Цели и задачи изучения темы. Цель самостоятельной работы – проанализировать причины, характер, сущность и последствия буржуазных преобразований второй половины ХIХ в.
Цель самостоятельной работы – проанализировать причины, характер, сущность и последствия буржуазных преобразований второй половины ХIХ в., показать историческое значение реформ Александра II и Александра III с точки зрения различных измерений исторического процесса
Методические рекомендации
Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем:
причины отмены крепостного права в России,
власть и общество в процессе подготовки крестьянской реформы,
содержание реформы 19 февраля 1861 г.,
историческое значение отмены крепостного права в России;
результаты крестьянской реформы с точки зрения различных концептуальных подходов;
судебная реформа (новые принципы судопроизводства, судебные инстанции и их компетенция каждой из них, прогрессивные черты и недостатки новой судебной системы);
земская реформа (избирательная система в новые органы местного самоуправления, структура и состав земств, сфера компетенции, хозяйственная деятельность и роль в общественно-политической жизни); городская реформа (избирательная система в органы городского общественного управления, их структура и состав, сфера компетенции);
военная реформа (цель, упразднение рекрутской системы и новый устав о воинской повинности, модернизация вооружения); церковные преобразования, реформы высшего образования и народного просвещения;
реформа в области печати;
преобразования в финансовой сфере (учреждение Государственного банка, акцизная система сборов, централизация бюджетной политики). Оценка буржуазных реформ и роли Александра II представителями различных концептуальных подходов.
Преобразования Александра III («Временные правила» о печати, реформы в сфере образования и народного просвещения, реорганизация земского и городского самоуправления).
Задания
I. Заполните таблицы:
Реформы Александра II и Александра III
Сфера деятельности | Александр II (1855-1881) | Александр III (1881-1894) |
Экономическая | ||
Политическая | ||
Духовная жизнь, культура |
Оценки и интерпретация реформ Александра II и Александра III
Сторонниками различных теорий
Название теории (модели) | Оценки и интерпретация реформ Александра II | Оценки и интерпретация реформ Александра III |
Формационная | ||
Либеральная | ||
Модернизационная | ||
Цивилизационная |
II. Тесты
1. Отметьте причины отмены крепостного права в России.
а) оно тормозило осуществление промышленного переворота;
б) оно было невыгодно большинству помещиков, стремившихся перейти на использование наемной рабочей силы;
в) страна стояла перед угрозой новой пугачевщины;
г) оно консервировало военно-техническую отсталость России.
2. Отметьте черты крестьянской реформы 1861 г.:
а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земельного надела.
б) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп.
в) поэтапное освобождение крестьян с выкупом ими личной свободы у помещиков.
г) определение надела, отводимого освобожденным крестьянам по обоюдному согласию крестьян и помещика.
3. Представители, какого теоретического направления полагают, что отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и знаменовали переход от феодализма к капитализму?
а) формационного;
б) либерального;
в) модернизационного;
г) цивилизационного.
4. Отметьте положения судебной реформы 1864 г.:
а) введение суда присяжных;
б) всенародные выборы судей;
в) придание Сенату функций высшей кассационной инстанции;
г) введение адвокатуры.
5. Отметьте мероприятия военных реформ в правление Алексан-
дра II:
а) создание системы военных округов;
б) введение рекрутских наборов в армию;
в) введение всесословной воинской повинности;
г) создание системы военных поселений.
Контрольные вопросы
1. Почему современники назвали преобразования 60-70-х гг. ХIХ в. Великими реформами?
2. Докажите, что буржуазные реформы 60–70-х годов ХIХ в. способствовали развитию капиталистических отношений в России, вместе с тем сохраняя традиционные феодальные устои.
3. Как восприняли отмену крепостного права разные социальные слои российского общества?
4. Сравните характер и содержание реформ Александра II и Александра III.
5. Почему реформы Александра III принято называть в советской историографии «контрреформами»? Согласитесь или обоснуйте противоположную точку зрения.
Основные понятия
Реформа, крепостное право (крепостничество), временно обязанные крестьяне, выкуп, выкупная операция, отрезки, земства (земские учреждения), городская дума, присяжные заседатели, контрреформа.
Литература
Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история, 2005, №4.
Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословное общество российской империи (18 – начало 20 века). М., 2010.
Козлов С.А. История России до XX века. Новые подходы к изучению: Курс лекций. СПб., 2010.
Королева Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии. // Отечественная история, 2007, №4.
Куприянов А.И. Городская демократия: выборы в русской провинции (вторая половина 1780-х – начало 1860-х гг.). // Отечественная история, 2007, №5.
Николаев В., Захаров И.В. Александр II: Биография. М., 2005.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 2009.
Туманова А.С. Общественность и формы ее самоорганизации в имперской России конца XVIII – начала XX вв. // Отечественная история, 2007, №6.
Федоров В. История России 1861 - 1917: учебник для вузов. М., 2009.
Тема 9. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.