Методика редакторского анализа текста
Редакторский анализ - сложнейший мыслительный процесс, и структура его (составные части и связи между ними) очень сложна.
Редакторский анализ протекает как бы в трех плоскостях.
Во-первых, он делится на части, поскольку само произведение состоит из многих элементов и частей (единиц текста), каждая из которых требует самостоятельного анализа.
Во-вторых, он состоит из частей потому, что единицы текста подвергаются не одной, а многим мыслительным операциям, у каждой из которых своя цель:глубоко овладеть смыслом того, о чем пишет автор, т.е. понять текст, и уяснить. Какими формальными средствами пользовался автор для передачи смысла;убедиться в том, что глубокое понимание текста действительно достигнуто;выяснить, какому читателю адресован текст по сути его содержания и формы и что представляет собой этот читатель, каковы его наиболее существенные особенности именно как читателя;представить. Как поймет текст потенциальный читатель;определить, на что текст реально нацелен и на что нацелить его желательно;
установить, какими общими, особенными и индивидуальными чертами обладает произведение, каков замысел автора;
вообразить, как изменится читатель под влиянием прочитанного текста, каким будет результат чтения.
Редакторский анализ начинается с чтения рукописи, которое имеет существенные особенности.
Первая особенность состоит в том. Что редактор воспринимает текст не как информацию, а как реальность, все время подверганя его критике.
Вторая особенность заключается в том, что редакторское чтение заставляет мысленно делить текст на части, так как объем доступного глубокому пониманию и критическому рассмотрению материала ограничен психологией восприятия. Текст книги редактор как бы делит на главы, главы - на разделы, разделы - на абзацы, абзацы - на отдельные фразы.
Среди многих редакторских чтений рукописи выделяются три основных:
1) ознакомительное;
2) рецензентское, оценочное;
3) шлифовочное, отделочное чтение.
1. Ознакомительное чтение. Его основная функция - общая познавательная ориентировка в содержании и форме произведения. Она позволяет понять его в целом и при дальнейшем, углубленном чтении осознавать место и роль каждой единицы текста в содержании всего редактируемого произведения. Она помогает построить общую модель читателя, определить главное функциональное назначение издания, сформулировать важнейшие особенности произведения и автора.
2. Рецензенское, оценочное чтение. Его функции - углубленное осознание, проработка, анализ, оценка и критика текстовых единиц (от малых до самых крупных) и всего текста в целом по основным принципиальным вопросам содержания и формы редактируемого произведения.
3. Шлифовочное чтение. Его функции - анализ и оценка одобренного, признанного пригодным и к изданию произведения, поиск средств устранения причин частных несовершенств, использование этих средств и контроль за их влиянием на текст. На прогнозируемый результат чтения потенциального читателя Мильчин. А.Э. Методика редактирования текста. Изд. 3-е, перераб. и доп. -- м.: Логос, 2005 . -- С. 122..
Для профессионального чтения редактора в целом характерно следующее:
связь с анализом произведения. Редакторское чтение должно сопровождаться постоянным осмыслением содержания всех понятий. Неточное понимание значения слова может привести к недостаткам любого рода - от стилистической погрешности до концептуальной ошибки;
критическое отношение к читаемому материалу;
критическое отношение к собственным суждениям, выводам и оценкам. Критическое отношение к своей работает исключает поспешные категорические выводы, нехарактерные для творческого процесса;
осмысление материала произведения в полном объеме по всем его элементам;
рациональный подход к восприятию литературного материала;
оценка собственного эмоционального состояния и реакции на текст. Выявление причин, вызвавших те или иные эмоции, позволяет прогнозировать воздействие литературного материала на читателя;
подчинение процесса чтения определенной целевой установке. От этого зависит характер чтения: его скорость, равномерность, фрагментарность и др. Когда нужно изучить произведение, чтение должно быть неторопливым вдумчивым, сопровождающимся глубоким анализом. Если же в какой-то момент потребовалось работы потребовалось уточнить рубрикацию одного раздела, то чтение будет фрагментарным, беглым, фиксирующим ключевые смысловые звенья содержания. Итак, профессиональное чтение редактора может быть сквозным и фрагментарным, быстрым и медленным, равномерным и неравномерным;
