Лирика Гете (штюрмерский период и первое веймарское десятилетие).

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Особенности «веймарского классицизма» Гете четко выявляются при анализе драмы «Ифигения в Тавриде». В сюжете пьесы, обращенной к мифологическому античному материалу, воплощены «благородная простота и спокойное величие». Гете интересует в данном случае художественное воссоздание обобщенного конфликта культуры и варварства, и в то же время проблематика «Ифигении» не лишена актуальности. Исследователи отмечают благородство и человечность главной героини драмы, утопичность финала, выражающую просветительский оптимизм писателя, наконец, особую «пластичность» образов и стиля произведения. Той же пластичностью, оптимизмом и чувством гармонии наполнены лирические произведения поэта «веймарского периода» (см., например, цикл «Римские элегии»). Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Гете создает свою первую значительную пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 году).

Ранние стихи (60-е) написаны в традициях поэзии рококо. Воспевают радости чувственной любви Малые формы. Через привычные штампы прорываются индивидуально-поэтическое видение мира. Личный элемент в творчестве усиливается. В Страсбурге Гердер привил интерес к средневековью, нац. истории, раскрыл красоту народной песни. Резко меняется само понимание любовного чувства и его поэтич. выражение: в лирике любовь предстает в своем индивидуально-неповторимом проявлении, преображает и одухотворяет окружающий ландшафт.

Параллельно с подчеркнуто субъективной манерой намечается линия подражания народной песне («Степная розочка»). Лирич. начало господствует в тв-ве 70-х гг, независимо от жанра (лирика, драма, роман). Пантеистическая философия Спинозы получает отражение в одах, написанных вольными ритмами. Влияние филос. од Клопштока с их смелой образностью, словотворчеством, порывистым ритмом. Новаторство поэтич. формы – «Песнь странника в бурю» (1772). Мятущаяся сильная натура, ставшая в творчестве Гете символической. Герой отвергает мирные идиллические радости во имя поэзии борьбы, бурного движения. Отречение от собств. поэт. прошлого. Веймар. период: программные в смысле полемики со своим поэтич. прошлым явл-ся филос. стихотв. «Границы человечества» (1779), «Божественное» (1783). Написаны свободным нерифмованным стихом, но в спокойном тоне. Противопоставление богоборческим настроениям, призыв к гуманности. Лирика несет на себе печать внутр. разлада, тоски по гармонии: «Ночная песнь странника». Те же мотивы - в любов. лирике.

Вопрос

“Римские элегии” и “Западно-восточный Диван” Гете

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

«Римские элегии» — цикл стихов, стилизованных под античные поэтические формы. Эти стихотворения, посвященные природе, искусству, любви, проникнуты жизнелюбием, радостью и мудрой иронией. В стихах, вошедших в «Западно-восточный диван», Гёте запечатлел свои раздумья об эпохе, наступившей после падения Наполеона, о великих политических и социальных потрясениях, которые испытало человечество в период формирования буржуазного общества. Здесь также отразилось увлечение Гёте культурой и искусством Востока, тогда еще мало известными на Западе. С художественной выразительностью и философской силой Гёте раскрыл в «Западно-восточном диване» неповторимое своеобразие поэтики стран Востока. В образе мудрого жизнелюбца поэта Хатема отразились черты самого Гёте. Поэзия Гёте обогатила немецкий язык и немецкое стихосложение новыми образами, словосочетаниями, рифмами и размерами. Прелесть стихов Гёте высоко ценили Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский.

Вопрос

Баллады Гёте

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Из всех фольклорных жанров Гёте с особым вниманием относился к балладе, называя ее то «живым зародышем», «прасеменем» всей поэзии, то прообразом искусства, его первичной национальной формой. В 1821 г., уже имея за плечами огромный опыт собственного балладного творчества, Гёте обобщил свои раздумья об этом уникальном жанре в специальной статье о балладе. Специфику неотразимого художественного воздействия баллады он видел в соединении в ней элементов эпоса, драмы и лирики. В ранних балладах самого Гёте («Рыбак», «Лесной царь», «Фульский король») преобладает синтез лирических и драматических элементов, в поздних же балладах («Коринфская невеста», «Бог и баядера», «Баллада») лирический элемент заметно вытесняется эпическим. Сюжеты всех романтических баллад за малыми исключениями извлечены из фольклора. Наряду с обращениями авторов баллад к своему национальному наследию просматривается тенденция, идущая от Гете и Шиллера, заимствовать сюжеты из иноязычных культур. Обращение к устному народному творчеству других народов наглядно демонстрирует свойственную жанру баллады дистанцированность от фольклора. Баллада не адекватна фольклорному источнику, так как романтический поэт выступает его интерпретатором. В этой связи в романтическую эпоху авторы баллад интуитивно стремились подчеркнуть не только своеобычие того или иного предания, но и типологическую общность верований и представлений.

