Продовольственное снабжение Советских войск в Советско-финской войне
Накануне Великой Отечественной войны система интендантского обеспечения войск Красной Армии прошла проверку на жизнеспособность. Советско-финская война 1939-1940 годов показала со всей остротой реальное состояние дел по материальному обеспечению действующих войск.
Вспыхнувшая в ноябре 1939 года война между Советским Союзом и Финляндией получила больший размах по сравнению с предшествующими военными конфликтами. Были отмобилизованы войска Ленинградского военного округа, которые были объединены в Северо-Западный фронт. Войска Белорусского Особого военного округа (БОВО) также приняли участие в этой войне: управления трех стрелковых и одного кавалерийского корпусов, а также десять стрелковых, три кавалерийских дивизии и одна авиадесантная бригада.
Одновременно за счет сил и средств Ленинградского военного округа создавались органы учреждения продовольственной службы, запасы продуктов, питания и фуража. В течение осени 1939 года было сформировано 14 головных продовольственных складов, 10 из них были развернуты вблизи железнодорожных станций (в качестве станций снабжения).
По разработкам мобилизационного плана, к началу войны воинские части Ленинградского военного округа имели неприкосновенные запасы продовольствия и фуража в размерах, предусмотренных мобпланом -носимые и возимые запасы на 5 суток, а также на отмобилизование от 3 до 8 суток: всего от 8 до 12 сутодач2. На окружных продовольственных складах находились переходящие запасы от на 20 - 25 дней потребности соединений и воинских частей мирного времени. Эти запасы обеспечивали войска, развернутые по штатам военного времени, лишь на 5 дней. Всего, таким образом, включая фонды Управления государственных резервов (УГР), Ленинградский военный округ (ЛенВО) имел запасов от 13 до 17 сутодач. Из-за того, что строительство новых стационарных складов и баз в Ленинградском военном округе велось недостаточно интенсивно, запасы продовольствия были ниже установленных норм. Для создания необходимого запаса было принято решение разбронировать часть продовольствия Управления государственных резервов.
Непосредственное обеспечение действующих войск продуктами питания и фуражом осуществлялось продовольственной службой Ленинградского военного округа с подачей грузов за счет централизованных поставок. Продовольствие и фураж со стационарных складов ЛенВО поставлялось на головные продовольственные склады армий (станции снабжения дивизий), а затем автомобильным и гужевым транспортом направлялось в полки и отдельные воинские части. Следует отметить, что объем подвоза был весьма значительным из-за отрыва действующих армий от железных дорог. Свыше 60 тысяч автомобилей курсировали между фронтом и железной дорогой [4].
Вместе с тем, боевая обстановка в сложных климатических условиях вносила свои коррективы в организацию питания воинов. Красноармейцы и командиры общевойсковых соединений и воинских частей испытывали величайшие неудобства и даже трудности в питании. Нередко они довольствовались сухими продуктами, а, будучи в отрыве от пунктов питания, в окружении или в других условиях - голодали.
Так, при окружении 163-й и 44-й стрелковых дивизий в районе Суомуссаельми личный состав довольствовался нерегулярно. 27 декабря 1939 года военком 44-й дивизии полковой комиссар А. М. Мызин докладывал: «В частях дивизии сложилось угрожающее положение с обеспечением продовольствием и фуражом. Непосредственно в частях продовольствия и фуража 1 сутодача. На дивизионном обменном пункте ничего нет. Продовольственная рота, высланная на обменный армейский пункт (так в тексте - В.К.), простояла два дня в селении Войница и одни сутки Вокнавала, а продуктов и фуража не получила ввиду отсутствия их на обменном армейском пункте. Кроме того. до сих пор не прибыл полевой автохлебозавод дивизии.»5. Попытки доставить продовольствие в дивизию воздушным транспортом не увенчались успехом из-за погодных условий, несовершенства средств связи и других причин6.
Наступавшая вдоль побережья Ладожского озера 168-я стрелковая дивизия 14 декабря 1939 года подверглась удару со стороны финских войск, была остановлена, а затем окружена. Уполномоченный Особого отдела дивизии младший лейтенант К. И. Огарков характеризовал обстановку и состояние снабжения дивизии как чрезвычайно тяжелые: «Участок дороги, перерезанный финнами, составлял примерно 8-10 км. Но постепенно финны наращивали мощь и, в конце концов, полностью изолировали передовые части от тыла»7.
