к ней социальных низов (рабочих и крестьян) к установлению нового общественного и политического порядка. Необходимость реализации принципов всеобщего равенства, свободы, обеспечения неприкосновенности личности и собственности, установления режима народовластия и законности стала к концу XVIII в. актуальной и безотлагательной. Нежелание абсолютистских монархов и правящей элиты ответить на этот вызов времени, пожертвовать неограниченностью своей власти и привилегиями поддерживающих их социальных слоёв привели в конце XVIII – начале XIX вв. к целой серии революций.
Начало этой «революционной волне» положила война за независимость США (1775–1783). В североамериканских колониях Англии в конце XVIII в. активно развивались капиталистические отношения. Их развитию препятствовала политика метрополии. Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта для английской промышленности. Поэтому оно проводило политику сдерживания их промышленного развития, ограничения торговли и предпринимательства. Жителей колоний не устраивала и их политическая система. Местные представительные органы находились под полным контролем колониальной администрации, которая препятствовала реализации прогрессивных социально-экономических и политических интересов населения. Кроме того, с развитием капитализма, постепенным складыванием в колониях единого рынка и усилением экономических связей между колониями формировалась североамериканская нация, которая хотела добиться национальной независимости. Поэтому антифеодальная, буржуазная революция в Северной Америке приняла характер войны за независимость против английского колониального угнетения. Итогом революции стало следующее:
1. Появление независимого национального государства североамериканского народа – США (1783 г.), освобождённого от колониальной зависимости.
2. Утверждение самых радикальных политических преобразований за всю мировую историю, основанных уже не на религиозных доктринах (как это было в Нидерландах и Англии в XVI – XVII вв.), а на идеях рационализма и философии Просвещения. «Декларация независимости США» провозглашала идейными основами войны за независимость необходимость построить общество на началах «естественных» и «неотчуждаемых» прав человека («на жизнь, свободу и стремление к счастью») и теории «народного суверенитета» и «общественного договора». Согласно им государство существует волей народа и является средством реализации естественных и неотчуждаемых прав человека. При несоответствии формы правления этим целям народ вправе и обязан поменять её.
3. В соответствии с этой доктриной в США была впервые в мире образована буржуазная республика, основанная на федеративном государственном устройстве, сочетающем суверенитет отдельных штатов с суверенитетом США, которым штаты добровольно отдавали некоторые полномочия.
4. Республика в США впервые в мире получила мощные законодательные гарантии в виде первой в истории человечества Конституции (1787 г.) Конституция была основана на передовой идее необходимости разделения властей. Законодательная власть в США была представлена двухпалатным Конгрессом, представлявшим интересы штатов (верхняя палата – Сенат) и народа (нижняя палата – Палата представителей). Конгресс принимал бюджет и законы. Исполнительная власть была представлена Президентом, формирующим и увольняющим правительство. Судебную власть воплощала система федеральных судов и Верховный суд, которые осуществляли независимое от других властей правосудие. Эта идея была подкреплена дополнительной гарантией против произвола – системой сдержек и противовесов. Она заключалась в том, что одна ветвь власти имела ограничительные полномочия в сфере деятельности другой и наоборот. Так, Конгресс имел право в случае нарушения закона отстранить Президента, давал согласие на назначение членов Правительства. Президент обладал правом отлагательного вето на его законопроекты. Верховный суд получил право конституционного контроля над решениями Президента и законами Конгресса.
5. Был чётко определён и законодательно обеспечен правовой статус граждан. «Биллем о правах» (1791 г.) были гарантированы демократические свободы (слова, собраний, союзов, совести), а также неприкосновенность личности и собственности.
Колоссальную роль в сокрушении в мировом масштабе остатков традиционализма, препятствовавших модернизации, сыграла Великая французская буржуазная революция (1789–1799). Великая Революция конца ХVIII в. была наиболее радикальной из всех революций и имела наибольшее значение для краха всей социально-экономической и политико-правовой системы феодализма, а также утверждения новой, капиталистической, системы. Причина этого состояли в следующем:
1) Капиталистические отношения во Франции развивались чрезвычайно интенсивно.
2) Абсолютная монархия препятствовала их развитию сильнее, чем в Англии и Америке.