Авторы большинства романтических баллад утверждают приоритет мира воображаемого над реальностью. Популярность баллад потребовала с течением времени некоторого ослабления жанровых признаков. Это происходило по двум направлениям: страшная баллада превращалась в смешную. Вместе с тем баллада как жанр в ряде случаев возвращается к песенному истоку. Из сюжета убираются подробности и детали, поэт сосредотачивает внимание на кульминационных моментах. Фабула развертывается как лирическое переживание, действие заменяется внутренним монологом, в котором главное не само событие, а отклик на него. Гете был инициатором возрождения этого старинного жанра. Он еще прежде обращался к балладе. Баллады Гете «Фульский король», «Лесной царь», «Кладоискатель», «Коринфская невеста» и другие написаны в традициях страшной сумрачной баллады. Их источниками послужили античные мифы и средневековые предания. В балладах Гете непременно присутствует что-то загадочное, поучительное, страшное, реже — смешное. Обнаженность чувств, столь характерная для фольклорных произведений, — важное свойство баллад. Фантастическое и маловероятное, страшное и смешное всегда пронизывает четкая мысль Гете. В «Коринфской невесте» поэт осуждает христианский аскетизм. Преступление совершено родителями коринфской девушки, которую они во исполнение обета, данного богу, обрекли на монастырское затворничество и смерть. Гете всюду и всегда утверждает земные радости; ни кладоискательство, ни ворожба не принесут счастья.

Вопрос

«Страдания молодого Вертера».

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. «Страдания юного Вертера» — сентиментальный роман в письмах Иоганна Вольфганга Гёте 1774 года. В романе на фоне картины немецкой действительности отражены драматические личные переживания героя, закончившиеся его самоубийством. Роман «Страдания юного Вертера» стал вторым литературным успехом Гёте после драмы «Гёц фон Берлихинген». Как драму, так и роман в письмах относят к направлению «Буря и натиск». «Страдания юного Вертера» носят в некоторой степени автобиографический характер, в нём в вольной интерпретации Гёте рассказал о своей платонической любви к Шарлотте Буфф. Гёте познакомился с ней во время прохождения практики в имперском камеральном суде Вецлара летом 1772 года. Мотив трагического исхода любовной истории, суицида Вертера Гёте навеяла смерть его друга Карла Вильгельма Иерузалема, страдавшего от любви к замужней женщине. Литературный образ Лотты обязан своим появлением другой знакомой Гёте того времени — Максимилиане фон Ларош.

Вертер — человек чувства, у него есть своя религия, и в этом он подобен самому Гете, который с юных лет воплощал свое мироощущение в созданных его воображением мифах. Вертер верит в Бога, но это совсем не тот бог, которому молятся в церквах. Его бог — это незримая, но постоянно ощущаемая им душа мира. Верование Вертера близко к гетевскому пантеизму, но не полностью сливается с ним, да и не может слиться, ибо Гете не только чувствовал этот мир, но и стремился познать его. Вертер — наиболее полное воплощение того времени, которое получило название эпохи чувствительности. Все связано для него с сердцем, чувствами, субъективными ощущениями, которые стремятся взорвать все преграды. В полном соответствии со своими душевными состояниями он воспринимает поэзию и природу: глядя на деревенскую идиллию, Вертер читает и цитирует Гомера, в момент душевного волнения — Клопштока, в состоянии безвыходного отчаяния — Оссиана. Средствами своего искусства Гете сделал так, что история любви и мук Вертера сливается с жизнью всей природы. Хотя по датам писем видно, что от встречи с Лоттой (Шарлотта С. — девушка, в которую В. был влюблен) до смерти героя проходят два года, Гете сжал время действия: встреча с Лоттой происходит весной, самое счастливое время любви Вертера — лето, самое мучительное для него начинается осенью, последнее предсмертное письмо Лотте он написал 21 декабря. На наших глазах развивается сложный процесс душевной жизни героя. Первоначальная радость и жизнелюбие постепенно сменяются пессимизм. И приводит это все к фразам типам: "мне не под силу это", "А я не вижу ничего, кроме всепожирающего и все перемалывающего чудовища". Так Вертер становится первым провозвестником мировой скорби в Европе задолго до того, как ею проникнется значительная часть романтической литры. Почему он погиб? Несчастная любовь здесь не главная (или далеко не единственная) причина. Самоубийство Вертера явилось естественным концом всего пережитого им, оно было обусловлено особенностями его натуры, в которой личная драма и угнетенное общественное положение дали перевес болезненному началу. В конце романа одной выразительной деталью еще раз подчеркнуто, что трагедия Вертера имела не только психологические, но и социальные корни: "Гроб несли мастеровые. Никто из духовенства не сопровождал его."

