Правительства, системы и режимы. Френсис Фукуяма (Francis Fukuyama, p
Френсис Фукуяма (Francis Fukuyama, p. 1952)
Американский социальный философ и политолог. Родился в Чикаго, США, в семье протестантского священника. Был членом Отдела планирования политики Государственного департамента США, консультантом «Rand Corporation». Стойкий приверженец позиций Республиканской партии США, Фукуяма приобрел международную известность своей статьей «Конец истории?» (1989), ставшей затем основой монографии «Конец истории и последний человек» (1992). Здесь он утверждал, что история идей, в сущности, закончилась, ибо мир признал либеральную демократию в качестве «окончательной формы правления». Темой других его работ «Доверие» (1996) и «Великий разлом» (1999) — связи и взаимоотношения между экономическим развитием и внутренней солидарностью, единством общества. Его идеи оказали большое воздействие на философию «новых правых».
серьезном. Всегда какие-то критерии в них были более, а какие-то менее важными. Как правило, при выборе критериев следует ответить на следующие вопросы:
• Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое участие верхами общества либо оно охватывает все население?
• Как достигается общественное согласие или подчинение — через применение силы или угрозы силой, через переговорный процесс и «торг», через компромисс?
• Носит ли правительственное управление централизованный или децентрализованный характер? Какие сдержки и противовесы действуют в политической системе?
• Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система открытой и соревновательной или она закрыта для конкуренции политических сил?
• Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются права и обязанности между правительством и гражданами?
• Каков уровень экономического развития страны? Каков в ней уровень жизни, насколько ровно в ней распределено материальное богатство?
• Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на рынок или на централизованное планирование, какова экономическая роль правительства?
• Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим, обладает ли он способностью реагировать на новые требования и вызовы?
В XIX—начале XX в. в классификациях преобладал конституционно-институциональный подход, шедший от классических типологий. В центре внимания здесь были, скажем, различия между писаными и неписаными конституциями, парламентскими и президентскими режимами, федеральными и унитарными системами. В 1950—1960-х годах получил развитие структурно-функциональный подход, сформировавшийся под влиянием системной теории. В этом подходе основное внимание уделяли уже не институтам, а реальному функционированию политических систем, в особенности тому, как воздействия на ее «входе» преобразуются в результаты на «выходе». В концепции «трех миров» был заложен экономико-политический
I. Политические теории
Ф К понятийному аппарату
Термин «полиархия»(букв, «правление многих») в основном относится к институтам и процессам в механизме современной представительной демократии. Как особый режим полиархию можно отделить от всех недемократических систем и систем со слаборазвитой демократией, основанных на классической, или афинской, модели прямого участия. Наиболее точно полиархию можно определить как грубое подобие демократии, так как она функционирует благодаря институтам, принуждающим правителей принимать во внимание интересы и пожелания электората. Основными чертами полиархии являются следующие (Даль, 1989):
• правительство состоит из избираемых чиновников;
• выборы свободны и открыты;
• практически все достигшие совершеннолетия имеют право голосовать;
• право избираться на государственный пост не ограничено;
• наличие свободы слова и права на критику и протесты;
• у граждан есть доступ к независимым источникам информации;
• группы и сообщества получают по меньшей мере относительную независимость от правительства
(идеологический) подход, главным критерием в котором был уровень экономического развития системы и ее общая политическая и идеологическая ориентация. Подход, предлагаемый в этой книге, в том или ином отношении отличается от каждого из данных выше. Будем учитывать три основные характеристики режима — его политический, экономический и культурный аспекты. Центральная идея нашего подхода состоит в том, что системы различаются не столько по своим конкретным политическим, экономическим или культурным параметрам, сколько по тому, как эти параметры воздействуют друг на друга и переплетаются между собой в
реальной жизни (см. рис. 2.2).
Предлагаемый подход, и это представляется его достоинством, заостряет внимание на том, что политические и экономические институты могут функционировать совершенно по-разному в зависимости от своего культурного контекста: например, многопартийные выборы и рыночная экономика в либеральной культуре западных обществ — это одно, в культуре незападных обществ — нечто иное. При этом нужно понимать, что на фоне глубочайших политических переворотов конца XX в. любая классификация будет носить временный харак-Рис. 2.2. Основные характеристики режиматер. Сами политические системы сегодня изменяются столь быстро, что классифицировать их в высшей степени сложно: это вечная гонка за постоянно изменяющейся политической реальностью.