Коррекция программ экономического развития в 1995
рынку.
С лета 1990 года начался переход экономической системы Беларуси к В октябре 1990 года Верховный Совет принял постановление «О
переходе БССР к рыночной экономике». Основой программы рыночных преобразований стала радикальная программа «500 дней» российских экономистов С. Шаталина, Г. Явлинского. Белорусская программа предусматривала следующие направления:
1. Стабилизация экономики, что предполагало уменьшение инфляции государством, сокращение расходов на содержание государственного аппарата. Планировалось уменьшить денежную массу на потребительском рынке запустив механизм приватизации квартир, дач и. т. д.
2. Развитие предпринимательства и конкуренции. Программа объявляла ровный государственную, коллективную, индивидуальную формы собственности. Мелкие предприятия планировалось продать или сдать в аренду, средние и крупные подлежали акционированию, кооперации.
3. Ставилась задача по созданию государственного регулирования экономикой. При этом предусматривалось отказаться от жестокого планирования, строгого распределения ресурсов и товаров. Регулирование должно было осуществляться через деятельность Нацбанка Беларуси, банковскую систему и систему налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования.
4. Ставилась задача создания рыночной инфраструктуры и механизма ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства.
5. Программа предполагала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.
Верховный совет принял ряд законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».
Но реализовать эти планы помешал ряд причин и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. Это проявилось в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, роста инфляции, безработице. С 1991 по 1995 год внутренний валовой продукт сократился на 35 % в отношении к 1990 году, сельскохозяйственное производство на 26 % , заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 году за чертой бедности оказалось более 60 % населения. Внешняя задолженность составляла половину валового продукта
в денежном выражении27.
В 1994 году с приходом А. Лукашенко к власти, было принята «
Программа неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса»
Выполнение этой программы позволило снизить в 1995 году падение основных производственных показателей. Новая ситуация потребовала разработки «Основных направлений социально-экономического
27 Гicторыя Бе ларусi: Вучэб. дапаможнiк. /Пад рэд. В.I. Голубовiча, Ю.М. Бохана -
Мн.:Экоперспектива, 2005, -с 544-547.
развития Республики Беларусь на 1996 –2000 гг.». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики. Основными приоритетами программы стали: экспорт, жилье, продукты питания.
Впервые за период существования Беларуси как самостоятельного государства уже в 1996 г. происходит прирост, в сравнении с 1995 г., ВВП – на 3%, производство промышленной продукции – на 4%, потребительских товаров – на 9%, ввод жилья – на 35%28.
Значительные успехи были достигнуты в выполнении программы 1996 – 2000 гг. В 2000 г. на 10% был превзойден уровень 1990 г. по производству товаров народного потребления, ВВП увеличился за пятилетку на 36%, выпуск продукции промышленности – на 65%, ввод жилья – на 81%29.
Таким образом, начался процесс постепенного преодоления кризисного падения производства. Усиливается роль государственных органов реализации стратегии создания социально-ориентированной экономики.
3 Референдумы 1995 и 1996 гг.
С целью обеспечения эффективной государственной политики Президентом А. Лукашенко была проведена реформа системы исполнительной власти. В начале 1995г. была создана вертикальная структура власти. Она включала исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.
Между тем в обществе продолжались политические разногласия и
борьба.
Важным этапом борьбы между властью и оппозицией стали
парламентские выборы, назначенные на 14 мая 1995г. Для участия в выборах оппозиционные партии организовали предвыборный блок, но победить на выборах не смогли. Президент инициировал проведение в один день с парламентскими выборами республиканского референдума.
На референдум были вынесены следующие четыре вопроса: 1 о придании русскому языку равного статуса с белорусским;
2 о введении нового государственного флага Республики Беларусь и Государственного Герба Республики Беларусь;
3 об одобрении действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией;
4 о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривали возможность приостановления полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
Эти вопросы получили поддержку граждан Республики Беларусь.
28 Там же , -С. 550.
29 Гicторыя Беларусi: Вучэб. дапаможнiк. /Пад рэд. В.I. Голубовiча, Ю.М. Бохана -
Мн.:Экоперспектива, 2005, -С. 550.
В голосовании приняло участие 64,8% избирателей, имевших право участвовать в референдуме. По первому вопросу положительно ответило 83% избирателей, по второму вопросу – 75,1%, за одобрение действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83,3% избирателей, по четвертому вопросу положительно проголосовало 77,7%, принявших участия в референдуме.
В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государственная символика, сняты ограничения в использовании русского языка, более интенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.