В эту предреволюционную эпоху личные чувства и настроения в смутной форме отражали глубокое недовольство существующим строем. Любовные страдания Вертера имели не меньшее общественное значение, чем его насмешливые и гневные описания аристократического общества. Даже жажда смерти и самоубийство звучали вызовом обществу, в котором думающему и чувствующему человеку нечем было жить.

Вопрос

Проблемы диалектики добра и зла в “Фаусте” Гете.

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Трагедия «Фауст» (нем. Faust. Eine Tragödie.) — венец творчества выдающегося немецкого писателя Гёте. Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста.

В философии Гете догадка диалектического единства противоположностей является одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей — истина. Поэт нам все напоминает сравнительным способом. Два героя трагедии — Фауст и Мефистофель — наглядно нам демонстрируют это диалектическое родство позитивного и негативного. Образ Мефистофеля олицетворяет в себе смелость возражения и разрушения. Но он не может уничтожить основное — жизнь. Он тоже творит через возражение. Фауст и Мефистофель все спорят, в прочем этим они едва взаимно пополняют единственную идею. Часто он признает правильность мыслей и поступков. У Фауста и Мефистофеля составитель вложил определенные чел черты. Фауст— неудовлетворенный, мятущийся, бурный гений, страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, Фауст способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беспечно эгоистичен по неведению и всегда бескорыстен, отзывчив, человечен. Мефистофель, напротив, уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, но в его насмешках звучит правда, горькая даже для него — духа тьмы и разрушения. Это тип чела, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Мефистофель сопровождает Фауста, угождая ему и презирая его. Мефистофель таит в себе дух отрицания, дух разрушения. Прочитав трагедию "Фауст", можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа(Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и разочарования (Мефистофель). Мефистофель, здесь представляет сторону зла, предлагал знание и вместе с ним могущество, а от Фауста требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнюдь не особенным. Образ Мефистофеля в “Фаусте” Гёте сложен и многосторонен. Это Сатана — образ из народной легенды. Гёте придал ему черты конкретной живой индивидуальности. Перед нами циник и скептик, существо остроумное, но лишенное всего святого, презирающее человека и человечество. Выступая, как конкретная личность, Мефистофель в то же время является сложным символом. В социальном плане Мефистофель выступает как воплощение злого, человеконенавистнического начала. Однако Мефистофель символ не только социальный, но и философский. Мефистофель — воплощение отрицания. Образ Мефистофеля необходимо рассматривать в неразрывном единстве с Фаустом. Если Фауст — воплощение созидательных сил человечества, то Мефистофель представляет символ той разрушительной силы, той разрушительной критики, которая заставляет идти вперед, познавать и творить. Отрицание, “зло”, воплощением которого и является Мефистофель, становится толчком движения, направленного против зла. Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо — так сказал о себе Мефистофель. Все границы, которыми изначально оформлен и приведен в гармонию мир, стираются. Между добром и злом нет чётких границ.

Вопрос

Конфликты и композиция “Фауста” Гете.

Гетевский "Фауст" — глубоко национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления не только людей мятежного XVI века; те же мечты владели сознанием и всего поколения "Бури и натиска", вместе с которым Гете выступил на литературном поприще. Но именно потому, что народные массы в современной Гете Германии были бессильны порвать феодальные путы, "снять" личную трагедию немецкого человека заодно с общей трагедией немецкого народа, поэт должен был тем зорче присматриваться к делам и думам зарубежных, более активных, более передовых народов.