Чтобы исправить положение, для доставки продовольствия 168-й стрелковой дивизии применялась авиация. Так, 30 % вылетов 3-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка (тбап) приходилось на перевозку грузов для сброса воинским частям, находившимся в окружении. Всего в ходе войны только самолеты 9-го тбап для окруженных войск доставили 74 579 кг продуктов питания. Привлекались и другие самолеты. Однако были случаи, когда сброшенное с самолета продовольствие попадало на нейтральную полосу или прямо к финнам. Летчик 39-го тбап, старший лейтенант Н. Ф. Ременюк по этому поводу вспоминал: «Сбросив мешки, мы резко пошли на набор высоты. Через несколько минут развернулись, и снова пролетели над расположением батальона и увидели необычную картину. Наши и финские солдаты бросились к мешкам без оружия, началась между ними драка и растягивание в разные стороны сброшенных мешков. Помочь своим мы никак не могли».
Была еще одна проблема - армия не имела на своем снабжении сухарей, которые заменялись галетами. Между тем для войск, действовавших в отдалении от железных дорог и располагавшихся бивуачным порядком, сухари и концентраты представляли наиболее подходящие продукты питания. Их проще было доставлять войскам (меньший объем), а также лучше было употреблять личным составом, поскольку эта еда меньше подвергалась замерзанию.
23 января 1940 года состоялось заседание Военного совета Северозападного фронта, на котором были заслушаны доклады должностных лиц и принято постановление «О материально-техническом обеспечении войск фронта». Отмечалось, в частности, по продовольственному снабжению, о недопустимо низкая обеспеченность войск по концентратами, свежими овощами и сеном. От руководства продовольственной службы фронта требовалось в кратчайший срок обеспечить каждого бойца неснижаемым двухсуточным пайком - концентраты, сухари, консервы, галеты [5].
Во втором периоде войны (11 февраля - 13 марта 1940 года) организация снабжения войск Северо-Западного фронта продовольствием улучшилась. Войска имели достаточное количество продовольствия и фуража. Запасы продуктов питания поддерживались в пределах 7-12 сутодач. Личный состав более ритмично обеспечивался свежим хлебом. Горячая пища в боевые порядки подавалась, как правило, два раза в сутки: утром и вечером. На промежуточное питание выдавались сухие продукты.
От продовольственной службы требовалось не допускать перебоев в снабжении боевых частей продовольствием и фуражом. Своевременная и регулярная доставка бойцам и командирам горячей пищи и свежего хлеба была особенно важна в условиях суровой зимы. Горячая пища восполняла большие затраты энергии красноармейцев и командиров, согревала, вселяла в них бодрость. Чтобы не допустить преждевременного остывания пищи во время доставки в подразделения, ее приходилось часто подвозить (подносить) в термосах от полевых кухонь к передовой линии. Термоса укрывали соломенными матами, ватными одеялами, осуществлялся ее дополнительный подогрев еды. Было организовано индивидуальное приготовление пищи из концентратов.
Ставка Главного Военного Совета постановила: из-за ввиду начавшихся больших и устойчивых холодов на фронте, основной суточный паек бойца действующей армии увеличить на 15 граммов сахара, 50 граммов сала. Также было принято решение из-за сильных морозов выдавать всему личному составу с января по апрель ежедневно по 100 граммов водки. Общая калорийность пайка, таким образом, была доведена до 4 449 калорий, вместо 3 717 калорий основного пайка.
Исходя из опыта продовольственного обеспечения войск в период военных действий в Финляндии было принято решение о производстве пищевых концентратов: овощей, горохового супа, пшенной каши. Частично это было выполнено к началу Великой Отечественной войны.
Таким образом, война, которая должна была стать блестящей, стремительной и победоносной, на деле оказалась «незнакомой» и «зимней». Таким же стало и продовольственное обеспечение действующих войск в ходе Советско-финской войны 1939-1940 годов. Питание военнослужащих в начальном периоде войны было организовано с большими проблемами, которые удалось в большой степени решить только в феврале-марте 1940 года. Самым печальным было то, что партийное и военное руководство СССР видело проблемы в организации питания войск в ходе боевых действий, но в оставшийся период до начала Великой Отечественной войны положение кардинально исправлено не было. Ситуация с существенными проблемами в организации полноценного питания военнослужащих почти полностью повторилась в июне-июле 1941 года в западных округах СССР, а особенно на территории Беларуси.