Типология политических конфликтов
Политические конфликты бывают нескольких типов:
1. Внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические конфликты бывают - институциональные и внеинституциональные, позиционные и оппозиционные, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти, отражающих характер политических процессов. Внешнеполитические конфликты происходят в сфере международных отношений. Эти конфликты могут происходить в виде локальных и мировых войн, экономической войны, «торговой войны», «таможенной войны» и т.д.1;
2. С точки зрения места конфликта в политической системе выделяются институциональные (осуществляемые в рамках политической системы) и неинституциональные (выходят за рамки политической системы). Субъектами институциональных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, подчиняющиеся единым правилам политической игры, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов — отдельные элементы политической системы и политика правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей2.
Субъектами внеинституциональных внутриполитических конфликтов выступают с одной стороны правящие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, а с другой — внесистемная оппозиция: народные массы, политически активные группы, радикальные организации, выступающие против существующих порядков, господствующей власти и действующие за рамками общепринятых правил политической игры. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта либо победа правящего режима и уничтожение внесистемной оппозиции, либо смена политической системы.
3, Отсюда следует, что по вовлеченности в конфликт, по масштабам политических преобразований и характеру решаемых проблем политические конфликты могут быть частичными и радикальными. Источником частичных конфликтов являются противоречия по поводу неосновных, конъюнктурных интересов и ценностей. В этих конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные" или незаинтересованные в разрешении определенных политических проблем. Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и ценностями крупных социальных групп. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения.
4. С точки зрения публичности противоборствующих сторон следует различать открытые и закрытые (латентные) конфликты.
Открытые конфликты выражаются в явных, внешнефиксируемых формах взаимодействия конкурирующих сторон. Например, в различных формах массового участия граждан в политической жизни в виде манифестаций, забастовок и т. д, В закрытых (латентных) конфликтах доминируют теневые, закрытые для внешнего наблюдения взаимодействия соперничающих сторон при принятии политических решений. На поверхности они могут проявляться позже, например, в виде отставки видного чиновника, министра или кабинета министров и т. д
5. По формам разрешения политические конфликты могут быть насильственными и мирными.
6. По временным характеристикам конкурентные взаимодействия сторон могут быть долговременными и кратковременными. Долговременный конфликт длится в течение большого периода и, как правило, проходит все стадии динамики. Например, военно-политический конфликт в виде мировой войны. Кратковременный конфликт может возникнуть и быть разрешен в предельно короткое время. Например, отставка министра в связи с публичным разоблачением его неприглядной деятельности, порочащей правительство1.
7. В соответствии со строением и организацией формы правления можно выделить вертикальные и горизонтальные. Вертикальные конфликты характеризуют противоборство субъектов, принадлежащих к различным уровням власти, центральным и региональным элитам, органам федерального и местного самоуправления. Горизонтальные конфликты характеризуют конкретное взаимодействие однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между правящими партиями, членами одного политического объединения и т. д2.
Кроме этого выделяются конфликты по характеру порождающих их причин: национальные, расовые, религиозные (конфессиональные) и т.д,, которые всегда принимают политический характер.
3. Условия возникновения и стадии развития политических конфликтов
Практика свидетельствует о том, что предпосылки и условия возникновения политических конфликтов весьма разнообразны. Предпосылками и условиями возникновения конфликтных ситуаций может послужить политическая жизнь общества во всем ее многообразии, а именно:возрастанием роли личности в политической жизни, разрушением воинственно-атеистического стереотипа в подходе к оценке окружающей жизни, подъемом массовых демократических движений, легализация теневой экономики, падение морали во всех сферах человеческой жизнедеятельности, возрастание национализма и сепаратизма и т.д.
Государство вмешивается и пытается разрешить политический конфликт лишь в следующих случаях:
а) когда конфликты серьезно угрожают жизни людей;
б) при совершении людьми, участвующими в конфликте, актов насилия, недопустимых с точки зрения закона;
в) когда существует угроза превращения конфликта в причину массового насилия одних членов общества над другими.
Стадии развития политического конфликта:
1 стадия- Зарождение политического конфликта (может быть нулевой, средней степени и высокой).
2 стадия – Развитие политического конфликта ( высокая напряженность, конфликт).
3 стадия – Разрешение.
Конфликт может быть прерван на любой из стадий, на определенное время или окончательно, если будет устранена коренная причина.