3) Французская буржуазия – вождь революции – была вооружена опытом английской и американской буржуазных революций и просветительскими концепциями естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разработанными преимущественно французскими философами.
Буржуазия в её ходе выступила как подлинный общенациональный лидер, объединивший все силы, оппозиционные старому порядку. И результаты этой революции были гораздо более радикальными, чем английской. Они заключались в следующем:
1. Политические преобразования были реализованы в виде новых форм правления, закреплённых в Конституциях (1789–1792 – дуалистическая монархия с разделением властей и системой сдержек и противовесов; 1792–1793 гг. – республика, в которой было введено (практически впервые) демократическое (всеобщее для мужчин, равное, прямое при тайном голосовании) избирательное право; 1793–1794 – дополнение республиканской формы правления институтами непосредственной демократии в виде референдума).
2. Социально-экономические преобразования, ставившие своей целю гарантировать проведение в жизнь лозунгов революции – «свобода, равенство, братство» (1789–1792 − сословное деление общества, монополия духовенства на идейный контроль над обществом, корпоративизм, остатки раздробленности и крепостничества, монополии, привилегии, ограничения были упразднены; 1792–1793 – крестьянское население было избавлено от выкупа за освобождение от прежней феодальной ренты; 1793–1794 – любые официальные упоминания о прежнем феодальном порядке были строжайше запрещены законом, а крестьяне, получив земли значительной части бывших феодальных сеньоров, превратились в мелких буржуа-предпринимателей).
Однако необходимо отметить, что радикализм «якобинцев» (находились у власти в 1793–1794 гг.) привёл к тому, что в стране установился недемократический политический режим. Он поставил под угрозу неприкосновенность личности и собственности. Это противоречило интересам буржуазии, и в 1795–1799 гг. он сменился режимом так называемой «директории» (республика с соблюдением принципа разделения властей). Это означало спад революции – избирательное право вновь стало «цензовым», доступ к власти получила лишь буржуазия. Однако неустойчивость этого режима подтолкнула буржуазные круги к поиску «сильной руки». В результате в 1799 г. установилась диктатура первого консула Наполеона Бонапарта. Это означало конец революции. Общество было фактически отстранено от власти (в 1804 г. во Франции была даже провозглашена империя). Однако Бонапарт смог установить политическую стабильность и оформить результаты революции законодательно. В годы его правления французская правовая система, установившая новый для того времени режим законности в частноправовых отношениях, закрепила принципы личной свободы, равенства всех перед законом, неприкосновенности личности и собственности. На штыках солдат наполеоновской армии эти принципы быстро распространялись по всей Европе. Однако отсутствие влияния гражданского общества на власть привело к авантюризму политики Наполеона и к его социальной изоляции. В 1815 г. империя пала. По всей Европе установился режим Реставрации (1815–1830), означавший восстановление дореволюционных порядков (абсолютистские или полуабсолютистские монархии). Однако принцип равенства перед законом (или, по крайней мере, смягчение сословного деления общества), неприкосновенность личности и собственности, ориентация власти на признание верховенства закона – все эти завоевания революции сохранялись и не подвергались сомнению правящими кругами. Реставрационные режимы слабо взаимодействовали с активно формирующимся в условиях послереволюционного буржуазного развития гражданским обществом. Поэтому новое столкновение между властью и народом в форме революции не заставило себя долго ждать. Полуабсолютистские порядки во Франции и ряде других стран были сметены революцией 1830 г. Теперь монархия стала опираться не только на обуржуазившееся дворянство, но и на финансовую буржуазию. Влияние гражданского общества на власть усилилось за счёт некоторого расширения избирательного права и установления гарантий для реализации демократических свобод: слова, печати, собраний, союзов, совести, слова. Таким образом, революции конца XVIII – начала XIX вв. устранили препятствия на пути развития рыночной экономики и промышленного производства; обеспечили простор для свободы предпринимательской деятельности и классовой дифференциации населения на капиталистов и пролетариев; секуляризировали духовную жизнь, науку и образование; способствовали распространению в обществе либеральных ценностей, основанных на признании индивидуализма, свободы личности и рыночной экономики; содействовали формированию в странах Западной Европы и Северной Америки гражданского общества и правового государства.