Летом – осенью 1996 г. в Беларуси обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом. Постепенно он приобрел характер конфронтации. Каждая из сторон предлагала вынести на референдум свой вариант поправок к действующему с 1994 г. Основному Закону. Согласно президентскому проекту, многих властных полномочий лишался Верховный Совет, согласно позиции парламента – упразднялся даже президентский пост.
В июне 1996 г. Президент внес в Верховный Совет предложение о референдуме по вопросам, которые касались, в том числе, и проблем, закрепленных в Конституции.
1 О перенесении национального праздника с 27 июля (День провозглашения суверенитета в 1990г.) на 3 июля (День освобождения Минска Красной Армией в 1944г.).
2 О свободном обороте земли. 3 Об отмене смертной казни.
4 О принятии новой редакции Конституции Беларуси 1994г.
В условиях обостренной конфронтации в обществе, попыток оппозиции сорвать референдум, а так же неудачной попытки провести Верховным Советом 20 ноября процедуры импичмента Президенту 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум.
За принятия Конституции Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями (новой редакции Конституции Республики Беларусь) проголосовали около 5,2 млн. человек, или 70.45% граждан, внесенных в списки для голосования.
Республика Беларусь – это президентская республика с точки зрения формы правления. Президент является гарантом Конституции, прав человека и гражданина. Исполнительную власть возглавляет Премьер-министр. Новая редакция Конституции расширила права и полномочия Совета Министров.
Вместо однопалатного Верховного Совета был сформирован двухпалатный парламент – Национальное собрание, который состоит из Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (по 8 человек, избранных от каждой области и г. Минска, и 8 человек, назначаемых Президентом).
4 Союз Беларуси и России
Особое значение Республика Беларусь уделяет установлению тесных отношений с Россией. В феврале 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе были заключены соглашения о таможенном союзе, совместных действиях в охране государственной границы, созданы белорусско-российские финансово- промышленные группы.
29 марта 1996 г. подписан Договор о расширении и углублении экономической интеграции четырех стран – Беларуси, России, Казахстана, Киргизии.
2 апреля 1996 г.подписан Договор о Сообществе суверенных государств - Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор обеспечивал гражданам равные права в получении образования, защите здоровья, трудоустройстве, оплате труда, законодательстве. Был создан Высший Совет Содружества.
Важным шагом на пути дальнейшего углубления интеграции двух государств стало подписание 2 апреля 1997 г.Договора о Союзе Беларуси и России.
25 декабря 1997 г. подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Было высказано обоюдное желание двигаться к договорному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств- участников Союза. Эти документы, благодаря настойчивой работе министерств и ведомств, были воплощены в конкретные решения. Было подписано свыше 20 межправительственных и межведомственных договоров по различным направлениям сотрудничества.
Это дало возможность двум государствам 8 декабря 1999 г. подписать Договор о создании Союзного государства. Данный Договор обеспечивает мирное и демократическое развитие двух народов, проведение социальной политики, направленной на создание условий для достойного и свободного развития граждан государств.
Создание Союзного государства предполагает сохранение своего суверенитета. На территориях государств-участников продолжают действовать конституции и национальные законодательства.
Основные политические вопросы остаются в исключительной компетенции государств-участников. По вопросам совместного сотрудничества решение не может быть принято, если одно государство проголосует против. За каждым государством-участником сохраняется право свободного выхода из союзного государства. Основными принципами союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотрудничество и взаимопомощь.
Отличие данного Договора от договоров 1996 и 1997 годов о Создании Сообщества и Союза Беларуси и России заключается в том, что
теперь четко определяется и закрепляется компетенция Союзного государства. В его исключительное ведение передаются положения по созданию единого экономического пространства, по функционированию объединенных государственной и энергетической систем, разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства.
Система органов Союзного государства состоит из Высшего государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств и руководители обеих палат парламентов.
В 2000 г. подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы. Для проведения единой налоговой политики министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения.
Союзное государство провозглашено как социальное, что предполагает проведение согласованной социальной политики.
Таким образом, всеми структурами власти проделана огромная работа по устранению препятствий, мешающих сближению двух государств.
5 Торгово-экономические и научные связи с государствами СНГ, европейскими и другими странами.
С принятием 27.07.1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР начался постепенный переход к самостоятельному осуществлению внешнеполитической деятельности. Проводится многовекторная политика.
В декабре 1991 г. по решению руководителей стран СНГ Минск стал официальным местом, где располагались координирующие органы Содружества.
14 февраля 1992 г. руководители СНГ подписали в Минске декларацию о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения, о согласовании действий в проведении экономических реформ, соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государству, если они были вывезены без их согласия.