поддержание внимания необходимыми усилиями воли. Профессиональное чтение требует постоянного внимания, которое поддерживается усилиями воли, интересом к произведению, профессиональным интересом. Редактора лично может не интересовать тема, рассматриваемая в произведении, но его должно интересовать произведение с точки зрения решения профессиональных задач, возможности подготовки издания, поиска оптимального варианта произведения;
многократность процесса;
запись замечаний в разных формах (на полях авторского оригинала, на отдельных листах бумаги, в рабочей тетради). Пометы такого рода на первой стадии работы над рукописью позволяют фиксировать наблюдения. Сделанные во время редакторского анализа. Затем они служат материалом для обобщения при подготовке редакционного заключения. В дальнейшем пометы используют и во время исправления текста. Это весьма действенный способ оказания конкретной помощи автору в совершенствовании его произведения. В некоторых случаях (например, при подготовке к печати художественного произведения0 их можно считать основной формой редакторской работы. Иными словами, "редакторский анализ как профессиональный метод представляет собой комплекс специальный приемов, позволяющих выполнять редакционно-издательскую работу целесообразным путем в полном объеме и с должным по качеству результатом
16.современная периодическая печать США. сравнительная харктеристика
В последние несколько лет целый ряд специалистов и экспертов по вопросам прессы сделали громкие заявления об уменьшении аудитории новостных программ и газет. Эти заявления подкреплены многочисленными исследованиями, опросами, статистическими данными. Особенно болезненные явления происходят на рынке периодической печати США, так как уровень компьютеризации населения в этой стране максимально высок. Согласно исследованиям Гарвардского университета, за прошедшее время количество читателей газет в США сократилось на три процента, а новостные программы больше не интересуют около миллиона слушателей. В то же время был отмечен явный рост аудитории новостных интернет-порталов, особенно в таких системах как Google, AOL, Yahoo!, Digg.com и т.д. Даже крупные и самые авторитетные американские издания вроде The New York Times или Washington Post уже проигрывают в популярности интернет-порталам, хотя полностью лишиться своих читателей им в ближайшее время не грозит.
Однако мелкие местные представители периодической прессы уже практически потеряли не только своих читателей бумажных газет, но посетителей своих Интернет-страничек. Исследовательская группа «Проект в поддержку профессиональной журналистики» подтверждает данные Гарвардского университета в своем докладе о современном состоянии средств массовой информации Соединенных Штатов. Авторы данного доклада утверждают, что все виды традиционной периодической печати переживают в последние несколько лет своеобразный кризис читательского интереса. Однако в этом докладе содержится и определенное противоречие результатам анализа современного рынка прессы, проведенного в Гарварде. Представители «Проекта в поддержку профессиональной журналистики» заявляют, что рост пользователей интерактивных новостных ресурсов также прекратился. Эти данные позволяют утверждать, что кризис потребительского интереса к новостным ресурсам затронул и Интернет, а, следовательно, проблема возвращения аудитории читателей новостей становится более глобальной. Правда, в этом кризисе содержится и некое положительное зерно: согласно все тем же исследованиям, печатные СМИ больше не воспринимают электронные новостные ресурсы как своих врагов, и даже наметились перспективы консолидации усилий с ними по продвижению информационного продукта и подъема угасающего читательского интереса.
Американская пресса находится в частном владении. Издание газет и журналов монополизировано, и уровень концентрации и монополизации печатной индустрии достаточно высок: более половины периодических изданий страны принадлежит крупным газетно-журнальным концернам. В США насчитывается 149 компаний, владеющих двумя и более газетами и контролирующих почти 71% всех ежедневных газет и 77% их тиража. 20 крупнейших монополий прессы контролируют 52% тиража ежедневных газет.