В этом смысле и по этой причине в "Фаусте" речь идет не об одной только Германии, а в конечном счете и обо всем человечестве, призванном преобразить мир совместным свободным и разумным трудом

Гете начал работать над "Фаустом" с дерзновением гения. Сама тема "Фауста" — драма об истории человечества, о цели человеческой истории — была ему, во всем ее объеме, еще неясна; и все же он брался за нее в расчете на то, что на полпути история нагонит его замысел. Гете полагался здесь на прямое сотрудничество с "гением века". Как жители песчаной, кремнистой страны умно и ревностно направляют в свои водоемы каждый просочившийся ручеек, всю скупую подпочвенную влагу, так Гете на протяжении долгого жизненного пути с неослабным упорством собирал в своего "Фауста" каждый пророческий намек истории, весь подпочвенный исторический смысл эпохи. Самого Гете всегда интересовало идейное единство "Фауста". В беседе с профессором Люденом (1806) он прямо говорит, что интерес "Фауста" заключается в его идее, «которая объединяет частности поэмы в некое целое, диктует эти частности и сообщает им подлинный смысл». Правда, Гете порою утрачивал надежду подчинить единой идее богатство мыслей и чаяний, которые он хотел вложить в своего "Фауста". Так было в восьмидесятых годах, накануне бегства Гете в Италию. Так было и позднее, на исходе века, несмотря на то что Гете тогда уже разработал общую схему обеих частей трагедии. Надо, однако, помнить, что Гете к этому времени не был еще автором двухчастного "Вильгельма Мейстера", еще не стоял, как говорил Пушкин, "с веком наравне" в вопросах социально-экономических, а потому не мог вложить более четкое социально-экономическое содержание в понятие "свободного края", к построению которого должен был приступить его герой. Но Гете никогда не переставал доискиваться "конечного вывода всей мудрости земной", с тем чтобы подчинить ему тот обширный идейный и вместе художественный мир, который заключал в себе его "Фауст". По мере того как уточнялось идейное содержание трагедии, поэт вновь и вновь возвращался к уже написанным сценам, изменял их чередование, вставлял в них философские сентенции, необходимые для лучшего понимания замысла. В таком "охвате творческой мыслью" огромного идейного и житейского опыта и заключается та "высшая смелость" Гете в "Фаусте"" о которой говорил великий Пушкин. Будучи драмой о конечной цели исторического, социального бытия человечества, "Фауст" уже в силу этого — не историческая драма в обычном смысле слова. Это не помешало Гете воскресить в своем "Фаусте", как некогда в "Геце фон Берлихингене", колорит позднего немецкого средневековья.

Вопрос

Эстетические проблемы в “Фаусте” Гете.

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Трагедия «Фауст» (нем. Faust. Eine Tragödie.) — венец творчества выдающегося немецкого писателя Гёте. Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста.

Вопрос

Философский смысл эволюции героя в “Фаусте”

Иоган Гете - (28 августа 1749 - 22 марта 1832) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Трагедия «Фауст» (нем. Faust. Eine Tragödie.) — венец творчества выдающегося немецкого писателя Гёте. Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста. Фауст- Не такой, как все; он служит по-иному; Ни пить, ни есть не хочет по-земному; Как сумасшедший, он рассудком слаб, Что чувствует и сам среди сомнений; Всегда в свои мечтанья погружен, То с неба лучших звезд желает он, То на земле — всех высших наслаждений, И в нем ничто — ни близкое, ни даль — Не может утолить грызущую печаль. Гете «Фауст» Бурная эпоха

Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И. В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения — трагедии «Фауст». Легенда о Фаусте еще в ранние годы привлекла внимание Гете. Она отражала веру в человека, в силу и величие его мысли. Поэту был близок образ человека, преодолевающего любые трудности и соблазны и уверенно идущего вперед к достижению своей высокой цели. Фауст представлял собой тип мыслителя, стремящегося во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя. Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с «глухой каменной норой», мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении

Вопрос

Французская литература второй половины ХVIIIвека.

XVIII век называют французским веком. В эпоху Раннего Средневековья во Франции интенсивнее, чем в других странах Европы развиваются рыцарский роман, фаблио, клерикальная драматургия. В XVII веке во Франции больших масштабов достигает классицизм (Корнель, Расин, Буало, Мольер). А в XVIII веке с огромной силой развертывается просветительская литература.