Следующим шагом в углублении интеграции стало подписание 8 декабря 1999 Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, а в 2000г этот Договор был ратифицирован обеими сторонами. В рамках этого соглашения два государства действовали по созданию общей правовой базы Союза, более эффективно началась формироваться единое экономическое, оборонное гуманитарное пространство.
Среди стран СНГ Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров и услуг, также основной источник сырья и энергоресурсов, комплектующих изделий. В свою очередь Беларусь для России является поставщиком качественных высокотехнологических товаров, с/хозяйственной продукции, важнейший транзитный коридор.
За 2004 год объем внешнеторгового оборота с Российской Федерацией составил 17,6 млрд. дол.
Значительной вехой в сотрудничестве двух государств стал Первый белорусско-российский экономический форум, проходивший с 6 по 9 сентября 2005 года.
Беларусь выступает за превращение СНГ в региональную организацию с высоким уровнем экономической интеграции, за создание зоны свободной торговли.
При сохранении в Содружестве разногласий, тем не менее, продолжается развитие сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми. Создан Антитеррористический центр государств – участников СНГ.
На Казанском саммите 2005 г. была принята Концепция сотрудничества в борьбе с терроризмом, Концепция военного сотрудничества, Концепция согласованной пограничной политики.
Беларусь активно сотрудничает в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это сотрудничество обеспечивает формирование устойчивых торговых связей, способствует промышленному развитию с использованием сложившегося разделения труда.
Для укрепления безопасности на постсоветском пространстве Беларусь является участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая начала функционировать с 18 сентября 2003г.
Растет роль Евросоюза и Европы в целом во внешней торговле республики. Доля Европы в нашем экспорте составляет 40%. Наиболее крупными торговыми партнерами Беларуси из числа стран – членов ЕС является Германия (15% товарооборота вне СНГ), Великобритания (12,7%), Нидерланды (6,3%), Италия (5,2%)30.
Экспорт Республик Беларусь в страны ЕС мог бы быть гораздо более существенным, если бы Евросоюз не применял антидемпинговые меры в отношении экспортируемой нашей продукции.
За последние десять лет Беларусь закрепилась на рынках большинства стран Азии. Особенно плодотворно развиваются отношения с Китаем. За последние 10 лет товарооборот увеличился в 5 раз. Между двумя странами обеспечен регулярный обмен визитами на высшем уровне.
Таким образом, исходя из национальных интересов, наша страна проводит многовекторную политику. Она признана 159 государствами, со 154 из которых установлены дипломатические отношения.
6 III Всебелорусское собрание. Программа социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг.
30 Более подробно об основных показателях внешней торговли, транспорта и связи см.: Беларусь и страны мира: статистический справочник. –Мн., 2006. –С. 116 – 123.
2-3 марта 2006 г. прошло третье Всебелорусское народное собрание, на котором были утверждены итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2001-2005 гг. и одобрена Программа социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
Оценивая итоги выполнения пятилетней Программы, Президент Республики Беларусь отметил, что ВВП за прошедшие 5 лет вырос больше чем на 43%. «Это невиданные темпы! Если в Европе ВВП возрастал в период с 2000 до 2004 года в среднем на 1,7% в год, в США - на 2,8%, в Японии - на 1,9%, то в Беларуси в прошлом году этот показатель достиг почти 10%. Объем промышленного производства потребительских товаров в стране за 5 лет был увеличен в полтора раза. Мы первыми среди республик бывшего Советского Союза превзошли уровень самого высокого в советский период 1990 года. А тогда были высочайшие темпы развития нашей республики. В
Советском Союзе мы имели самые высокие темпы развития. Мы его превзошли и сегодня прирастаем к тому высокому уровню»31.
Каждый житель Беларуси должен ощутить повышенное внимание и поддержку во всех областях, связанных с жизнедеятельностью, - в экономике, образовании, здравоохранении, сфере бытовых услуг.
В этих целях будут совершенствоваться структура и функции органов государственной власти, осуществляться дебюрократизация государственных услуг и повышаться их качество, внедряться эффективные модели работы с населением на основе заявительного принципа «одно окно», применяться информационно-коммуникационные технологии в деятельности государственного аппарата при принятии решений.
На данный момент, по данным Министерства юстиции, в республике зарегистрировано и действует 17 политических партий, 41 профсоюз, более 2
240 общественных объединений, а также 16 союзов общественных объединений.