Многие ученые увязывают начало новейшей истории казахстанской журналистики со второй половиной прошлого столетия. Первые годы независимости выделяется цепью экономических и политических кризисов и в этот отрезок времени журналисты, редакционные коллективы казахстанских СМИ жили под постоянной угрозой увольнений, банкротств, навязываемых слияний и поглощений. И, несмотря на все эти трудности, казахстанская печать выжила и пополнилась многими новыми изданиями, которые быстро укрепили позиции и заняли свою нишу в информационном поле страны. Главным достижением был уход от опеки государства и, главное, от партийного руководства печатью. В этом процессе, длящемся второй десяток лет, наметился целый ряд тенденций, характеризующих наиболее существенные стороны эволюции прессы, ее современный типологический облик. Политизация сегмента общественно-политической прессы характерна для казахстанской печати, начиная с конца 80-х годов. Курс на перестройку дал возможность казахстанским журналистам более смело высказываться по разным вопросам общественной жизни, критикуя, в том числе и руководство. Ориентация на новые целевые читательские группы является отличительной чертой печати независимого Казахстана. В постперестроечные годы появилось множество газет и журналов, предназначенных для детей, молодежи, пенсионеров, предпринимателей и других читательских групп. При этом новые газеты и журналы стали ориентироваться на более мелкие целевые читательские группы, что на фоне нестабильной экономической ситуации также привело к уменьшению тиражей и их закрытию. Это газеты «Азия дауысы», «Мадениет»(4), «Кооперативные новости» и другие. В этот период многие газеты прекратили выход, не выпустив даже двух-трех номеров, и забыты читателями, либо вовсе остались в виде нереализованных проектов. Эта группа изданий в журналистике известна под названием «Потенциальная журналистика». К ним можно причислить периодические издания «Туркестан» (А.Естекова), «Хак» и другие.С приходом новых рыночных отношений изменилась не только структура общественно-политических изданий, но и появились газеты, журналы, ориентированные на принципиально новые группы читателей. В первую очередь, активно стала развиваться деловая печать. Первые деловые издания еженедельники «Панорама», «Деловая неделя» и другие.Еще одна тенденция, которую можно назвать географической централизацией системы печати. Суть ее заключается в том, что подавляющее большинство новые периодические печатные СМИ издаются в основном в южной и северной столице, в Чимкенте и Караганде. Эти города предоставляют редакциям наибольшие полиграфические возможности, широкий выбор квалифицированных кадров, богатую экономическую, информационную инфраструктуру. На рынке казахстанской прессы также наметилась стремление к расширению географии распространения, издаваемых газет и журналов, местных, областных издании за пределами региона. Тому пример газеты «Ак орда» (Атырау), а также многих периодических издании из областных центров г.Караганда, г.Чимкент. Вместе с тем, отечественные издания стали распространять за пределами Казахстана, в соседних странах. Это журнал «Караван бизнес ньюс» и другие.Еще одно направление развития печати - обращение к дореволюционным традициям казахской журналистики как в отношении содержания, так и в отношении форм, возобновление ряда изданий, существовавших в Х!Х- начале ХХ веков. К примеру, среди молодежных общественно-политических и литературно-художественных журналов первым был "Жас казак", выходивший с октября 1923 по май 1925 года. В марте 1991 года вышел первый пилотный номер газеты «Жас казах», созданный по инициативе группы молодых поэтов и писателей при Молодежном Совете Союза писателей Казахстана. Не имея финансовых средств, материально-технической базы, бумаги, даже редакционного офиса, это издание, благодаря стараниям и усилиям нескольких фанатов, в мае 1991 года впервые вышло в свет.Вместе с тем, в это время происходит появление большого числа изданий, которые можно отнести к понятию «Псевдожурналистика». Под этим термином мы подразумеваем политические рекламно-агитационные материалы, обличенные в газетную форму и имитирующие собой традиционно-политическое издание. Концепция новой рекламной газеты, огромный тираж которой предполагалось распространять путем бесплатной рассылки, была едва ли не революционной, однако время показало, что ее создатели не прогадали – даже в условиях экономического кризиса начала и середины 90-х годов газеты постоянно привлекали рекламодателей и сохраняли стабильный тираж. «Из рук в руки», «Крыша», «Колесо» и др.За независимости система казахстанской печати пополнилась многими новыми изданиями, которые быстро укрепили позиции на рынке и заняли свою нишу. Главным достижением был уход от опеки государства и от партийного руководства печатью. За этот период наметился целый ряд тенденций, характеризующих наиболее существенные стороны эволюции прессы, ее современный типологический облик и направления ее дальнейшего развития.