Почти на всем протяжении XVIII века шла борьба между Англией и Францией за первенство на море и в колониях. Росли революционные настроения, катализатором которых и стали в последствии французские просветители. Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо... Именно они подготовили революцию в умах. К власти приходит третье сословие – буржуа - активные, самостоятельные, шустрые в отличии от феодалов, где если ты родился бароном, то дальше можешь не париться, все будет. ОСОБЕННОСТИ: 1.Для всех направлений характерна философичность (часто герой служит проводником идей (|Кандид" Вольтера)) 2.Публицистичность литературы (произведения пишутся не для универсального читателя, а на потребу дня. Большинство просветителей занимались общественной деятельностью (Свифт пишет памфлеты, Руссо |Общественные договоры"). Автор обращается к прямому диалогу с читателем (|История Тома Джонса-найденыша"). 3. Всегда прагматическая цель. Литература должна приносить пользу. Она должна воспитывать. 4.Главная идея - борьба героя за себя в самостроении. Своеобразие французского просвещения Основная мысль - идея свободы. В литературе тесно связан радикализм и сенсуализм. Это зачаток реализма. Идея свободы рассматривается в религиозном аспекте. Руссо отвергал любую официальную религию. Он считал, что вера должна быть интимным чувством человека. Выдвигаются две концепции1. Прогресс, как неотъемлемое качество истории, 2. Руссо видел в цивилизации регресс. Человек был счастлив только в древности, когда не было социальной неравности. ПрозаВ XVII веке проза считалась не считалось достойной, чего не скажешь о XVIII веке. Тут проза стала не просто достойной, она стал более интеллектуально наполненной. Сначала это авантюрный роман Лесажа |Хромой бес". Но постепенно сюжет становится более цельным. Появляется интерес к аналитическим жанрам. Вольтер пишет публицистику и философскую повесть (видимо, |Кандит"). Появляется психологическая повесть. Если аббат Прево дает сложные характеры, но нет их объяснения, то у Дидро уже есть внутренний мир человека и самоанализ. Со временем герой становится более социален. Здесь есть уклонения в физиологию человека, в сексуальные моменты. Тут и социальный быт, и обращение внимания на разгул фаворитизма и есправедливость судов.

Вопрос

Творчество Р.Лесажа.

Лесаж - автор знаменитых сатирических романов, родился в 1668 году в Нижней Бретани в семье адвоката. Окончив иезуитский колледж, он отправляется в Париж для продолжения образования и там принимается за труд литератора. Лесаж изучает произведения Лопе де Вега, Кальдерона и работает профессиональным писателем. Лесаж не брезговал и ярмарочными театрами. Он писал для них простые комедии с грубоватым юмором. Впервые о писателе заговорили после постановки его пятиактовой комедии |Тюркаре". В ней он осмеивал откупщиков (крупные банкиры, купцы, которым правительство назначало собирать налоги), поэтому комедия прошла на ура среди аристократии, главными врагами которых и была эта буржуазия. Перед постановкой Лесажу даже предлагали приличную взятку - 100 тысяч франков, при условии, что комедия не попадет на сцену. Но Лесаж отказался. Хромой бес – книга ставшая бесцеллером и раскупалась нарасхват. Однажды даже в магазине произошел поединок на шпагах между двумя покупателями из-за последнего экземпляра. Сюжет взят из одноименной книги Луиса де Гевара. Почти во всех произведениях Лесажа испанский колорит, чтобы обойти цензуру. «Хромой бес» трудно назвать романом. Это скорее серия жизненных зарисовок, среди которых выставлены две-три новеллы с более-менее развернутым сюжетом. Чтобы объединить эти зарисовки в нечто целое, автор проводит через них двух героев: студента Клеофаса и его проводника - беса Асмодея. Студент освобождает хромого беса. В благодарность тот поднимает крыши Мадрида, чтобы показать настоящую, скрытую там жизнь. Студент видит изнанку жизни. Асмодей показывает студенту целую галерею социальных типов. Вот скупой, который над златом, понимаешь, чахнет. А в соседней комнате его родственники спрашивают у гадалки, когда он умрет. Вот старая кокетка, которая, ложась спать, кладет на полку фальшивые мушки, волосы, брови и зубы. Вот алхимик, который все пытается изобрести философский камень. Тюрьма, где вместе с преступниками томятся невинные. А злодея отпускают только потому, что он |родственник госпожи няньки инфанта". Вот ростовщик, который дерет огромные проценты, но при этом он набожен и аккуратно слушает проповеди. Дальше идет галерея сумасшедших. Жена судьи сошла с ума от того, что ее назвали |мещанкой". Вдова-купчиха ополоумела, потому что не стала дворянкой. Старая маркиза сошла с ума, увидев в зеркале свое дряблое морщинистое лицо. Сумасшедшие спокойно разгуливают по улицам города. Асмодей говорит: «Куда не посмотришь, везде видишь людей с поврежденными мозгами". Даже на кладбище. Асмодей показывает студенту могилу придворного, который «шестьдесят лет присутствовал при одевании короля", за что получил кучу орденов и подарков. На рассвете Асмодей решил показать Клеофасу сны людей, отражающие их мелкие мечты. Волоките-графу сниться актриса, провинциальному дворянину сниться, как ему уступает дорогу гранд в публичной церемонии. На фоне бездельников, развратников, кутил писатель показал одного честного человека. Это сапожник. Сын дал ему кошелек, чтобы тот мог больше не работать на старости. Но сапожник вернул кошелек, сказав, что без работы ему скучно.

