I. Три основных уровня управления


Управляющие высшего звена

Президент Генерал

Папа римский Ректор университета


Управляющие среднего звена

Директор предприятия Полковник Кардинал Главный бухгалтер


Управляющие низшего звена

Начальник цеха.отдела

Капитан

Пастор

Декан

II. Соотношение уровней управления с целями и планами организации


Уровень целей

Предназначение

Уровень планов


Управляющие высшего звена
Вся организация
Управляющие среднего звена
Основные подраз-деления и функции
Управляющие низшего звена

I. Три основных уровня управления - student2.ru

Подразделения и отдельные работники

Рис.24. Иерархия управления (82)

званы обеспечивать техническую помощь руководителям и спе­циалистам управления, в частности, при выработке и реализации управленческих решений (сбор, первичная обработка, хранение и выдача информации, учет, контроль и т.п.).

Указанная классификация кадров управления позволяет четко сформулировать требования к каждому работнику в зависимости от его принадлежности к той или иной группе и организовать необходимую для данной категории работников систему их под­бора, подготовки и рационального использования. Различие функций отдельных категорий кадров управления обусловливает специфику работы с ними, необходимость постановки особых задач, использования специальных форм и методов кадровой ра­боты (91).

НОРМА УПРАВЛЕНИЯ

Количество людей, находящееся в непосредственном подчине­нии у менеджера, называется нормой управления, или сферой кон­троля (82). Когда в непосредственном подчинении у менеджера находится большое количество людей, он обладает высокой нор­мой управления; когда же это число невелико, то норма управле­ния менеджера низка. Естественно, что для достижения постав­ленных целей потребуется тем меньше менеджеров, чем выше нормы управления, которыми они обладают.

На формирование нормы управления действует ряд факторов. Среди них индивидуально-психологические способности управ­ляющего, уровень профессионализма и культуры работников, виды их мотивации и род профессиональной деятельности. Обычно высококвалифицированные работники в меньшей мере нуждаются в управлении, чем менее квалифицированные. Поэ­тому менеджер организации, состоящей почти исключительно из профессионалов или ученых, может иметь высокую норму упра­вления (82).

Норма управления определяется числом иерархических уров­ней в организации, т.е. зависит от того, является ли ее вертика­льная структура высокой или плоской. Высокая структура имеет более низкую норму управления и больше иерархических уров­ней, а плоская -- более высокую норму управления и меньше иерархических уровней (см. рис.25). Высокие структуры требуют больше средств на свое содержание, замедляют деловое общение и принятие решений, затрудняют четкое определение обязаннос­тей и ответственности (82).

I. Плоская структура

Римская католическая церковь


Кардиналы
Епископы Священ­ники

I. Три основных уровня управления - student2.ru

II. Высокая структура

Армейская структура


Капитаны и лейтенанты
Сержанты и старшины
Рядовые

I. Три основных уровня управления - student2.ru

Рис.25. Плоская и высокая организационные структуры (82)


Наши рекомендации