Ускорение экономического роста и повышение эффективности работы отраслей экономики позволили решить важнейшую задачу - обеспечить к концу 2005 года номинальную начисленную среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства в сумме 261 доллар США в эквиваленте.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, оптимизации государственного управления. Для ее достижения в области экономики в 2006-2010 гг. будут реализовываться следующие направления:
• рост реальных денежных доходов населения;
• повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры
села;
31 Лукашенко А.Г. Государство для народа. Доклад на III Всебелорусском народном собрании //Сов. Беларусь. 3.03.2006. –С. 3.
• инновационная направленность развития экономики, технико- технологическое перевооружение и реструктуризация производств и на этой основе повышение уровня конкурентоспособности экономики;
• расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также с ЕС.
«Предстоящий период будет характеризоваться переходом к ресурсосберегающему типу производства, при котором решающее значение приобретают не объемы израсходованного металла и затраченной энергии, а человеческий капитал - наука, образование, информация и творческий труд».
Особую значимость имеют планы по повышению уровня и качества жизни сельского населения.
Прежде всего, необходимо создать условия для роста доходов работников, занятых в аграрной сфере: их среднемесячную заработную плату к 2010 году планируется довести до 320-360 долл. США в эквиваленте.
Реализация этих и других мероприятий позволит повысить привлекательность сельскохозяйственного труда и сельского образа жизни, приостановить отток сельского населения (в основном молодежи) в город, обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами и существенно увеличить эффективность аграрного производства.
Основой экономического роста в предстоящей пятилетке станет инновационный путь развития.
Инвестиционная деятельность будет направлена на модернизацию экономики, повышение ее эффективности. Особое внимание предусматривается уделить привлечению инвестиционных ресурсов в производственную сферу, сферу услуг, а также в развитие сельского хозяйства и предпринимательства. Возрастут объемы инвестирования в интеллектуальный капитал как наиболее эффективный объект размещения ресурсов. Инвестиции в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличатся в 1,65-1,75 раза.
В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:
• рост реальных денежных доходов на 149-156%;
• повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников на 152-158%;
• снижение уровня малообеспеченности в 2 раза;
• совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
• дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.
Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее стимулирующей роли для работников и будет основываться на сочетании
государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования.
Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения - повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.
В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.
Это будет достигаться путем:
• оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;
• социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;
• повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;
• совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
• решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах.
Предусматривается дальнейшее совершенствование механизма оказания государственной адресной социальной помощи. Критерий ее нуждаемости будет доведен до уровня бюджета прожиточного минимума, предусматривается отменить категориальный подход при назначении адресной социальной помощи.
Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.
В предстоящей пятилетке в области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.
Образование в Республике Беларусь - один из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности.
В 55 высших учебных заведениях готовятся специалисты по 230 специальностям и более чем 1000 специализациям, что полностью удовлетворяет потребности народного хозяйства в специалистах. По своему выбору белорусские граждане могут обучаться как в государственных, так и в частных вузах.
Государство уделяет огромное внимание поддержке талантливой учащейся молодежи. Так, созданию условий для поиска, становления и
творческого развития одаренной молодежи служит специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. За 10 лет своего существования более 11 тыс. учеников школ, студентов, преподавателей и ученых, которые плодотворно работают с талантливой молодежью, получили от Фонда финансовую поддержку по шести программам его основной деятельности.
Основная цель развития системы образования - приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки специалистов для обеспечения перехода на инновационный путь развития экономики.
Национальная культура является совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных народом, и относится к числу стратегических ресурсов страны. Новую экономику могут построить люди, обладающие не только высоким профессионализмом, но и высокой общей культурой.
Основной целью развития государственной политики является сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие национальной культуры, превращение ее в главную движущую силу нового постиндустриального общества, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.
Молодежь всегда была и остается в центре национально- государственных интересов и выступает главным источником обеспечения социально-экономического развития страны, политической стабильности и гражданского согласия.
Реализация молодежной политики - одно из важных направлений развития белорусского общества.
Главная идея, лежащая в основе концепции молодежной политики,- обеспечение полноценного правового и социального статуса молодых граждан республики, защита их прав и свобод, создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Основные принципы внешней политики государства базируются на соблюдении национальных интересов, свободы, независимости и суверенитета, сохранении экономического роста и повышении благосостояния народа.
Стратегическими направлениями внешней политики Беларуси являются невмешательство во внутренние дела других стран и равноправное экономическое сотрудничество.
Таким образом, один из главных ориентиров развития Беларуси в ближайшие пять лет - «это дальнейшее развитие эффективного правового государства, работающего на благо народа... Мы должны еще больше повернуть государство лицом к простому труженику... Новый этап
государственного строительства на предстоящую перспективу будет проходить под лозунгом «Государство для народа, для человека»32.