Реализм Лесажа еще далек от совершенства. Характеры бледны. В романе много вставных эпизодов, которые только отягощают. Иногда они повторяются, иногда исчезают бесследно. Вдобавок, Лесаж преимущественно рассказывает, а не показывает.

Ещё шире захвачена жизнь в главном произведении Лесажа «Жиль Бласе». Целый ряд приключений заставляет испанского крестьянина Жиль Блаза жить среди неприглядного люда — грабителей и обманщиков, авантюристов и шарлатанов, странствующих актёров и других «picaro», то есть мошенников. Ловкость и природный ум заменяет в этих людях стремление к справедливости; но благодаря тому, что их жертвами являются себялюбивые и близорукие баловни судьбы, читатель чувствует симпатию к торжеству находчивости в борьбе с жизнью. Сатира Лесажа становится более широкой и глубже захватывает жизнь общества во второй части «Жиль Блаза», появившейся в 1734 г. Бывший лакей является здесь умудрённый опытом, не попадается на удочку всякого авантюриста и быстро поднимается по общественной лестнице. Лесаж рисует жизнь такой, какова она в действительности, перемешивая трогательное с комическим. Мораль Лесажа заключается в применении к обстоятельствам; житейская мудрость его так же непосредственна и неизменна, как вечны законы чувств и страстей. Последние книги романа написаны в ином тоне. Жиль Блаз не только умудрён жизнью, но и пресыщен ею; он жаждет уединения среди природы и любимых книг, жаждет спокойного семейного очага: это — история семейной жизни самого автора. Заключительные аккорды романа звучат примирением с жизнью, несмотря на все её неприглядные стороны. Литературное значение «Жиль Блаза», помимо его художественных достоинств, заключается в том, что это первый реалистический роман, сменивший во Франции эру чувствительных романов XVII века.

Вопрос

Роман А.Прево “Манон Леско”

Антуа́н Франсуа́ Прево́ (1 апреля 1697 — 23 ноября 1763) — один из крупнейших французских писателей XVIII века, автор романа «Манон Леско

».

Аббат Прево использует традиционный любовный сюжет. Основная идея – воздействие глубинной страсти на мировоззрение человека. Страсть не проконтролируешь – значит это внутренняя свобода человека. И к чему ведет эта свобода? Приключение шевалье де Грие и Манон Лескос - это трагедия влюбленных, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Шевалье де Грие - дворянин, а Манон Леско - падшая женщина, куртизанка. Это люди совершенно разных миров. Между ними не только социальная преграда, но и все то, что сформировало их личность: мораль, предубеждения... Но, тем не менее, любовь соединяет двух этих людей. Манон продает свое тело другим и искренне удивляется, когда Грие огорчается. Она считает, что - да, я продаю свое тело, но моя душа принадлежит только ему". Ее любовь благородна. Ради Грие она пойдет и на костер. Но разве она может видеть милого голодным или явиться к нему в дурно сшитом платье? Для этого она идет в спальню к развратному аристократу, чтобы добыть денег. Просветители спокойно, но без восторга восприняли роман. Что тянуло совершенно разных людей друг к другу? Любовь - сила необъяснимая, в ней что-то таинственное, роковое. Так полагал автор. Но этого не могли понять трезвые мыслители, создавшие Энциклопедию. Им было все ясно в человеке как воплощении высшего разума. "Манон Леско" - это неподражаемый шедевр, который дает изумительный анализ женского сердца, самый тонкий, самый точный, самый проникновенный и, быть может, наиболее разоблачающий из всех существующих..."

Вопрос

Наши рекомендации