Особенности статуса субъектов федерации
Республика
1.охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5);
2.статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);
3.вправе устанавливать свои государственные языки и гражданство(часть 2 статьи 68).
4. образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
Край, область, город федерального значения
1. статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область
1.статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
2.может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ
1.статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
2.может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
3.отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66).
35. Конституционное разграничение компетенции между РФ и её субъектами.
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации.
Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
К исключительному ведению РФ относится:
1 ) в области государственном строительства:
- принятие и изменение Конституции РФ и Фед зак - федеративное устройство и территория РФ; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; - гражданство в РФ; - регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деят-ти; - формирование федеральных органов государственной власти; | - судоустройство, прокуратура; - уголовное, уг-процессуальное и уг-исполнительное законод-во; гражданское, гр-процесс.е и арбитражно-процесс. законод-во - амнистия и помилование; - правовое регулирование интеллектуальной собственности; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ; - федеральная государственная служба; - государственные награды и почетные звания РФ; |
2) в экономической, социальной, культурной областях.
- федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ фед политики и фед программы в области экономич, экологического, соц, культурного развития РФ; - установление правовых основ единого рынка; - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; - фед экономические службы, включая федеральные банки; | - федеральный бюджет; налоги и сборы; фонды регионального развития; энергетические системы, ядерная энергетика; - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; - деятельность в космосе; метеорологическая служба, стандарты, метрическая система и исчисление времени; - геодезия и картография; наименования географ. объектов; - официальный статистический и бухгалтерский учет; |
3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:
- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; - вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения РФ; - оборона и безопасность; | оборонное производство: - определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и др; - производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; - определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. |
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться :
1) в области государственного строительства:
-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; - зашита прав и свобод человека и гражданина; - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; | - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; - режим пограничных зон; - административное, административно-процессуальное законодательство; - кадры судебных и правоохранительных органов; - адвокатура, нотариат; - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федер, выполнение международных договоров РФ; |
2) в экономической, социальной, культурной областях:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - разграничение государственной собственности; - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности - охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; | - координация вопросов здравоохранения; - защита семьи, материнства, отцовства и детства, соц зашита; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установлениеф принципов налогообложения и сборов в РФ; - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. |
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).