8 Программа социально-экономического развития РБ на
Гг.
Программа социально-экономического развития на 2001-2005гг. разработана Министерством экономики совместно с другими министерствами и республиканскими органами государственного управления. Основные положения Программы поддержаны 2-м Всебелорусским народным собранием. Программа утверждена Указом Президента Республики Беларусь 8 августа 2005г.
В программе определены цели и задачи, приоритеты и важнейшие параметры социально-экономического развития страны, определены необходимые ресурсы, показаны возможные социально-экономические последствия.
Пятилетка 1996-2000г. явилась переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране после распада СССР и проводимых с 1991 по 1994гг. либеральных экономических реформ.
С целью вывода страны из кризисного состояния после избрания первого Президента РБ была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1995г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. Принятые меры позволили, начиная с 1996г. преодолеть спад производства, стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, улучшена система социальной защиты. С 2000г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечивающая снижение темпов инфляции.
Основными задачами социально-экономического развития на 2001- 2005гг. являются:
- техническое перевооружение и модернизация экономики, внедрение современных технологий;
- создание необходимых условий для оздоровления населения, повышение его уровня образования и культуры;
- доведение к концу пятилетки среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларов США;
- улучшение экологической ситуации;
- обеспечение комплексности социально-экономического развития городов.
32 Лукашенко А.Г. Государство для народа. Доклад на III Всебелорусском народном собрании //Сов. Беларусь. 3.03.2006. –С. 4.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи намечалось совершенствование системы государственных пособий семьям, совершенствование налоговой политики в интересах семьи.
В программе указывается, что молодежная политика направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жизненных условий, поддержка учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду.
Развитие образования предполагалось осуществлять на основе доступности единства образовательных и воспитательных задач, фундаментальности развития разнообразных форм образовательных учреждений.
Особое внимание должно быть уделено развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями, увеличению библиотечных фондов, восстановлению и реставрации памятников истории, культуры, исторических комплексов, фондов, музеев, архивов и библиотек.
Особое внимание в программе предполагается уделить формированию здорового образа жизни.
Для обеспечения поставленных задач в Программе намечено развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
В процессе реформирования государственной собственности предполагается обеспечить экономическую безопасность и приоритет интересов государства и граждан Республики Беларусь.
В течение прогнозируемого периода необходимо обеспечить комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность. Это позволяет активно развиваться малому и среднему бизнесу.
Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в стране должно стать эффективное, менее энергоемкое и материалоемкое производство, рациональное использование трудовых ресурсов. Государственной задачей является стимулирование и поддержка наиболее передовых отраслей и предприятий.
Перед аграрнопромышленным комплексом ставится задача более полного и надежного обеспечения населения продуктами питания, а перерабатывающую промышленность – сырьем. Необходимо активизировать экспорт сельскохозяйственной продукции, укрепить продовольственную безопасность страны.
В программе определены основные задачи внешнеполитической деятельности. Среди приоритетных направлений выделяются внешнеторговые связи со странами СНГ, отношения в рамках Европейского экономического сообщества. Развитие экспорта позволит существенно улучшить состояние платежного баланса государства.
Таким образом, стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества на основе современных тенденций
мирового экономического развития. Программа базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования.
Литература
1 Гicторыя Беларусi у кантэксце сусветных цiвiлiзацый. /Пад рэд.
В.I. Голубовiча.-Мн., 2005, -с 584. 106 экз.
2 Гicторыя Беларусi: у 2ч. /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн., 1998. -400с., 150экз.
3 История Беарусi. Словарь-справочник. –Мн., 2000.
4 История Беларуси. Часть 2 /Под ред. Трещенка Я.И. –Могилев, 2005. -310с., 86 экз.
5 История Беларуси. Учеб. пособие /Под ред. Кохановского А.Г. и Яновского О.Я. –Мн., 1997. -448с., 2 экз.
6 Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. -Мн. 2002.-592с., -592с., 9экз, 1998, -592с., 29 экз. 7 Нарысы гiсторыi Беларусi. /Пад рэд. М.П. Касцюка: У 2-х ч. Мн.
1994, 1995. -500с. 300экз.
8 Саракавiк I. А. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветнай гiсторыi.
Мн., 2006. -456., 30 экз.
9 Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособие. В 2ч. Ч 1. Досоветский период. 2-е изд. –Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. 176 экз.
10 Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. –Мн.: Вышэйшая школа, 2004. -463с., 30экз.